Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава первая. 1 страница






Формирование тактики как искусства боя

Неизвестный автор, появившегося много веков назад трактата «О возвышенном», писал, что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом»1. Это верное суждение нуждается в дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а способ (метод) изучения предмета необходимо поставить в связь с системой. Всякая наука имеет свой предмет и свою систему. Выявить их, рассмотреть их эволюцию – значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Данная методология и положена в основу построения учебника. Этому и посвящена данная глава.

 

1.1. Формирование военно-научной дисциплины «Тактика»

Формирование тактики, как предмета, как науки и как искусства подготовки и ведения боя, ее основополагающих постулатов началось задолго до того, как военачальники стали рассматривать бой, сражение как закономерный процесс.

Уже в древности люди осознали, что в бою, сражении нельзя действовать наобум, без опоры на накопленный опыт, выработанные предшественниками поучения. Римский мыслитель античного мира Флавий Вегеций Ренат метко заметил: «… кто хочет победы, пусть старательно обучает воинов; кто желает получить благоприятный результат, пусть ведет войну, опираясь на искусство и знания, а не на случай»2.

С течением времени на основе приобретенного опыта (удачного или неудачного), его осмысления, вырабатывались рекомендации, как надо готовить войско к походу, располагать его на поле брани, обеспечивать всем необходимым и вести бой, не задумываясь над тем, что выработанные таким образом правила являются отражением объективных связей и отношений. Полагалось, что если соблюдение, к примеру, требования неравномерного распределения сил по фронту, скрытность и согласованность в действиях обеспечивают успех в бою, значит ими надо руководствоваться и впредь. И напротив, если тот или иной способ ведения боевых действий приводил к неудаче, он отбрасывался как негодный.

От боя к бою, от сражения к сражению накапливался боевой опыт. Уже в древности тактическое мастерство достигло большого совершенства. Классическим примером военной хитрости тактики заманивая противника в мешок явилось Марафонское сражение, где греческая армия под предводительством Мильтиада сумела обеспечить победу над персами при их двойном численном превосходстве (рис.1.1)

Существенное влияние на развитие тактики в древности оказывало военное искусство Александра Македонского. Непревзойденным примером окружения и разгрома превосходящих сил противника явилось сражение при Каннах (рис.1.2), где карфагенская армия во главе с Ганнибалом сумела при меньшей численности пленить 19 тыс. римлян и нанести им потери в 48 тыс. человек, потеряв всего 6 тыс. человек.

Родоначальником принципа неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил на направлении главного удара на решающем пункте явился фиванский полководец Эпаминонд. В сражении при Левктрах в 371 г. до н.э. (рис.1.3) он искусно построил свое войско, создав многократное превосходство над спартанцами на одном из флангов (50 шеренг против 12), в результате чего опрокинул конницу противника, а затем своей глубокой колонной нанес решающий удар по правому флангу спартанской фаланги.

Становление тактики – ее «стержневого каркаса» - теории боя - длительный и сложный процесс. В течение многих веков накопление боевого опыта происходило интуитивно, методом проб и ошибок. Неудачи всякий раз оплачивались кровью и это заставляло военачальников, мыслителей задумываться над тем, каким образом следует избежать просчетов и так организовать бой, чтобы понести меньше издержек, людских потерь. С течением времени апробированные в ходе многих боев тактические правила отражались в трактатах, уставах, наставлениях и соответственно приобретали значение обязательных установок. Усваивая их, военные руководители при организации боя, сражения не начинали всякий раз заново вырабатывать свои способы действий, а, опираясь на накопленный опыт, учились более искусно строить боевой порядок войск, достигать скрытности, быстроты и слаженности действий, применять обманные приемы и т.п. Становясь «на плечи» предшественников, талантливые полководцы вносили свой вклад в развитие тактики.

За период рабовладельческой общественно-экономической формации теория военного искусства сумела прийти к отдельным обобщениям и выводам, приближенным к познанию некоторых общих законов вооруженной борьбы. Было положено начало формированию принципов тактики. Наиболее полное отражение это нашло у китайского мыслителя и полководца Сунь-Цзы, древнегреческих историков Фукикида, Ксенофонта, римского полководца Юлия Цезаря, а также римских военных историков Фронтина и Вегеция. Если взять труд Вегеция «Краткое изложение основ военного дела», который является образцом обобщения боевого опыта армий в рабовладельческий период, то в нем нашли отражение такие положения тактики, как сосредоточение силы против слабости, внезапность («внезапное пугает врага, обычное немного стоит»)1, согласованность и стремительность действий.

