Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XVII






ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ (ИЗМЕНЧИВОСТЬ)

Под вариабельностью (Variabilitat — Vb) признака мы понимаем степень многообразия вариантов, в которых он встречается. Изменчивость признака может быть исследована как в целом для выборки, так и для какой-либо ее части или группы (например, для женского пола, народа, сословия).

Изменчивость признака отчасти зависит от условий, которые могут быть изучены изолированно, независимо от изменения признака. Однако, поскольку стоит задача рассмотрения вариабельности признака в связи с меняющимися условиями, то мы говорим о его ковариабельности (Konvariabilitat - Cvb). Способность условий определять варианты в проявлении признака называется вариативностью — (Variativitat — Vt).

Если признак изменяется сам по себе, можно говорить об изменении вариации или о вариабельности (Vb) второго порядка; соответственно, имеется, при определенном вызывающем его условии, вариативность (Vt) второго порядка. Направление изменения вариации является положительным, если степень Vb растет; в этом случае мы говорим о прогрессирующей дифференциации признака. Соответственно, направление изменения вариации отрицательно, если степень Vb уменьшается; здесь речь идет о прогрессирующей стандартизации признака.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ

Изменчивость признака фиксируется, прежде всего, в количестве типов или ступеней, в которых появляются его варианты. Если один признак встречается только в трех типах, а другой - в четырех, то изменчивость первого " беднее", а второго - " богаче". То же самое имеет место, когда из двух ранговых порядков равного числа лиц и равного числа измерений, первый ряд делится только на десять ступеней, а второй - на двадцать. Однако это определение вариабельности, скорее всего, не имеет какого-либо научного значения и, насколько мне известно, до сих пор еще не использовалось.

Гораздо важнее определение изменчивости по расстоянию между вариантами. В зависимости от более концентрированного (плотного) или более широкого рассеивания вариантов вокруг среднего значения можно выделять " более слабую" или " более сильную" вариабельность: строго говоря, только к ней мы и относим выражение " степень вариабельности", которая может измеряться в виде различных показателей.

Удобнее и легче всего достигается определение верхней и нижней границ вариантов (например: " результаты школьников колебались от 3 до 17 ошибок"). Но этот показатель чрезвычайно груб, так как подобные крайние варианты обусловлены совершенно случайными и единичными причинами; расположение же основной массы вариантов при этом оказывается невыявляемым.

Мы должны использовать такие показатели, которые фиксируют отдельные варианты со всеми их отклонениями. Дункер в качестве такого показателя вычисляет корни из среднеквадратичного отклонения; Гальтон - " вероятностное отклонение", составляющее две трети значения, получаемого Дункером. Этим же целям может служить и мера точности Гаусса, вычисление которой, однако, является очень сложным, да и применяется она только для кривых распределения Гаусса.

Для наших же целей, пожалуй, удобнее всего будет вычисление среднего отклонения, причем, большей частью в его относительной форме (V), являющейся достаточной и удобно вычисляемой мерой вариабельности для ряда данных; она дает им внутренний показатель рассеивания единичного ряда данных.

Вместе с тем, нам необходима также (в силу ниже рассматриваемых причин) и мера вычисления вариабельности, имеющейся между несколькими полными рядами или группами данных, т.е. использующаяся для выявления их внешнего рассеивания. При этом единичный ряд представлен своим средним значением т. Отклонение этих т друг от друга, полученное по аналогии с уже приводимыми формулами, дает значение относительной вариабельности (Vm) или наружного показателя рассеивания ряда.

При вычислении наружного рассеивания придется, однако, часто иметь дело только с расстоянием между двумя средними значениями и тогда расчеты упрощаются. Иногда, бывает достаточно определить даже простую разность средних значений т2 -

3 Более точным, чем это значение, является предложенное Липманом [48] центральное значение разностей. Вычисляют разности между каждым значением одного ряда и значением, стоящим на соответствующем ' ранговом месте второго ряда, и уже их выстраивают в ранговый ряд. Тогда значение, стоящее на среднем ранговом месте (по знаку и величине), представляет существующее вообще различие между двумя рядами. Метод специально рекомендуется для выборки с большим рассеиванием или небольшой разностью.

