Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Теккерея.






Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863). У. Теккерей принадлежит к блестящей плеяде английских реалистов. Теккерей –один из крупнейших сатириков Англии. Своеобразие и сила его таланта проявились в сатирическом обличении буржуазно-аристократического общества. Его вклад в развитие романа связан с разработкой формы романа–семейной хроники, раскрывающей частную жизнь героев в связи с социальной жизнью. Т. был современником чартистского движения и европейских революций 1848г. Его творчество отразило настроения широких народных масс. Хотя сам писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех заключал в себе большую разрушительную силу. Он был направлен против господствующих классов, их паразитизма, лицемерия и тщеславия. Смысл этих сатирических обобщений заключается в том, что они антибуржуазныйпо своему характеру. Сатира Т. народна в своей основе. Ранний период тв-ва Т. (1829-1845) связан с журналистикой. Свои статьи, очерки, пародии и заметки на злободневные общественно-политические темы он писал в журнале «Фрэйзерсмэгезин», с 1842 г. Сотрудничает в сатирическом еженедельнике «Панч». Т. обращается к важным проблемам внутренней и международной политики, осуждает британский милитаризм, поднимает голос в защиту угнетенной Ирландии и осуждает борьбу английских парламентских партий вигов и тори. Т. Создает разнообразные пародии. Он осмеивает в них эпигонов романтизма, произведения, далекие от правды жизни, пародирует труды буржуазных историографов. Особым успехом пользовались пародии на салонные романы и романы так называемой «ньюгетской школ»(Ньюгет-тюрьма в Лондоне), в которых приступный мир изображался в ореоле романтики. Объектом осмеяния Т. были произведения Эйнсворта, Бульвер-Литтона. Как полемика с писателями, приукрашивающими жизнь, возникают повести «Катрин» 1840, «Записки Джимсаде ла Плюш», «Мещанская история»1840, и его первый опыт в области романа – «Карьера Барри Линдона»1844. Ранние произведения в которых он выступал как критик буржуазии, подготовили появление новых наиболее значительных вещей – «Книги снобов»1846-1847 и вершины его реалистическог творчества, роман – «Ярмарка тщеславия»1848. В этих произведениях, созданных в период подъема чартистского движения, соц. Картинка Т., его реалистические обобщения и сатирическое мастерство достигают наибольшей силы. Теккерей - писатель несколько иного типа. В нем преобладает сатирик и социальный обличитель. Для него главное - раскрытие суровой правды жизни без всяких прикрас и иллюзий.

 

16. «Ярмарка тщеславия» - социальная сатира на английское буржуазное общество 19 века. «Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без героя». Заимствовано из «Пути паломника» Джона Беньяна, создавшего аллегорический образ торжища житейской суеты. «Ярмаркой тщеславия» Теккерей назвал буржуазно-аристократическое общество своего времени, сравнив современную ему Англию с огромной ярмаркой.Длинной вереницей проходят перед читателями буржуазные дельцы и помещики, члены парламента и дипломаты, знатные лорды и чиновники. Все они живут соответственно бесчеловечным законам «ярмарки тщеславия». Форма подачи материала в романе Теккерея весьма своеобразна. Действующих лиц своего повествования он сравнивает с марионетками, а себя с кукольником, приводящим их в движение. Кукольник делает замечания по поводу героев-марионеток, дает свои оценки, в ряде отступлений высказывает свои суждения. Искусство «кукольника» Теккерея так велико, что он заставляет забыть об условности избранного им приема и в игре послушных его воле марионеток позволяет увидеть реальные отношения людей и нравы XIX в. Авторские комментарии служат раскрытию сатирического замысла романа.Жанр романа Теккерея можно определить как роман-хронику. Жизнь героев показана в нем на протяжении нескольких десятилетий - начиная с юности и кончая старостью. В композиционном отношении романы Теккерея - важное достижение английского реализма. Умение передать жизнь в ее развитии, раскрыть процесс становления характера и показать обусловленность его социальным окружением - все это свидетельствует о большой силе таланта писателя.В романе создана галерея образов аристократов. Это многочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроули, невежественный и грубый, «не умеющий грамотно писать и никогда не стремившийся что-либо читать», не знавший «никаких волнений или радостей, кроме грязных и пошлых»; его сыновья и его брат Бьют Кроули; обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наследства которой грызутся ее родственники. В этом мире титулованной знати расчет, лицемерие, лесть являются испытанным оружием в борьбе за преуспеяние.Корыстные интересы и низменные побуждения делают близких людей врагами; ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращенного до мозга костей представителя господствующих классов. Это человек с темным прошлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.В роман «Ярмарка тщеславия» включены события, вошедшие в историю - битва под Ватерлоо, которая произошла 18 июня 1815 г. ив результате которой под натиском англо-голландских и прусских войск под командованием Веллингтона и Блюхера армия Наполеона I потерпела поражение, а сам он был вынужден вторично отречься от престола.Бытовые сцены чередуются в романе с военными эпизодами, тема войны и тема мира перекрещиваются. «Наш рассказ, -пишет Теккерей, - неожиданно попадает в круг прославленных лиц и событий и соприкасается с историей». И вместе с тем он заявляет: «Мы не претендуем на то, чтобы нас зачислили в ряды авторов военных романов. Наше место среди невоюющих». Вопрос о том, является ли «Ярмарка тщеславия» историческим романом, неоднократно поднимался исследователями. В связи с этим важно отметить, как сам Теккерей понимал задачи романа, каковы его взгляды на историю и в чем состоит художественный историзм его творчества.«Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без героя». Теккерей считает невозможным найти положительного героя в среде Осборнов и Кроули. Однако, в отличие от Диккенса, он не вводит в свой роман людей из народа и не противопоставляет своекорыстному миру буржуа простого человека. И вместе с тем он не отказывается полностью утвердить в качестве положительных начал принципы нравственной чистоты и честности. Носителями их выступает капитан Доббин. В круговороте «Ярмарки тщеславия» он - единственный, кто сохраняет доброту и отзывчивость, самоотверженность и скромность.

