Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастер-класс. «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе».






«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе».

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Я расскажу о своём опыте работы по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». слайд

Попробую убедить, что такая работа важна, интересна и вполне нам по силам.

Выступление состоит из двух частей. Сначала я напомню Вам некоторые тезисы о проектной деятельности, а потом мы попробуем сами создать свой проект.

 

ПРИТЧА слайд

 

Новое время ставит перед учителем новые цели.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить группы новых умений. Речь идет об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Всё это поможет ребёнку стать в жизни успешным, а значит, и крылатым. Эти задачи позволяют успешно решать проектная и исследовательская деятельности.

В первую очередь учитель должен сам понимать, что он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать.

Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Да и вообще нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает.

Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся?

Готова поспорить, что сами того не подозревая, все мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, купить в квартиру и на дачу, что одеть и обуть, а потом воплощаете идеи в жизнь –это проект!

Вы решаете, какую программу провести на свою день рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект!

Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ –это тоже проект!

Будем двигаться дальше, чтобы докопаться до самой сути понятия «проект». И сказочная история о лодке и мудреце поможет нам это сделать.

 

История о старце и лодке, или как научиться решать проблемы проектным методом

Н. Болсуновская

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того....

…как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег.

 

Ведь если говорить в целом слайд

Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического

мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

Построить лодку нужно в строго определённые сроки - мы же хотим перебраться на другой берег вовремя.

Причём, для строительства нужно чётко рассчитать необходимые материалы (ресурсы), которые реально есть в нашем распоряжении. Иначе есть вероятность, что в лодку не поместится необходимое количество людей, или она останется с одним веслом.

Общую схему проекта можно представить следующим образом: слайд

Задумал – спроектировал – осуществил.

Проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

А теперь давайте подробно остановимся на этапах проекта.

Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап Погружение в проект На этом этапе выбирается тема проекта Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач (Почему это важно для меня лично?) Зачем мы делаем проект?)
2 этап Организация деятельности Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап Осуществление деятельности Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап Презентация Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, представляют готовый продукт, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

Каковы критерии успеха работы над проектом слайд

• Достигнут конечный результат

• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем

• Результат проекта использован другими коллективами

• Информация о проекте широко распространена

• Получено удовольствие от своей деятельности

 

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом: слайд

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

 

Закончить теоретическую часть своего выступления хочется словами

немецкого драматурга и философа 18 века Лессинга слайд

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Сейчас у нас появится такая возможность. Приступаем к работе над созданием проекта по алгоритму, предложенному ранее. Наш проект будет исследовательским, одним из самых интересных и любимых детьми, с чёткой структурой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.