Весомый вклад в сокровищницу мирового военного искусства, развитие тактики внесли военно-теоретическая мысль и военная практика в России. Истоки русского военного искусства берут свое начало с древних времен. Оно складывалось и развивалось во многом самостоятельным, самобытным путем, имея много специфических черт. Ярким примером того, сколь высоким был уровень боевого мастерства в Древней Руси, можно судить хотя бы на основе успешных походов киевских князей Олега и Святослава, а в последующем - Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Ф.А. Головина, Б.П. Шереметева, А.И. Репнина.

Одним из ранних древнерусских трудов по тактике явились «Поучения» Владимира Мономаха, в которых излагались правила достижения успеха в походах, рекомендации по обеспечению внезапности, совершению маршей, способам снаряжения войск.

В эпоху феодализма большого прогресса в тактике достигнуто не было. Искусство ведения боя и войны в целом оставалось на низком уровне. Однако и в этот период появилось немало работ по тактике, которые обогатили ее теорию, способствовали развитию способов ведения боя. Особо следует отметить труды Н.Макиавелли, Мориц Оранского, Густав-Адольфа. Так, в «Трактате о военном искусстве» флорентиец Н.Макиавелли обосновал некоторые закономерности в развитии военного искусства. В тактике он предпочтение отдавал методу ведения активных, решительных действий. Большой интерес представляли его рекомендации о построении боевых порядков, создании резервов, а также по вопросам вождения войск, их материального обеспечения.

Один из крупных военных деятелей Нидерландов Мориц Оранский проделал большую работу по реорганизации армии, придав ей черты регулярной армии, ввел новый боевой порядок – вместо квадратных колонн, принятых в европейских армиях, стал применять линейное построение. В практической деятельности по руководству войсками он большое значение придавал тщательному обеспечению боевых действий, моральному фактору. Умелое преломление положений тактики, особенно таких как централизация и твердость управления, массирование сил, гибкость взаимодействия получили в военной деятельности шведского полководца Густав-Адольфа.

В период английской буржуазной революции (1642-1649 гг.) значительный вклад в развитие военного дела внес Кромвель. Его революционное войско превосходило королевские войска по своей боеспособности, умению осуществлять смелые действия, четкостью и организованностью.

Наиболее полное оформление теории тактики произошло в конце XVII-XVIII веков. Из военных теоретиков и полководцев этого периода, внесших вклад в развитие способов боевых действий, следует отметить французского маршала Тюренна, австрийского полководца Евгения Савойского и генерала Монтекукули. Их боевой опыт изучали и им руководствовались многие военные деятели. В труде «Записки о войне» генерал Монтекукули изложил такие требования к организации боя, как целеустремленность, умение соизмерять свои силы с возможностями («кто в бою имеет намерение весь свет обнять, тот гоняется за ветром»), быстрота и решительность действий, внезапность и маневр.

Большое внимание вопросам развитию тактики уделяли крупные военные писатели Фоллар и Гибер. Обобщая опыт войн, они сравнивали его с опытом войн античного мира и делали из этого соответствующие выводы. Труд Гибера «Опыт тактики» сыграл немалую роль в вопросах развития принципов линейной тактики. Он ратовал за высокую подвижность войск, улучшение организации пехоты. Существенное влияние на развитие тактики в XVIII в. оказал прусский король и полководец Фридрих II. Он довел до совершенства линейную тактику. Одним из принципов его действий являлась «косая атака», суть которой заключалась в сосредоточении усилий против одного из флангов противника (рис. 1.4) – " сила против слабости".

В России особенно быстро развивалась военно-теоретическая мысль при Петре I, Екатерине II. А.В.Суворов назвал Петра Великого первым полководцем своего века. Большой школой для русского военного искусства являлись Северная, а затем Семилетняя война. При Петре Великом было положено начало самостоятельной национальной русской военной школе, продолжателями которой явились полководцы и флотоводцы – П.А.Румянцев, З.Г. Чернышев, Г.А. Потемкин-Таврический, И.П. Салтыков, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Ф.Ф.Ушаков. Они внесли много нового в стратегию и тактику, возвеличили и прославили русское военное искусство.

