Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терроризм- угроза международной безопасности






Одна из основных особенностей терроризма как социально-политического явления, сформировавшаяся уже в 60–70-е годы ХХ в. и все более ярко проявлявшаяся в конце прошлого столетия, – это интенсивное распространение терроризма по планете, беспрецедентный размах этого асоциального явления на основных континентах. Терроризм, и международный терроризм в том числе, приобрел глобальный характер. Применительно к международному терроризму данная особенность связана с формированием у основных его субъектов глобальных интересов: для левацкого терроризма – уничтожение мирового империализма, для исламистского терроризма – уничтожение «сатанинского зла» в лице гегемонии западных держав – прежде всего США. Другое проявление глобального характера современного международного терроризма заключается в образовании устойчивых, долговременных очагов террористической активности в основных регионах мира (Западная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток, Южная Азия, Северная Африка и др., а с 90-х годов – в ряде регионов на постсоветском пространстве, на Балканах). Глобализация международного терроризма одновременно формируется на основе развития идейно-политических, информационных, боевых связей между его различными субъектами по «родственному» признаку: между левацкими, националистическими, неофашистскими, религиозно-экстремистскими структурами, а также создания, по крайней мере, наиболее значительными субъектами международного терроризма, развитой инфраструктуры во многих странах мира. [10]

Борьба с терроризмом выходит на первый план во внутренней и внешней политике всего мирового сообщества. После начала контртеррористической операции в Афганистане, она вытеснила на второй план вопросы, связанные с развитием демократии в новых независимых государствах, вопросы, касающиеся прав человека, решения задач по борьбе с бедностью, нищетой, безработицей. Вместе с тем, резолюция 1373 ООН устанавливает нормы и накладывает обязательства на страны-члены ООН, которые предполагают, что борьба с терроризмом должна происходить в рамках правового государства.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т.д.

Так по данным специалистов количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. Терроризм – это акции, сопряжённые с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

Борьба с терроризмом является не только наиболее сложной и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой внутренней и внешней военной экспансии и терроризму. Трагические события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Несомненно, трагические события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. [11]

Страны-партнеры по созданной антитеррористической коалиции предпринимали и предпринимают необходимые меры для борьбы с терроризмом. Они прекрасно осознают, что борьба будет носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических и военных.

Зависит это в первую очередь от современного и адекватного понимания возможностей терроризма. Так как обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная опасность попадания в руки различных террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных рычагов и механизмов противодействия терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно.

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в контексте различных процессов на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина «терроризм» не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб и ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.

Новая ситуация диктует новые правила. Правительству отдельно взятой страны трудно найти, а тем более осуществить действенные меры в ответ на новые угрозы. В связи с этим возникает необходимость поиска и совершенствования путей тесного международного сотрудничества в первую очередь спецслужб и обмена информацией.

Для успешного противодействия международному терроризму во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Основные пути борьбы с международным терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран. Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы. Необходимо отказаться от практики предоставления политического убежища террористам, их спонсорам и пособникам.

Важную роль в связи с этим приобретает борьба с торговлей и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных источников финансирования международного терроризма, особенно это, касается Афганистана. Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.[12]

Террористическая деятельность тесно связана с международным наркобизнесом. Их сращивание приводит к усилению террористической активности, дестабилизирует ситуацию в разных регионах мира, препятствует международной борьбе с распространением наркотиков, что в свою очередь ведёт к увеличению источников финансирования международного терроризма.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия стран друг к другу. Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль.

В условиях многополярной системы мирового порядка назрела необходимость построения новой, многоуровневой, субрегиональной системы безопасности адекватной времени и политическим реалиям. Хорошо отлаженная система международного террористического сообщества должна получить сопоставимый, организованный отпор от мирового сообщества. 28 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, учредившую Контртеррористический комитет. В его состав входят все 15 членов Совета Безопасности ООН. Комитет намерен создать и возглавить глобальную сеть организаций различного уровня с целью сформировать коллективный ответ угрозе, исходящей со стороны терроризма.

Опыт показал, что для оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной и разветвлённой террористической организации может противостоять только хорошо отлаженная наднациональная система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

Современный международный терроризм, являясь самым опасным социально-политическим явлением, оказывает колоссальное влияние на политические процессы в мире. Он манипулирует поведением целых государств. Благодаря независимым финансовым, организационным и идеологическим ресурсам имеет возможность влиять на развитие межгосударственных отношений и международных процессов.

Таким образом, исходя из анализа сложившейся мировой ситуации в системе международной безопасности, особенности современного понимания предполагают:

· комплексный, международный подход к борьбе с терроризмом, в том числе предупредительные меры по борьбе с причинами и порождающими его факторами;

· координацию и ответственность по борьбе с терроризмом, которую должна взять на себя Организация Объединённых Наций;

· необходимо унифицировать международные и национальные законодательные системы в области борьбы с преступной террористической деятельностью;

· необходимо ограничить фактор воздействия средств массовой информации на международное общественное мнение.[13]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.