Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы и нормы определяют «рамочные» условия проекта.






Ошибки были допущены в начале проекта - «идея» строительства не была скорректирована объективными условиями технологий, фактическим состоянием природной среды, экономики и общества. И получился конфликт амбиционной идеи и скромных возможностей природы по причине ущербного состояния экологии, измотанной предыдущими конфликтами реализованных проектов и возможностей «природного мира», из-за непонимания заказчиком с исполнителями проекта фактора ограниченности и достижения состояния предела ряда местных природных условий и ресурсов.

Проблема с использованием штатного средства разрешения подобных конфликтов— процедуры ОВОС (аналога системы согласований, испытанной и успешно применяемой в ЕС) посредством корректировки проекта, не возможной под администативным властным «прессом» региональной власти, своевременно не была решена, и, как показали и общественные слушания по ген. плану Суды (места намечаемого строительствавыше названного завода), последствия не заставили себя долго ждать. Они выразились в нарушениях Заказчиком законодательства РФ, низкого качества, не полноты, полудостоверности результатов разработки, отсутствия моделирования, не привлечения специализированных НИИ и специалистов в проблемных вопросах проекта, недостаточного анализа последствий строительства.

Нарушения и недостатки Заказчик предпочёл скрыть умолчанием, банальным сокрытием информации, «непреднамеренными и случайными» ошибками в расчётах и показателях, умелой маскировкой «неудобных» фактов и неопределённостей, односторонним подходом к определению целесообразности проекта, соотношения выгоды и убытков (вреда) комплексно - по всем направлениям, невосприятии естественных, объективно существующих ограничений, неучёте мнений оппонентов, отсутствию корректирующих проект мероприятий, проработок альтернативных решений по направлениям и вариантам хоз. деятельности, без расчёта «нулевого» варианта при отказе от реализации проекта.

Что до органов контроля и надзора — они предпочли безмолствовать и бездейсвовать, при чрезмерной активности региональной власти в сторону безудержной и «слепой» поддержки проекта.

Последствия такого подхода видны в документе «ОВОС» в виде отсутствия замечаний по явным и грубым нарушениям законодательства, формулирующего ограничительные условия в целях охраны окружающей среды, здоровья и благополучия населения от чрезмерного, не восстанавливаемого и необратимого воздействия заявленной хозяйственной деятельности, как при выборе места размещения ЦК, уведомлении населения и затрагиваемых сторон, проведении общественных слушаний и учёту замечаний по проекту, проведении ОВОС, как поэтапной процедуры на всём протяжении разработки проекта, и представления её материалов в полном объёме общественности, так и при решении технических вопросов: размещении производственных объектов ЦК в «промышленной зоне», водозабора и сброса сточных вод, расчёта разбавления сбросов и достижения нормируемых показателей, определении перечня вредных веществ сбрасываемых в воду, расчёту шума и вибрации, загрязнении почвы, подземных вод, полномасштабному учёту требований, предъявляемым к проекту производства целлюлозы международным правом и законодательством РФ.

Подробнее о названных нарушениях изложено в прилагаемом к заявлению «Перечне замечаний, нарушений...»:

Вот некоторые из выявленных нами нарушений законодательства РФ по вопросу размещения нового ЦК в Рощино, на Рыбинском водохранилище-

Нарушение Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03, разделов II и III, относительно выбора и использования технологий, которые должны пройти санитарные экспертизы и исследования, запрет на размещение новых опасных производств (1 и 2 класса санит. опасности, заявленный ЦК относится к 1 классу) на особо охраняемых территориях, в ЗСО источников водоснабжения, на территориях с превышением показателей фонового загрязнения выше гигиенических нормативов (без всяких ссылок на причины и характер возникновения загрязнений- природный или техногенный). По показателям загрязнения воды Рыбинского водохранилища наблюдается кратное превышение ПДК по нескольким показателям, что указано даже в «ОВОС" СВЕЗЫ.

Проект ЦК в Рощино грубо нарушает требование п.3.7 СП 2.2.1.1312-03: «3.7. На территориях с превышением показателей фонового загрязнения выше допустимых гигиенических нормативов возможно размещение производственных объектов, воздействие которых на среду обитания и здоровье человека не распространяется за пределы промышленной площадки.

Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания, допускается проведение реконструкции, расширения, перепрофилирования при условии определения проектом мероприятий по предупреждению негативного воздействия на среду обитания.».

Показатели существующего - «фонового» загрязнения Рыбинского водохранилища по многим параметрам превышают допустимые гигиенические нормативы (ПДУ) - см. тот же ОВОС, табл. 3.8, стр 22, и рис.2 на стр.24.

Выбросы и сбросы ЦК распространятся далеко за пределы промышленной площадки - по всему Череповецкому району и акватории Рыбинского водохранилища, расположенного в Вологодской, Ярославской и Тверской областях, и далее по р. Волга вплоть до Каспийского моря.

Процитируем с выдержками «Доклад об экологической обстановке в Вологодской области в 2014г.» департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области:

«С целью оценки и выявления влияния хозяйственной деятельности на качество по-

верхностных вод проводился также расчет индекса загрязненности вод (ИЗВ), при котором

концентрации веществ с повышенными природными значениями не учитывались.»

Для сравнения загрязнённости (табл. 1.3 доклада): Рыбинское водохранилище в районе б/о Торово, 2013г., - ИЗВ = 1, 74, вода «умеренно загрязненная»; Рыбинское вдхр. 0, 2 км ниже г. Череповца, 1 км ниже впадения р.Кошты - 1, 72, умеренно за грязненная, а оз. Белое д. Киснема ( той же водной системы, расположенное выше пос. Шексна, г.Череповца и Рыбинского вдхр.) — ИЗВ=0, 45, чистая.