Новый этап в развитии военного дела, начало которому положили буржуазные революции в Европе и массовое применение огнестрельного оружия, ознаменован приданием науке о бое стройной системы. Важную роль в этом сыграли труды английских писателей Генриха Ллойда и Генриха Дитриха Бюлова. Генерал Г.Ллойд в работе «Политические и военные мемуары» сделал попытку разработать основы общей теории войны. Ллойд считал, что военное искусство базируется на постоянных принципах, к числу которых он относил принцип безопасности операционной линии и принцип пятипереходной магазинной системы. Чтобы добиться успеха в сражении, писал он, не следует дробить свои силы, надо проявлять быстроту, твердость, применять маневр, добиваться скрытности.

В труде Бюлова «Дух новейшей системы» было теоретически обобщено все то новое, что было создано в военном искусстве в эпоху революции. Он впервые подметил значение массовой армии, проанализировал содержание стратегии и тактики, дал им определение. «Стратегия, - писал он, является наукой о военных передвижениях вне кругозора или досягаемости пушечного выстрела, а тактика – наукой о военных передвижениях в пределах этих границ»[5].

Бюлов разработал несколько новых теоретических понятий, таких, как оперативный базис, стратегическое развертывание, объект войны и др.

Для развития теории тактики большое значение имели новые организационные формы, возникшие в войнах французской революции, в частности, создание армейских корпусов, совершенствование структуры дивизии, как основной тактической боевой единицы, улучшение организации артиллерии, которая в некоторых сражениях массировалась в крупные группы, насчитывающие сотни орудий. Была усовершенствована тактика конницы показана ее способность к ведению различных боевых действий, стремительным атакам в сомкнутом строю. Улучшилась система тылового обеспечения, что способствовало повышению подвижности армии.

Армия буржуазной эпохи выдвинула новые способы боевых действий, что получило наиболее яркое проявление в стратегии и тактике Наполеона. Решительность целей, стремление разгромить армию врага одним сокрушительным ударом, быстрота действий и простота маневра, умение достигать внезапности, нанесение удара массированными «кулаками» - таковы наиболее характерные черты его военного искусства, оказавшие огромное влияние на последующее развитие военной теории и практики. Целое столетие военные теоретики находились в плену наполеоновской стратегии и тактики.

В отечественной военно-теоретической литературе начала XIX века тактика разделялась на две части: тактику начальную и тактику высшую. При этом считалось, что «первая ее часть заключает в себе все подробности учения одного батальона, эскадрона или полка… Вторая часть есть наука генералов. Она объемлет все большие части войны, как-то: движения войск, порядок маршей и боевых строев…»[6].

Несколько позже начальную тактику стали подразделять на две части: чистую (элементарную) начальную тактику и прикладную начальную тактику. Чистая начальная тактика рассматривала основные правила вооружения, строя, движения и действий каждого рода войск отдельно, в отрыве от местности. Прикладная начальная тактика исследовала применение на местности разработанных чистой тактикой правил строя, движения и действий каждого рода войск как отдельно, так и при соединении их в отряды, не превышающие по силе пехотную дивизию. В высшей тактике стали изучаться «… правила устроения, движения и действия больших самостоятельных масс войск, т.е. корпусов и целых армий»[7].

Большим событием в военной жизни в XIX в. было появление капитального произведения австрийского полководца эрцгерцога Карла «Основы стратегии, поясненные очерком кампании 1796 г. в пределах Германии», вышедшего в свет в 1813 г. В нем довольно четко были сформулированы такие принципы стратегии и тактики, как сосредоточение и использование на решающем направлении численного превосходства сил; правильный расчет сил и средств; умелый выбор момента нанесения удара; выигрыш времени; создание сильных резервов. Следует, однако, заметить, что эрцгерцог Карл явился одним из родоначальников теории о «вечных» и «неизменных» принципах войны. Он боялся риска и вошел в историю как полководец «с оглядкой».

