Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциальная психология: основные понятия. Собой простой набор глав






собой простой набор глав. Чаще всего они включают изло-
жение не связанных между собой теорий, либо обзор фак-
тов по отдельным областям изучаемой проблемы. Со вре-
менем добавляются новые подходы, накапливаются но-
вые факты. Но все это (Eysenk, 1983) не является эволю-
цией парадигмы, и ни одна из традиционных линий диф-
ференциально-психологического исследования не была
пока принята в этом качестве.

Вместе с тем научной общественностью допускается ряд
имплицитно существующих во множестве теорий парадиг-
мальных установок. Так, исследования в области индиви-
дуальных, типологических и групповых различий — не-
зависимо от субъективной позиции авторов — ведутся в
контексте универсальных смысловых " связок" (цепочек,
chanks, sets), определяющих дифференциально-психоло-
гические координаты изучения человека: биологическое-
психологическое—социальное, общее—особенное—уни-
кальное, устойчивое—флуктуирующее—изменчивое etc.
Представители всех сложившихся к настоящему времени
подходов подчеркивают необходимость разведения уровней
(но мало кто говорит о принципах соотнесения уровней
ментальной реальности) анализируемого феномена — орга-
низмического и личностного, индивидного и группового,
то есть об установлении, в первую очередь, родо-видо-
вых соотношений в изучаемой феноменологической
структуре. О важности разведения уровней говорится при
анализе темперамента, стиля, интеллекта, способнос-
тей, иерархии потребностей, мотивов и целей, личнос-
ти в целом.

В школе дифференциальной психофизиологии, ведущей
свою научную традицию от идей И.П.Павлова (1951 а, б, в),
содержание того, что Т. Кун назвал позднее Образцом,
выражено в парадигмальной формулировке " организм-
индивид—личность". В сформированном Б.М.Тепловым и
В.Д.Небылицыным научном направлении исследуются и
соотносятся между собой различные уровни индивидуаль-
ности (см. Базылевич, 1996; Голубева, 1994; Крупное, 1996;

Лейтес, I960; Рождественская, 1997; Русалов, 1979; Strelau,
1983 и др.). Практически в этом же направлении, развивая
представления об иерархической организации системы


познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 57

индивидуальных признаков, работали Б.Г.Ананьев (1977),
В.С.Мерлин (1986) и их многочисленные последователи.
И в работах, выполненных в рамках несколько иного по
направлению (разумеется, в смысле научно-методологи-
ческих установок) деятельностного подхода, неизбежно
делается акцент на первичности для любого теоретичес-
кого обобщения в области изучения индивидуальности
(личности) отмеченных выше парадигмальных формул
(Асмолов, 1996; Климов, 1967; Леонтьев, 1977).

Обобщая теоретические и экспериментальные данные,
накопленные более чем за полстолетия, можно предполо-
жить, что на пересечении методологических линий в рас-
сматриваемой области исследования возникает дисципли-
нарная матрица, которая в упрощенном виде представля-
ется так:

В этом случае дополнить парадигмальную конструкцию
дифференциальной психологии может Образец, представ-
ляющий собой иерархическую модель индивидуальности
человека. Теоретические и экспериментальные аспекты этой
модели (опять-таки, пока еще не соотнесенные между
собой в едином концептуальном пространстве) проана-
лизированы в ряде фундаментальных исследований (Berliner
et at.,
1964; Royce, Powell, 1983; Clarke & Clarke, 1984a;

Ананьев, 1996; Мерлин, 1986).

Представленный в последующих главах материал по
своей структуре и логике изложения соответствует — воз-
можно, не всегда настолько удачно, насколько бы хоте-
лось автору — описанной парадигмальной конструкции,
эффективность которой все больше и больше подтверж-


58 дифференциальная психология: основные понятия

дается новейшими исследованиями (см. ЫЫп, in
preparation, b).

Завершая этот подраздел, хотелось бы отметить, что
сама природа сложнейшего биопсихосоциального фено-
мена индивидуальности человека требует включения в на-
учный анализ " демаркационных критериев" (Popper, 1959;

1962а), позволяющих отличать научное знание от ненауч-;

ного, а также псевдонаучного. Наступит ли парадигмаль-
ная революция (в терминах Куна) в области дифференци-
ально-психологических исследований человека, зависит и '
от того, насколько интенсивным будет междисциплинар-
ное взаимодействие в этом направлении в начале следую-
щего, третьего тысячелетия (см. также Послесловие).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.