Степень вариабельности является в настоящее время очень интересным и перспективным, хотя до сих пор еще пока и не использовавшимся, показателем для сравнительных исследований. Мы слишком были приучены общей психологией рассматривать разброс данных только как неприятный признак неточности среднего значения;

теперь же оказывается, что он является особой проблемой, совершенно равноценной по значению показателю среднего значения. Анализ уже опубликованных исследований свидетельствует о наличии в них латентно скрытых многочисленных значений вариабельности, которые, однако, еще могут быть вычислены дополнительно путем специальных расчетов. Используемые нами примеры получены, отчасти, именно таким путем.

Из-за относительности значения V мы в состоянии сравнивать между собой вариабельность различных признаков (несмотря при этом на различные средние значения) в той мере, в какой подлежит сравнению единица измерения, применяемая в обоих случаях. Так, например, при использовании общей единицы измерения - процента ошибок - можно сопоставить результаты учеников в школьном классе как при решении задач на вычисление, так при написании ими диктантов и переводов; три полученных значения V в этом случае показывают, в какой из трех форм результатов отмечаются наибольшие различия между учениками.

Экспериментальный пример. Орн [442] провел опыты по обучению 10 лиц: в первом случае - с использованием лишенных смысла слогов, во втором - осмысленного материала (цифр). Психологическая структура работы в обоих случаях сильно различалась. Проведенные мною вычисления, представленные в табл. 9, показывают, что осмысленное заучивание требовало меньше времени, но, в то же время, несмотря на эту очевидно ббльшую легкость задачи, обнаружился значительно больший разброс данных, характеризующих длительность заучивания.

Такого рода сравнения Vb, безусловно, допустимы только в том случае, если все остальные условия исследования (за исключением искомого показателя) максимально однородны; поэтому вряд ли когда-либо будет возможно отказаться от проведения исследования на одной и той же выборке. Если, однако, это невозможно соблюсти для значительного числа данных, то в зависимости от обстоятельств вполне допустимо представить эти результаты в виде ранжированного ряда, упорядоченного по их вариабельности. Конечно, надежность такого рангового распределения необходимо было бы тогда проверить с помощью соответствующих исследований на другой выборке.

2. ИДЕЯ ОБЩЕЙ ШКАЛЫ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ

Сведения о Vb различных признаков можно расширить проведением повторного исследования в измененных условиях. В соответствии с приведенным примером можно провести сравнение результатов заучивания бессмысленных и осмысленных данных на материале другого типа. Если и тогда снова окажется, что длительность заучивания бессмысленных стимулов разными лицами имеет меньший разброс, чем осмысленных, то вполне обоснован вывод, что заучивание осмысленного материала - это в общем гораздо сильнее варьирующая деятельность, чем чисто механическое заучивание. "

Другие методы (особенно обсуждаемый ниже метод измерения ковариации) могут в этом смысле оказаться высоко соотносимыми; и, соответственно, также можно предположить, что в будущем анализ общей вариабельности психического признака и общего отношения вариабельности нескольких психических признаков между собой, будет расширен.

Понятие общей вариабельности открывает большие перспективы для психологических исследований, поскольку оно предполагает новые принципы распределения психологических предрасположений. В самом низу находятся относительно неизменные качества; они образуют слабо дифференцированное плато для людей самых различных характеристик. Эти качества остаются с изменением времени довольно постоянными, не очень сильно поддаваясь влиянию внешних воздействий. Рядом с ними -предрасположения с большим показателем разброса, и так до тех пор, пока мы не доходим до качеств, которые больше всего варьируют как от индивида к индивиду и от группы к группе, так и в самом индивиде от одного его состояния к другому и в наибольшей степени подвержены влияниям среды.