Становление и развитие теории тактики и военного искусства вообще тесно связаны с именами крупнейших военных теоретиков второй половины XIX в. А.Жомини и К.Клаузевица. Жомини считал, что военное искусство должно иметь свою научную теорию, основанную на признании ряда неизменных постулатов, существовавших, по его мнению, извечно и проявившихся в деятельности великих полководцев. К числу важнейших принципов военного искусства он относил: наступательность; правильный выбор стратегических пунктов («ключей»); искусное маневрирование с целью выхода на внутренние операционные линии неприятеля; экономия сил на второстепенных участках и решительное направление своих усилий на один из уязвимых пунктов противника; создание стратегических резервов. Клаузевиц сыграл большую роль в разработке общей теории вооруженной борьбы, систематизации принципов военного искусства. К числу наиболее общих из них он относил: численное превосходство, сосредоточение сил и внезапность. Клаузевиц стоял на точке зрения ведения решительных и активных боевых действий. Он признавал генеральное сражение и сокрушение живой силы неприятеля важным средством достижения целей войны. Большое значение он придавал целеустремленности действий, материальному и моральному факторам.

Отдавая должное в становлении и развитии теории тактики выдающимся военным деятелям и военным писателям, которые заложили основы тактики как науки, следует вместе с тем отметить, что огромную роль в формировании ее положений оказывала непосредственно боевая практика. Она служила критерием действенности выработанных тактических нормативов, правил, поучений. Война безжалостно отбрасывала все надуманное, искусственное, утверждала проверенное, давала дорогу важному, необходимому. В пламени боев рождались и умирали различные гипотезы, теории, но неизменно шел поступательный процесс движения вперед, обогащалась и развивалась тактика, как и другие составные части военного искусства.

Достигнутый в XX веке уровень развития производительных сил оказал определяющее влияние на способы ведения боевых действий. Войска были вооружены магазинными винтовками, скорострельными пушками (до 10 выстрелов в минуту), небольшим количеством станковых пулеметов. Был изобретен миномет. Широко использовались новые средства связи – телеграф и телефон; в войсках начали применять радио.

В результате применения нового вооружения сила и эффективность огня возросли настолько, что применение сомкнутых масс пехоты и конницы в бою стало невозможным. Зона артиллерийского огня возросла с 2-3 км до 5-6 км, и, вступая в эту зону, войска вынуждены были применять расчлененный строй, чтобы без излишних потерь сблизиться с противником. Главной формой боевого порядка пехоты в зоне ружейно-пулеметного огня стала стрелковая цепь. Наступательный бой сочетал в себе огонь, удар, маневр и стал делиться на периоды сближения, наступления и атаки.

Существенно изменились и способы оборонительного боя. Появилась полевая оборона. Оборонительные позиции вытягивались по фронту на многие десятки километров. Создавалась глубина тактической зоны обороны, достигшая 3-4 км и более.

В начале XX в. сложилась довольно стройная система преподавания предмета тактики в военно-учебных заведениях русской армии, которая отражала достигнутый уровень развития военного дела. Так, в Николаевской военной академии предмет тактики состоял из трех разделов, посвященных рассмотрению боевых действий трех родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии.

При этом курс тактики разделялся на " три параллельных курса":

1.Теория боевых действий пехоты;

2.Теория боевых действий кавалерии;

3.Теория боевых действий артиллерии и службы технических войск»[8].

Подобная классификация тактики в тогдашних условиях вооруженной борьбы, не отличавшейся большим многообразием как способов и форм ее ведения, так и применяемых средств, в основном обеспечивала изучение тактики как учебной дисциплины. Характерно, что в учебниках тактики того времени разбирались в основном строи и эволюции войск, а не виды боя и действия в них войск, как сейчас.

Кардинальное влияние на развитие тактики оказал опыт двух мировых войн и последующих локальных войн и вооруженных конфликтов. Тактика стала рассматриваться как одна из составных частей военного искусства (рис.1.5). В энциклопедических изданиях дано следующее ее определение: " Тактика – искусство построения войск, составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил) и специальных войск".

Тактика является самой динамичной областью военного искусства. Ее содержание определяется состоянием средств вооруженной борьбы, применяемыми в общевойсковом бою, которые стали исключительно сложными и многообразными (рис.1.6). Современная тактика условно разделяется (рис. 1.7.):

- на тактику общую;

- тактику видов вооруженных сил;

- тактику родов войск;

- тактику специальных войск;

Задачей тактики видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск является выявление закономерностей и принципов боевого использования каждой из структур, разработка рекомендаций по подготовке и боевому применению подразделений, частей и соединений каждого из видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск (рис. 1.8).

