Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение К РАБОТЕ






Вынесенный в название подраздела вопрос является од-
ним из наиболее важных по сравнению с другими сфера-
ми жизнедеятельности. Проведенный в рамках Всемир-
ного исследования трудовых ценностей, охватившего
более тридцати стран, сравнительный анализ выявил ряд
особенностей российского общественного самосознания
(Магун, 1996). Как и во многих других странах, у россиян
первое место по значимости занимает семья, а работа
рассматривается в качестве второй по важности сферы
жизни. Однако разрыв между субъективной значимостью
работы и семьи в мировоззрении российских граждан
наиболее заметен и является одним из самых больших в
мире. Объясняется этот разрыв, по мнению автора ука-
занной выше работы, низкими оценками значимости
своего труда, характерными для российского населения.

Второе важное отличие России от средних ранговых оце-
нок в других тридцати двух странах заключается в приори-
тете ценности высокого заработка, что отражает реальное
противоречие социалистическому канону предыдущих семи
десятилетий, выражающемуся в лозунге " приоритета ду-
ховных ценностей над материальными". Анализ ранговых
значений ценностей на основе индекса " усиления ценнос-
тей бескорыстной самоотдачи и ослабления материальных
ценностей" выявил низкие значения этого индекса у рос-
сиян, предпочитающих " ценности максимизации надеж-
ного заработка и сокращения трудовых затрат при безраз-
личии к активной самоотдаче, направленной на социально
значимые ситуации" (там же, с.56). Приведенные резуль-
таты вполне соответствуют содержательной интерпретации
двухмерной системы координат (Магун, 1996), долгое вре-
мя формировавшей установки на отношение к работе в
рамках универсальных противопоставлений:

* общественная польза vs личный интерес

* " духовные ценности" vs " материальные блага". '


 

Декларативный упор на левые полюса указанных ди-
хотомий вызвал известное противоречие в структуре мо-
тивов, что, в конечном счете, вызвало негативную ок-
раску понятия " общественная польза" и привело к дис-
кредитации тех духовных ценностей, которые связаны
" с удовлетворением потребностей человека в самореали-
зации, новизне, достижениях и в признании его как
творческой личности" (там же, с.47).

Такое своеобразное положение россиян на общей
шкале измеряемых ценностей свидетельствует, скорее
всего, о " власти ситуации" (Ross, Nisbett, 1991), усили-
вающейся в эпоху перемен. Хотя нельзя сбрасывать со
счетов и выработанные в течение многих десятилетий
общественные установки, нередко определяющие базо-
вые компоненты как массового, так и индивидуального
этнического сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.