Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роман ПЕРИН






Содержание

 

Предисловие Р.Л. Перина

Введение

Границы умопомешательства

Психология гения

Гениальность и помешательство

Вырождение

Влияние воспитания на гениальность

Истерия нашего времени

Искусство и помешательство

Заключение

 

АДВОКАТ ДЛЯ ГЕНИЕВ

ПРОКУРОР ДЛЯ ДЕГЕНЕРАТОВ

 

Предисловие

 

Есть книги, которым суждено быть переизданными и через сто с лишним лет, несмотря на малую известность автора. Гирш – психолог и психиатр, обладающий даром публициста, – в 1895 г. осмелился критиковать популярных в Европе и известных в России специалистов в области психиатрии и дегенерации Чезаре (Цезаре) Ломброзо и Макса Нордау. Ломброзо прославился своей книгой «Гениальность и помешательство», вышедшей на русском языке в 1892 г., а его ученик Нордау – книгой «Вырождение», вышедшей на русском языке в 1894 г. Эти книги были переизданы в России 15 лет тому назад и вызвали бурный интерес. А вот книга Гирша «Гениальность и вырождение» – затерялась. Немецкая логика Гирша безупречна, она не позволяет ему выйти за пределы чистой науки и опыта; и трудно не согласиться с его доводами. Гирш, не стесняясь, называет Нордау дилетантом в психиатрии. Гирш опровергает взгляд Ломброзо на гениальных людей как на психически больных, он утверждает, что гений это чаще здоровый человек, чем больной. Всё зависит от личной оценки; Гирш уличает и Ломброзо, и Нордау в предвзятости. Гирш не пишет прямо, но между строк можно прочесть: «Евреи Ломброзо и Нордау объявили всех гениев нееврейского происхождения сумасшедшими». Гирш пишет: «Если бы ненависть к евреям могла служить теперь симптомом болезни, то что бы пришлось сказать обо всём нашем мире вообще! Что Шопенгауэр ненавидел философов – вполне понятная вещь. Его статья о женщинах, конечно, экзальтированна и эксцентрична; но не даёт право считать его помешанным. Ломброзо недавно в своём труде о женщинах «La donna delinquente» далеко превзошёл Шопенгауэра в этом отношении, и ему поэтому следовало бы быть осторожным...».

Особо яростно Гирш отстаивает Гёте, Шопенгауэра и Вагнера: «Собственно говоря, пора было бы издать новые руководства к психиатрии, в которых бы студентам преподавалось: на свете имеется только один «нормальный человек», и это – Макс Нордау; каждый пишущий, сочиняющий или рисующий что–нибудь такое, что не нравится Максу Нордау, – «выродившийся», и каждый, хвалящий что–нибудь такое, чего не хвалит Нордау, – «истеричный». Пока такая точка зрения не укоренится в психиатрии, господин Нордау вряд ли может рассчитывать на единомышленников среди людей науки. Но кто стоит на почве науки, тот должен будет признать, что Нордау в области психиатрии является полным дилетантом».

Кстати, современный Нордау к нам явился в облике писателя Григория Климова («Протоколы красных мудрецов», «Князь мира сего» и др.). Климов, как и Нордау, всех великих людей записал в сумасшедшие, не стесняясь, раздавал диагнозы. «Климовщиной» была заражена часть общества в России в конце ХХ века, т.к. прочитавшие его произведения были уверены, что они теперь стали специалистами в области психиатрии и дегенерации. У некоторых слабых натур на почве собственной «неполноценности» развивались неврозы. Однако, вряд ли кто решится делать себе операцию по удалению аппендикса, прочитав книгу, описывающую процедуру данной операции. Зато ставить психиатрические диагнозы люди любят, не стесняясь последствий. Когда я напечатал в своей книге «Гильотина для бесов» Инструкцию «Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД», в которой были описаны основные признаки физиологического и психического вырождения, по ясности описания которых, можно действительно диагностировать ряд заболеваний. По отзывам некоторых читателей, увлёкшихся «диагностированием», я понял свою ошибку. Надо было предупредить читателей о том, что точный диагноз всё–таки может поставить только специалист, несмотря на всю кажущуюся простоту признаков заболевания, что ни в коем случае нельзя путать наследственные заболевания с приобретёнными (последствия инфекций и полученных травм). В противном случае получится как у одного из героев Джерома Клапки «Трое в лодке (не считая собаки)», который, прочтя медицинскую энциклопедию, обнаружил у себя признаки всех заболеваний кроме «родовой горячки». Подобное может случиться и с прочитавшим справочник по психиатрии.

Об ответственности при постановке диагноза всегда говорит и Гирш в своей замечательной книге, удовольствие, прочесть которую теперь имеете и вы, дорогие читатели книг нашей рубрики «Потерянные ключи». Я назвал Гирша адвокатом для гениев и прокурором для дегенератов, имея в виду честность Гирша как учёного и гражданина, ответственного за каждое своё слово. Книга будет крайне полезна не только психиатрам и психологам, но и педагогам, а родителей предохранит от многих ошибок в вопросе воспитания детей.

Особое внимание автор обращает на опасность проникновение дегенератов в жизненно важные сферы общества:

«Знакомство с этим классом вырождающихся людей важно не только для психиатра, но и для каждого врача, судьи, художественного критика, педагога, словом, для каждого, желающего иметь правильное суждение о людях, потому что такого рода больные всегда оказывали сильное влияние на искусство, политику, на всю культуру, особливо же потому, что публике они не кажутся больными, а, напротив, нередко даже играют в обществе выдающуюся роль». Гирш подчёркивает очень важный аспект проблемы, а именно, что дегенерат это не обязательно пускающий слюну идиот; дегенератом может быть даже талантливый человек, но талант этого человека односторонний:

«Для того, чтобы произвести нечто действительно великое, недостаточно частичного умственного развития; нужны правильное сочетание и равновесие всех душевных способностей, чтобы пройти тернистый путь, ведущий к бессмертию. Качества, свойственные истинно великим людям, а именно: способность всецело сосредотачивать внимание на одном предмете, несокрушимые энергия и терпение, самоотверженное, до самозабвения доходящее влечение к творчеству – все эти качества обыкновенно вовсе не наблюдаются или же недостаточно развиты у вырождающихся».

Читателю XXI века предоставляется возможность оценить степень проникновения «вырождающихся» в политику, в искусство, в средства массовой информации. И самое главное, почувствовать личную ответственность за ту власть, которую над обществом берут дегенераты, пользуясь нашей неосведомлённостью и пассивностью.

Роман ПЕРИН

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.