Что касается общей тактики, то она разрабатывает основы общевойскового боя, ведущегося подразделениями, частями и соединениями сухопутных войск во взаимодействии с подразделениями, частями и соединениями других видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск (рис. 1.9).

Тактика общая, как и тактика видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, как научная система, имеет два аспекта: теоретический




Рис. 1.6. Средства борьбы, применяемые в слвременном бою

Рис. 1.7. Разделение тактики

 
 




и практический (рис. 1.10). Задачей теоретического курса тактики является определение характера современного боя, роли и места в нем подразделений, частей и соединений того или иного вида вооруженных сил, рода войск, специальных войск, их боевых возможностей, способов боевого применения (боевых задач, построения боевого порядка), способов подготовки и ведения боя, взаимодействия, управления, всестороннего обеспечения в различных условиях обстановки, против различных противников и в различных видах войн (крупномасштабной, региональной, локальной или в вооруженном конфликте (внутреннем или международном).

Задача практического (прикладного) курса тактики состоит в том, чтобы, основываясь на теоретических основах тактики, выработать практические рекомендации для командиров и штабов по подготовке и ведению боя, а именно: по принятию решения на бой, постановке боевых задач, организации взаимодействия, огневого поражения противника, системы управления и всестороннего обеспечения. Выработанные теоретические положения и рекомендации отражаются в боевых уставах, наставлениях, инструкциях, учебниках.

К настоящему времени сложились определенные взгляды на характер современного общевойскового боя, определены его характерные черты (рис. 1.11). На рис.1.12 представлена модель современного общевойскового боя, из которой видно, что в отличие от прошлого пехотно-танкового боя, когда в нем участвовали пехота, танки, артиллерия, инженерные войска, теперь это воздушно-наземный, глубокий объемный бой, развертывающийся на широком фронте и на большую глубину, отличающийся высокой решительностью, динамичностью, маневренностью. Весьма сложными и разнообразными становятся в современных условиях виды и формы тактических действий, что отражено на рис.1.13.


 

 


Рис. 1.10. Два аспекта тактики

 

 

 


Рис. 1.11. Характерные черты современного общевойскового боя

1.2. Развитие тактики в первой половине XX века

XX век вошел в историю как век машин, век моторов. Новые машины, новая техника интенсивно внедрялись не только в производство, но и в военное дело. Появление более совершенных вооружений вызывало необходимость поиска новых тактических концепций. Это давало мощный импульс исследованию боя, вооруженной борьбы в целом. Незадолго до первой мировой войны вышло в свет большое количество военно-теоретических работ, в их числе труды военных писателей фон дер Гольца «Вооруженный народ», Шлихтена «Основы современной военной тактики и стратегии», А.Шлиффена «Канны», Бернгарди «Современная война», крупного военного деятеля и военного теоретика Франции Ф.Фоша «О принципах войны», «О ведении войны», военного писателя Леваля «Введение в позитивную часть стратегии», «Стратегия марша», «Стратегия сражения», американского адмирала А.Мэхэна «Влияние морской силы на историю» и английского адмирала Ф.Коломба «Морская война, ее основные принципы и опыт».

В числе отечественных военных произведений большое влияние на формирование тактики оказали труды И.Г.Бурцова «Мысли о теории военных знаний», Н.В.Медема «Обозрение известнейших правил и систем стратегии», П.Я.Языкова «Опыт теории стратегии», М.И.Богдановича «Записки стратегии», Н.Д.Неелова «Очерк современного состояния стратегии».

Особенно полно и четко основы военного искусства были отражены в трудах Н.П.Михневича «Стратегия», А.Г.Елчанинова «Ведение современных войн и боя», В.А.Черемисова «Основы современного военного искусства», А.А.Незнамова «Современная война», Г.А.Леера «Стратегия», а также в трудах ряда других русских военных ученых – Д.А.Милютина, А.К.Пузыревского, Д.Ф.Масловского, А.З.Мышлоевского, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, А.А.Гулевича, В.Ф.Новицкого и других.

Большую роль в обогащении теории тактики сыграло издание русской «Военной энциклопедии»(1911-1915 гг.). В ней, в частности, подчеркивалась важность для достижения победы в бою превосходства сил, духовного элемента, всестороннего обеспечения, достижения внезапности. При этом подчеркивалось, что основой успеха является превосходство сил1.