17. Проблема положительного героя в творчестве Теккерея. Рассмотрим проблему положительного героя на примере «Ярмарки тщеславия». Проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он видит свою основною задачу в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». Он не стремится к преувеличениям и, в отличие от Диккенса, избегает приема гиперболизации. Он не склонен изображать человека ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодействия различных начал в характере человека, понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. И, очевидно, именно потому, что в каждом человеке наряду с достоинствами заключены недостатки, Теккерей и избегает кого бы то ни было из действующих лиц своего романа называть «героем», человеком идеальным во всех отношениях. По его убеждению, таких людей не существует, хотя в романах Диккенса они появлялись - Николас Никльби, Уолтер Гей, добрые братья Чирибл и многие прелестные молодые девушки.«Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без героя». Теккерей считает невозможным найти положительного героя в среде Осборнов и Кроули. Однако, в отличие от Диккенса, он не вводит в свой роман людей из народа и не противопоставляет своекорыстному миру буржуа простого человека. И вместе с тем он не отказывается полностью утвердить в качестве положительных начал принципы нравственной чистоты и честности. Носителями их выступает капитан Доббин. В круговороте «Ярмарки тщеславия» он - единственный, кто сохраняет доброту и отзывчивость, самоотверженность и скромность. Подзаголовком книги — «романа без героя» - Теккерей прямо указал на то, что в повествовании нет ни одного персонажа, который был бы носителем положительного нравственного начала и точку зрения которого на людей и явления мы могли бы, по замыслу автора, разделять. Но потом это же опровергает сам писатель. „Пусть это роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас есть героиня", – говорит автор, имея в виду Бекки Шарп. Однако слова эти проникнуты иронией. Ребекка не может стать подлинной героиней ни в человеческом, ни в нравственном плане, поскольку насквозь пропитана лицемерием, коварством, корыстолюбием и бездушием.Теккерей подчеркивает, что Бекки не дурна от природы, и нередко любуется находчивостью, умом, остроумием этой героини. Автор заставляет читателя увидеть, что она в нравственном отношении ничуть не хуже Джозефа Седли, этого «набоба», разжиревшего в своей прибыльной и необременительной должности сборщика налогов у индийских туземцев, ничуть не порочнее семейства Кроули. И, безусловно, она не хуже знатных особ из «высшего света», которых Теккерей обдуманно наделяет непочтительными фамилиями, намекает на их прямое родство с лошадьми, баранами и другими скотами. Но ей не откажешь в уме, энергии, огромной силе характера, находчивости и красоте. Её зелёные глаза и роскошные рыжие волосы покоряли мужские сердца одно за другим. По мере же того, как мы знакомимся с ней всё ближе и ближе, от её восхитительных глаз и неотразимой улыбки становится страшно – как этот «идеал» может быть таким фальшивым. Ужасает также её лицемерие, ведь она может улыбаться человеку, заискивать перед ним, но как только за ним закроется дверь, начинается «представление»: Бекки передразнивает беднягу, кривляясь и изображая все его недостатки. Эмилия Седли, «маленькая Эмилия»? В самом начале романа автор называет её героиней произведения. Эмилия была милой, кроткой, доверчивой девушкой, которую невозможно было не полюбить. Лишь эпизодически появляясь в рассказе, майор Доббин, тем не менее, занимает важное место как единственный из персонажей книги, к которому не может быть безоговорочно отнесено определение «роман без героя», стоящее в подзаголовке. И хотя Теккерей описывает этого майора с нескрываемой иронией, он – несомненно, положительный герой.

