Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная специфика психических процессов. И, добавим, возникающих на этой основе стратегий само- регуляции.






и, добавим, возникающих на этой основе стратегий само-
регуляции.

Не менее интересным — по сравнению с изучением
уровня непроизвольной регуляции, в основе которой ле-
жат внесознательные, находящиеся вне фокуса сознатель-
но организованного контроля, механизмы — оказывается
анализ произвольных действий и поступков, традиционно
относящихся к сфере воли. Н.Ф.Круглова (1990) рассмот-
рела индивидуально-типические особенности произволь-
ной регуляции у школьников шестых—восьмых классов,
сопоставив волевые характеристики с успешностью обу-
чения, особенностями мышления и уровнем самостоятель-
ности в работе. В результате было выделено три группы
учащихся, различающихся по степени сформированности
и осознанности регуляторных функций. В группе А учащи-
еся проявляли самостоятельность, добивались заданных
результатов при рациональном способе деятельности. В груп-
пе В было снижено умение анализировать значимые при-
знаки, школьники отличались несамостоятельностью и
нуждались в помощи для успешного выполнения заданий.
В группе С ученики, хотя и проявляли достаточный уро-
вень самостоятельности, показали сниженную способность
к обобщению, неоптимальность способов работы при от-
казе от прямой помощи, а также плохой самоконтроль.
При этом возрастных изменений в выявленной регулятор-
ной типологии обнаружено не было.

4.5. Стиль речи: как мы говорим?

Речь — одна из наиболее ярких отличительных индиви-
дуальных особенностей человека. Детская способность ис-
пользовать язык становится важным фактором регуляции
эмоций. Едва научившись говорить, дети гораздо охотнее
пользуются речью для выражения своих чувств, чем ми-
микой и жестами. Анализ становления языка в детском
возрасте является такой же увлекательной задачей, как и
анализ когнитивного развития. Воззрения психологов на
эту проблему группируются вокруг трех основных устано-
вок на природу вербального способа самовыражения, ко-
торый:


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)...


 


— образуется в результате структурных изменений в
процессе индивидуального развития, так как очевидно,
что все дети проходят одинаковые стадии становления речи;

— обладает выраженной специфичностью в результа-
те установленных различий в скорости созревания ин-
дивидов;

— проявляется лишь в виде небольших нюансов каче-
ства детской речи (имеет различную стилевую окраску).

Очевиден и житейский факт — разные родители, гово-
ря о своих детях, не преминут отметить отличия в их вер-
бальных способностях. Исследования на тему: " В чем при-
чины различий в детской речи", как всегда, идут во встреч-
ном направлении — со стороны поиска доказательств ге-
нетического влияния на исследуемый феномен, и со сто-
роны выявления подтверждений средового воздействия.

Используя стандартный тест языковых навыков, Гарри
Мюнзингер и Артур Дугласе {Munsinger & Douglass, 1976)
протестировали группы моно- и дизиготных близнецов, а
также группу неблизнецовых сибсов. Возраст тестируемых
был от трех до семнадцати лет, так что в этом случае речь
шла о достаточно сформированном уровне языковых на-
выков, а не о развитии. Была подтверждена гипотеза о вклю-
ченности генетической компоненты в индивидуальный
уровень развития вербальных способностей — корреляции
между языковыми оценками монозиготных близнецов были
значительно выше (.83), чем у дизиготных (.44). Исследо-
вание с помощью генеалогического метода также обнару-
жило генетическое влияние (Hardy-Brown et a/., 1981). На
первом году жизни интенсивность и понятность детской
речи можно было лучше предсказать, зная когнитивные
способности генетических родителей, чем на основе зна-
ния языковых навыков приемных родителей.

В пользу гипотезы о средовом влиянии говорит неоднок-
ратно упоминавшийся в литературе факт — если родители
больше говорят со своими детьми, то развитие языковых
способностей малышей идет намного быстрее. Но это не
противоречит и генетической гипотезе — ведь родители с
лучшими языковыми навыками, имеющие соответствен-
но больший объем общения, могли передать ген " говоре-
ния" по наследству своим детям. Однако Карен Харди-Бра-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.