Разница по индикатору чистоты без учёта природных загрязняющих веществ (ИЗВ) - почти в 4 раза. Причины превышения природного фона - в основном, в промышленных сбросах предприятий и организаций Череповецкого промышленного узла», например сбросы в р. Кошта в черте г. Череповца, (авт.: даже в) 3 км выше устья, 2013г.

SO 4 (2, 4 ПДК), ХПК (3, 6 ПДК), БПК 5 (2, 3

ПДК), NH 4 (4, 0 ПДК), NO 2 (5, 3 ПДК), Fe

(1, 5 ПДК), Cu (6, 2 ПДК), Zn (3, 2 ПДК), Ni

(1, 4 ПДК), Al (1, 3 ПДК), Mn (3, 9 ПДК))

— ИЗВ = 3, 63 - загрязненная,

а р. Кема д. Поповка - ИЗВ=0, 51 — чистая. Разница по индикатору чистоты без учёта природных загрязняющих веществ (ИЗВ) - в 7 раз.)

 

Доклад далее: «Из показателей характеризующих антропогенное влияние по сравнению с 2013 г. отмечено незначительное превышение рыбохозяйственных ПДК по БПК 5 (2014 г. - 1, 1 ПДК, 2013 г. - 1, 2 ПДК) выше г.Череповца, а также ниже г. Череповца (2014 г. -. 1, 2 ПДК, 2013 г. – 1, 3 ПДК).

В 2014 году качество воды в р. Коште (идут сбросы с ОАО «Северстали», и ОАО «Азот») по сравнению с 2013 годом улучшилось с переходом из категории 4В «очень грязная» в категорию 4Б «грязная» при УКИЗВ = 6, 31 (в 2013 г. УКИЗВ = 6, 32).

(автор: как это 0, 01 показателя «перевела» воду из одной категории в др. - «0, 01» -это же статист. погрешность)

Основными веществами, загрязняющими воду р. Кошты, являются ХПК (3, 6 ПДК),

азот нитритный (5, 3 ПДК) и аммонийный (4, 0 ПДК), сульфаты (2, 4 ПДК), БПК 5 (2, 3 ПДК), ионы никеля (1, 4 ПДК), цинка (3, 2 ПДК), железа (1, 5 ПДК), алюминия (1, 3 ПДК) и марганца (3, 9 ПДК).»

(От автора: В случае строительства ЦК может сложится ситуация, аналогичная по показателям ИЗВ в районе действующего Сокольского ЦБК, данные из доклада: «р. Пельшма, 5 км к востоку от г. Сокола, у а/д моста на п. Кадников, 37 км выше устья, 1 км ниже сброса сточных вод Сокольских ООСК — показатель в 2013г. ИЗВ = 22, 13 — вода «чрезвычайно грязная», а для сравнения и понимания влияния ЦБК на качество воды - р. Сухона, выше впадения р.Пельшмы - ИЗВ = 1, 15 - умеренно загрязненная».

Статистика из таблицы 1.2 «Сравнение качества поверхностных вод области на основе Комплексного показателя УКИЗВ за 2013 и 2014 годы» того же доклада:

«р. Пельшма - в 2013г. УКИЗВ = 8, 29, категория: 5 (экстремально грязная), в 2014г. - 6, 98, кат. 5 (экстремально грязная) — показатели загрязнения: ХПК (5, 5 ПДК), БПК 5 (2, 7 ПДК), NH 4 (5, 8 ПДК), NO 2 (1, 9 ПДК), Fe (2, 2 ПДК), фенолы летучие (15, 8 ПДК), лигносульфаты (7, 2 ПДК).)

Газета «АиФ-Ярославль Рыбинск», 15 августа 2014г.:

«Вода в Рыбинском водохранилище и в Волге отнесена к классу качества «очень загрязнённая» по итогам проверки, сообщает телеканал «Рыбинск-40».

Гидрохимики на специализированном судне «Циклон» берут пробы воды в нескольких точках Рыбинского водохранилища и Волги. На судне оборудована лаборатория, где есть специальные инструменты для отбора и исследования проб.

Гидрологи относят воду в черте города Рыбинска и в водохранилище к классу «очень загрязнённая» по химическим показателям. Это средний параметр между «чистая» и «грязная».»

Из отчёта по состоянию окружающей среды в г. Ярославле: «В фоновом створе (выше города) реки Волги качество воды в 2012 году ухудшилось в пределах одного класса загрязненности, вода в створе стала «очень загрязненная» (класс воды –3Б) по сравнению с предыдущим годом (класс 3А – «загрязненная»). Приоритетными загрязняющими воду створа веществами оставались медь, ХПК, фенолы летучие и железо общее. Практически не изменились по сравнению с предыдущим годом средняя за год концентрация меди (Сср2011– 2, 9 ПДК; Сср2012 – 2, 6 ПДК), железа общего (Сср2011– 1, 2 ПДК; Сср2012 – 1, 1 ПДК) и органического вещества по величине ХПК (Сср2011– 2, 7 ПДК; Сср2012 – 2, 4 ПДК). Среднегодовое содержание фенолов возросло в 1, 3 раза (Сср2011– 1, 2 ПДК; Сср2012 – 1, 5 ПДК).

На основании п. 3.7 настоящего СанПиН, учитывая состояние водного объекта, показатели фонового загрязнения (т.е существующего, в том числе и природного происхождения) которого выше допустимых гигиенических нормативов (о чём говорят показатели качества воды по концентрациям вредных веществ в воде Рыбинского водохранилища, которые превышают такие нормы, в основном по ПДК) на водоёме возможно размещение только тех производственных объектов, воздействие которых на среду обитания (т.е. и на воду водоёма) и здоровье человека не распространяется за пределы промышленной площадки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.