Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований






Если в России современный этап изучения темпера-
мента начался с работ Б.М.Теплова, В.С.Мерлина и их
учеников, применивших учение И.П.Павлова о свойствах
нервной системы к типологическим исследованиям чело-
века, то в США современная теория изучения темпера-
мента началась в конце 1950-х годов с Нью-йоркского
лонгитюдного исследования, инициированного Алексан-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


дром Томасом, Стеллой Чесс (Thomas, Chess, 1977) и их
коллегами (Plomin, 1986). Как указывает Стреляу (Strelau,
1991), приоритет американских психологов заключается
прежде всего в междисциплинарном подходе к анализу
темперамента и его развития у детей, изучаемого с помо-
щью лонгитюдного метода. Можно отметить два общих
признака для российского и американского подходов, ко-
торые и оказались дифференцирующими критериями со-
временного этапа в изучении темперамента человека. Это
касается представлений о природе темперамента и опре-
делении самого конструкта. Во-первых, подавляющее боль-
шинство исследователей считает темперамент " относитель-
но устойчивой, врожденной базовой диспозицией, кото-
рая определяет вариативность многих поведенческих черт"
(McCall, 1979), и, во-вторых, с точки зрения психологии
развития, темперамент оказывается первой координатой,
характеризующей формирующуюся специфику индиви-
дуального поведения.

5.3.1. первые ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Представьте, что вы вдруг оказались в покоях для ново-
рожденных младенцев в современном Доме матери и ре-
бенка. Случайный взгляд, брошенный на ровные ряды угу-
кающих, орущих или мирно посапывающих в своих кро-
ватках младенцев, вызывает странное ощущение, похожее
на панику. Почему-то кажется, что все новорожденные
похожи друг на друга. Однако мать, увидев хотя бы раз
своего ребенка, почти безошибочно узнает его среди ос-
тальных. И дело здесь не только в " шестом чувстве" или
сверхъестественной материнской интуиции. Психологи
выделяют шесть основных различий в поведении новорож-
денных:

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реа-
гируют на широкий спектр стимулов, другие относятся ко
многим стимулам безразлично.

2. Степень общей активности — с самого рождения не-
которые младенцы гораздо чаще остальных совершают дви-
жения телом, делают больше поворотов головой и т.п.


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 139

3. Возбужденность младенцев проявляется в том, много
или мало они кричат и плачут.

4. Беспокойство во время сна — одни младенцы спят
крепко, другие двигаются всю ночь напролет.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро
привыкают ко всему новому и непривычному.

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят,
чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие
не очень это " приветствуют".

По мнению многих авторов (см. Bee, 1978; Fries, 1954;

Schaffer & Emerson, 1964), эти поведенческие признаки
обусловлены темпераментом, который начинает проявлять-
ся с самого раннего возраста. В поведенческой картине
младенца уже проступают контуры инструментальной сто-
роны поведения будущей взрослой личности.

5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей

Александр Томас и Стелла Чесс с сотрудниками
(Thomas, Chess, Birsh, 1970) обследовали 141 ребенка с
целью изучения темперамента, который они определяли
по степени выраженности моторной активности, чувстви-
тельности к стимулам и характеру реакций на новые объек-
ты. В первую очередь были отобраны малыши с " легким" и
" трудным" темпераментом. Первые с готовностью адапти-
руются к новым ситуациям, реагируют с низкой или сред-
ней интенсивностью, пребывают, в основном, в хорошем
настроении и отличаются ритмичностью телесных прояв-
лений. " Трудные" же младенцы характеризуются противо-
положными признаками. Некоторых малышей назвали " не-
торопливыми", имея в виду склонность не сразу обнару-
живать интерес к чему-либо, а " воодушевляться посте-
пенно". И, наконец, остались те, кого нельзя было отнес-
ти к какой-нибудь определенной группе. Их назвали " не-
постоянными", характеризующимися смешанными черта-
ми поведения. При анализе распределения выделенных
типов обнаружилось, что 40% малышей относятся к кате-
гории " легких", 15% оказались " неторопливыми", 35%
" непостоянными" и только 10% " трудными". Однако са-
мым примечательным оказался факт устойчивости опи-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


санных признаков во времени. " Легкие" дети сохраняли
типичные поведенческие черты при обследовании в пяти-
летнем и в десятилетнем возрасте.

Указанные в лонгитюдном исследовании темперамен-
тальные признаки, конечно же, не единственные. К осо-
бенностям темперамента, как мы уже отмечали, относят
активность и эмоциональность, темп и скорость, плас-
тичность и устойчивость к стрессу. Несмотря на огромное
многообразие, признаки темперамента могут быть сведе-
ны к некоторым базовым характеристикам или метапара-
метрам, таковы, например, нейротицизм или экстраверсия.
Принято считать, что эти черты остаются довольно устой-
чивыми на протяжении долгого периода времени, а иног-
да и в течении всей жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.