Суровой проверкой действенности положений тактики явилась первая мировая война. Многие из предвоенных концепций в ходе боевых действий не выдержали испытаний и были отметены практикой, как нежизненные. С началом войны вся тяжесть боя легла на плечи пехоты. Ее могучим оружием являлись пулеметы, особенно в оборонительном бою. Атакующие цепи пехоты не в силах были преодолеть их огонь. Общевойсковой бой стал представлять собой совместные действия пехоты и артиллерии, а в последующем - танков и авиации. Основой боевого построения пехоты служила цепь. Боевой порядок волнами, состоящих из эшелонированных цепей, несколько увеличил пробивную силу войск. Но удар «грудью пехоты» в густой цепи вел к большим потерям. Громоздкость волн делала их трудноуправляемыми. Наиболее маневренным явился групповой боевой порядок, применявшийся на заключительном этапе войны. Его появление связано с применением легких пулеметов, легких орудий, минометов и танков. К концу войны фронт наступления войск сузился - дивизия наступала на фронте до 2, 5-3 км, батальон – 500-600 м.

В ходе первой мировой войны применялись следующие виды атаки: а) непрерывная атака на глубину первой позиции обороны противника; б) атака с перерывами в отношении действий пехоты; в) сплошная атака без замены первого эшелона; г) атака перекатами.

Немцы обычно проводили непрерывные и бессменные атаки, англо-французы, наоборот, в большинстве случаев вели атаки с заменой первого эшелона или перекатами, а англичане применяли в ходе атаки перерывы. Наращивание боевых усилий в русской армии в ходе атаки осуществлялось за счет ввода в бой батальонных резервов при бое за овладение первой-второй траншеями, полковых резервов – при бое за опорные пункты второй линии, дивизионных – при развитии боя в глубине.

Особенностью наступления русской пехоты являлось то, что она в большинстве случаев не задерживалась в первой линии вражеских окопов, а смело продвигалась вперед. Задача очищения окопов от противника возлагалась на специальные группы, которые организовывались в каждом батальоне. С овладением первой позицией пехота применяла маневр с целью обхода узлов сопротивления противника. Для борьбы с сильными оборонительными сооружениями типа блокгаузов выделялись блокирующие (штурмовые) группы, снабженные огнеметами, дымовыми шашками и усиленные «траншейной артиллерией» (минометами), бомбометами и орудиями сопровождения ближайшей поддержки пехоты (37-мм, 47-мм и 55-мм пушки).

Развитие обороны в ходе первой мировой войны шло от очаговой (опорных пунктов) к траншейной, глубокоэшелонированной, насыщенной большим количеством огневых средств и инженерных заграждений. К концу войны полки располагались в обороне в трех эшелонах, дивизионные участки не превышали 5 км. На 1 км фронта приходилось от 12 до 24 орудий и от 4 до 8 минометов.

Опыт первой мировой войны дал большой импульс развитию тактики в условиях позиционных форм борьбы, в частности, в отношении более тесного сочетания огня и движения при осуществлении охватов, маневра и удара в наступлении и обороне. Большое усовершенствование получили методы огневого обеспечения действия войск, в том числе при бое в глубине обороны противника, нанесении контратак, ведении боевых действий на пересеченной местности.

В отличие от первой мировой войны боевые действия во время гражданской войны в России характеризовались высокой маневренностью. Особенно характерными были маневренные действия для кавалерийских частей. Они совершали глубокие обходы узлов сопротивления противника, рейды по его тылам.

Широкое применение маневра и важная роль пулеметов в бою способствовали переходу от равномерно вытянутых вдоль фронта стрелковых цепей к мелким боевым группам, наступавшим при поддержке пулеметного огня. Фронтальный удар в таких условиях обычно сочетался с охватами и обходами флангов противника. В отличие от первой мировой войны маневр стрелковых и кавалерийских частей в гражданскую войну осуществлялся с более решительными целями и на более значительную глубину. Летом 1918 г., когда характерной формой борьбы была тактика «эшелонной войны» (ведение боевых действий вдоль железнодорожных магистралей), маневр обычно осуществлялся в форме действий небольших обходящих отрядов с целью захвата узлов коммуникаций в тылу противника. В последующем с расширением фронта активных боевых действий маневр стал преобладать над прорывом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.