Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология человеческих различий






Как и всякая наука, дифференциальная психология
имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за-


26 Либин А.

метить, оказывается столь же древней, как и само челове-
чество. В сообществах первобытных людей появление груп-
повых различий, позволяющих провести границу между
Мы и не-Мы, сыграло решающее значение. В идентифика-
ции со своим племенем, родовой общиной формирова-
лись первые проблески человеческого сознания именно как
" со(-вместного)знания". Следующим жизненно необходи-
мым этапом стало выделение индивидуальных особеннос-
тей членов племени. Наблюдение за поведением
соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает
или точнее метает камень — послужило не только основой
для распределения необходимых для выживания племени
функций, но и привело к появлению первых имен — одного
из важнейших признаков человеческого рода, выделяю-
щих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных
различий закреплялась с помощью присвоения имени, в
котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и
устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики
или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась
из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности чело-
веческого мышления осуществлять операцию различения.
Отделение " Я" от " не-Я" стало важнейшим признаком
зарождающейся первобытной личности с уникальным са-
мосознанием.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци-
ях и современном обществе феноменология человеческих
различий — индивидуальных и групповых — продолжает
оставаться главной частью субъективного жизненного опы-
та людей. Однако простых, несистематизированных
наблюдений за поведением — своим собственным и окру-
жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре-
мился понять общие закономерности природы человека.
Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие
индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре-
бовалась некая система координат. В качестве таковой мог
приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю-
даемых, кажущихся " фундаментальными" либо осязаемы-
ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для
составления простейших классификаций своих собратьев
внешние объекты или события. Так появились примитив-


Предисловие

 

 


 


ные поведенческие типологии, в которых описание инди-
видуально-групповых особенностей людей исходило из
свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо-
жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы).
Отдавая должное наблюдательности и изобретательности
наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь
пока что идет лишь об описании особенностей личности и
человеческого поведения, а не объяснении причин, при-
водящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-
шений этой задачи станет в последующем отправной точкой
в развитии дифференциальной психологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.