Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий.






Многие психические функции (память, речь, решение задач, двигательные навыки) можно рассматривать как процессы, развернутые во времени, состоящие из ряда последовательно сменяющих друг друга звеньев (подпроцессов). Наиболее отчетливо эта составляющая проявляется в движениях и действиях, она получила название кинетического (динамического) фактора и обеспечивается работой заднелобных отделов мозга. Основными компонентами кинетического фактора являются: смена звеньев процесса (развертывание во времени) и плавность перехода от одного звена к другому, что предполагает своевременное оттормаживание предыдущего элемента, незаметность переходя и отсутствие перерывов (Лурия, 2008).

Поражение заднелобных отделов мозга приводит к комплексному синдрому двигательных, речевых, интеллектуальных и мнестических расстройств в связи с нарушением фактора динамической организации деятельности в ее временном сукцессивном развертывании.

Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает эфферентная (кинетическая) апраксия. Наиболее отчетливо это нарушение проявляется при выполнении больным проб на динамический праксис. При правильном запоминании программы обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении, такие как: дезавтоматизация (изолированное выполнение каждой части программы с постоянным произвольным контролем), упрощение или укорочение последовательности. При более массивных поражениях наблюдается патологическая инертность, «застревание» на одном из элементов в серии движений, затрудняющее переход к следующему звену программы.

Эти же феномены можно видеть в любых двигательных актах. При данной локализации поражения будут иметь место нарушение письма в виде его дезавтоматизации, перехода к раздельному написанию букв, утери индивидуальных особенностей почерка. Письмо переходит на уровень развернутого произвольного выполнения. Будут возникать затруднения в пробах на воспроизведение ритмических структур: серийные постукивания становятся разорванными, появляются лишние удары, замечаемые больным, но трудно доступные коррекции, не удается переход от одной части ритма к другой, наблюдается инертное воспроизведение одного и того же ритмического цикла (Корсакова, Московичюте 2007).

Важной детерминантой в формировании заднелобного синдрома является изменение нейродинамических параметров работы мозга в виде патологической инертности, отмечаемой при выполнении всех двигательных заданий. При массивной степени выраженности синдрома это особенно отчетливо проявляется в феномене элементарных двигательных персевераций (насильственных, осознаваемых больным, но недоступных оттормаживанию повторяющихся воспроизведений элемента или цикла движений, препятствующих продолжению выполнения двигательной задачи или ее окончанию) (Лурия, 2008).

Левополушарные очаги обуславливают появление патологических симптомов как в контр, так и в ипсилатеральной очагу поражения руке. При правополушарных очагах патологические симптомы, обычно, возникают только в левой руке (Корсакова, Московичюте 2007).

Локализация процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария (зона Брока) приводит к возникновению эфферентной (кинетической) моторной афазии. Патологическая инертность проявляется здесь в трудностях оттормаживания уже произнесенных звуков речи при переходе к последующим. При легкой степени нарушения кинетические трудности в речевой моторике могут наблюдаться только при включении в речь; при средней - речь больных характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, уменьшением числа служебных слов и глаголов (телеграфный стиль), снижением речевой инициативы, речь больного теряет индивидуальные особенности; при наиболее грубых нарушениях развернутое речевое высказывание может заменяться персевераторным повторением одного и того же речевого стереотипа (речевой эмбол). Страдает не только собственная экспрессивная речь больного, но и понимание обращенной речи, особенно в быстром темпе, так как для восприятия речи необходима тонкая подстройка речевой моторики воспринимающего (Лурия, 2006).

Нарушение неродинамического компонента деятельности обуславливает также нарушение динамики интеллектуальной и мнестической деятельности.

Наблюдаются трудности в решении арифметических задач в виде застревания больного на первоначально выполненных действиях, препятствующего переходу к выполнению последующих; невозможность сменить неправильный алгоритм решения задачи на правильный. При выполнении счетных операций (особенно при серийном счете) «с обратным вектором» больные заменяют операции вычитания и деления на более упроченные: сложения и умножения (там же).

При доступности актуализации закрепленных в индивидуальном опыте последовательностей в прямом порядке, возникают затруднения при воспроизведении их в обратном порядке, больные соскальзывают на автоматизированный прямой ряд.

В задачах на произвольное запоминание возникает феномен проактивного торможения: запоминание и воспроизведение предшествующего материала негативно влияет на запоминание и воспроизведение последующего. При грубо выраженной патологической инертности предыдущий материал замещает последующий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.