18.Философские и эстетические взгляды Стендаля. Стендаля при жизни знали немногие. Критика создал против него круг молчания(т.е.игнорировали его).Причина в смелых разоблачениях, революционном духе его произведений. Оноре де Бальзак первым разорвал его круг молчания.1840- «Этюд о Бегйле»-статья Бальзака о Стендале. В ней называет стендаля замечательным писателем, говорил, что поймут его лишь самые великие умы общества=> Стендаль стал читаемым. Сам Стендаль говорил, что массово читать его начнут либо через 50 лет, либо через 100 лет(оказался прав). Творчество Стендаля относится к первому этапу Французского классического реализма=> основоположник. Стендаль внес в культуру боевой дух, героические традиции, только что отзвучавшей революции и просвещений.Связь с просветителями есть и в творчестве, и в философии Стендаля и в его эстетике. Эстетические положения Стендаля: 1. Отталкивался в своем искусстве от просветителей (Искусство по своей природе социально, оно должно служить обществу).Против эпигонов классицизма направлены все взгляды Стендаля (становился под знамена романтизма). Его эстетич. Положения отображены в трактате 1835г. «Росин и Шекспир». – великий реалист; - выразитель больших тенденций в искусстве; 2. Стендаль говорит о том, что художник выполняет свое назначение только тогда, когда ведет за собой массы(если он не связан с обществом, то он ничто!); 3. Важность историч. Сдвигов, кот.углубленно отражаются в искусстве. Нельзя оставаться на старых эстетических позициях, когда в обществе произошли значительные перемены. 4. Историчность исскуства. В понимании нового нужно исходить из исторических реалий, ведь с каждой новой эпохой меняется и понятие красоты. 5. Стендаль называет себя романтиком, т.к.именно представители романтиз.активно боролись в то время с классицизмом. Он до мозга костей – реалист, но называет себя романтиком лишь для отвода глаз, ведь его «родной» термин: реализм – лишь в 70-е гг. 19в. 6. Искусство должно быть правдивым. Стендаль сравнивает «Красное и черное» с зеркалом, которое проносит он по большой дороге. В этом зеркале отражается голубое небо, придорожные грязь и лужи. Прием с зеркалом – вперв у в «Гамлете» у Шекспира(искусство-это зеркало, которое стоит перед природой). Гюго же говорил о вогнутом зеркале, кот. впитало бы в себя все лучи, превратив их в пламя. Суть этого: в образе нужно дать необходимую концентрацию героя (вогнуть, впитать все по-максимуму). Мысль о том, что человек, чтобы стать полноценной личностью должен развивать все свои силы и способности, которые будет направлять на блага родины и государства.И только тогда он станет полноценной личностью. По Стендалю полноценность- способность к большому чувству, героизму. В его творчестве и философии большое место занимает проблема страсти-> явление общественное (по Дидро).Бесстрастный человек не может быть гражданином, т.к.любое гражданское чувство есть страсть Так же широко понимает «страсть» и Стендаль(«страсть»- мерило гражданского развития человека). В теории Стендаля страсть никогда не противоречит разуму, она – под его мощным контролем.1822-трактат «О любви».Как бы сильно не пылал Ж.Сорель, он всегда анализирует, контролирует, не теряет способность мыслить. Трагедия героев Стендаля состоит в том, что согласно философии писателя, человек может стать настоящей личностью лишь тогда, когда человек все свои силы направляет на благо, общества, но в эпоху реставрации неординарная личность не может себя реализовать.(Для этого нет необходимых нужных условий).Отсюда следует: добровольный уход из жизни его героев – сам совершил самоубийство.(Стендаль был максималистом, но он не реализовал себя=> суицид).

19. Творчество Стендаля Фредерик Стендаль(1783-1842). Псевдоним от названия немецкого городка Стендаль, в котором жил Винкельман. Отец Стендаль адвокат, мать умерла рано. Отец почти не занимался воспитанием сына, его ростил католический аббат=> возненавидел церковь. Втайне много читал просветителей(Дидро, Гольбах).Приверженность к революционным идеалам сохранил на всю жизнь. Его жизнь связана с жизнью Франции, в 1800г. Вступил в армию Наполеона, проделал целый ряд походов, в том числе был и в России. Идеализировал Наполеона-> Ж. Сорель из «Красное и черное№ тоже обожает Наполеона. Главное стремление Наполеона-унизить гражданственность человека и, более того, помешать народу мыслить. Стендаль участвует в 1812 в военном походе с Наполеоном, был в Москве, Смоленске, Вильнюсе плюс учавствовал в переправе через Березину. Реставрация(подавление всего революц.духа)-после падения Наполеона. Пребывание для Стендаляна Родине стало невозможным=> долго находился в Италии(полюбил ее за её историю, богатейшую культуру). 1821г. – выслан из Италии(поддерживал карбонариев). Италия нашла отклик в твор-ве Стендаля:»История живописи в Италии», «Рим.Флоренция.Неаполь», «Итальянские хроники»,»Пармская обитель»(роман), (сборник новелл). Пребывание Стендаля Во Франции – всебольше и больше невынасимо(его смелые независимые мысли, исполнены духом роеволюц. произведений). 1830 – консул Франции в Италии=> во франции время от времени бывает небольшими набегами. Умер от инсульта.

Роман «Арманс»(1827) – один из первых. Героиня романа – русская женщина Арманс Заилова. Повествование о несчастной любви Арманс и Октава де Машвера. Этот роман позволяет проследить эволюцию творчества Стендаля. Октав – эскиз того образа, который вскоре под пером Стендаля «расцветает» в образе Ж. Сореля. Арманс Заилова – ранний эскиз к образу мадам де Реналь.

«Ванина Ванини» - произведение из сборника новелл «Итальянские хроники».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.