Необходимо также обращать внимание на связь общей степени вариабельности с другими свойствами исследуемых функций. Так, она находится в тесном соотношении со структурной сложностью психического признака. Функции более сложного состава являются также и сильнее варьирующими, а более простые по составу - одновременно и более однообразными при межиндивидуальном сравнении. Это соотношение, подчеркнутое уже Бине и Анри, показывает, что элементарные функции, учитываемые преимущественно общей психологией, имеют гораздо более ограниченное значение для дифференциальной психологии именно из-за их меньшего разброса по сравнению с более сложными функциями.

Подобное отношение существует, предположительно, также и между вариабельностью и результатами развития: чем позже функции появляются в развитии (онтогенетическом и филогенетическом) человека, тем сильнее также и их общая вариабельность.

Очевидно, что таким образом мы приходим к ранговому порядку психических предрасположений, соответствующему оценочным характеристикам " низшие" и " высшие функции", используемым в повседневной жизни. Низшие функции — это те, которые менее вариабельны, более просты и раньше появляются; высшие - более ва-риабельны, более сложны и позже появляются. Но наше предшествующее рассуждение позволяет нам правильно оценить смысл и допустимость подобной оценки. Каждый индивид — это, одновременно, и представитель рода, и индивидуальность; он должен быть реализуемым в этих двух своих качествах. Этому способствуют, однако, в очень различной мере, предрасположения, имеющиеся, например, у индивида X. Поскольку предрасположения с небольшим показателем разброса относятся к числу тех, которые сближают Х со всеми другими индивидами, они представляют, следовательно, в нем нечто, присущее роду в целом. Предрасположения же с высоким показателем разброса - это такие, по которым Х обычно резко отличается от других индивидов, и они, следовательно, преимущественно обусловливают проявление его индивидуальности.

Если, соответственно, задачи исследования предполагают выдвижение в центр внимания того общего, что есть в человеке, то мало изменяемые " низшие" функции в этом случае имеют большую ценность, так как только они гарантируют гомогенность и постоянство рода. Если, напротив, центром внимания становится формирование конкретной личности, то большую ценность приобретают более изменяемые функции, как обусловливающие, прежде всего, собственно личностное своеобразие.

3. ИНТЕР- И ИНТРАВАРИАБЕЛЬНОСТЬ

Так как Vb признака может быть исследована как на межиндивидуальном, так и на внутрииндивидуальном уровне, то это дает основания для разнообразных сравнений.

В предшествующем разделе мы уже дали положительный ответ на общий вопрос о существовании аналогии между интра- и интервариабельностью признака. Несомненно, что те признаки, которые у индивида сильно варьируются, дадут и при сравнении индивидов между собой ббльшие различия. Например, соответственно тому, как это было установлено применительно к межиндивидуальной Vb, так и у отдельного индивида результаты осмысленной памяти гораздо изменчивее, чем чисто механической.

Но так как аналогия между интра- и интеризменчивостью никогда не будет полной, то возникает вопрос о соотношении каждой из них с одним и тем же признаком. Это отношение выражается " интер-интракоэффициентом" — интер Vu/интра Vb.

Если коэффициент велик, то это означает, что признак относительно постоянен внутри отдельного индивида, но очень различается между многими отдельными индивидами: т.е. он является значимым показателем индивидуальности.

Если, напротив, коэффициент колеблется в зоне показателей, близких к " I", то это свидетельствует о том, что различия между индивидами не намного больше, чем различия обычно встречающиеся внутри одного индивида; следовательно, признак имеет гораздо большее надиндивидуальное (общее), нежели индивидуальное (психографическое) значение.

Насколько мне известно, этот коэффициент был использован до сих пор лишь единственный раз Уэллсом для определения динамики индивидуальных суждений [427]. Он нашел, что этот коэффициент при эстетической оценке цветных художественных открыток больше 2, при оценке различий цветовой гаммы - больше 1 и при оценке, расположения шести различных тяжестей - даже меньше 1; в зависимости от обстоятельств, эти три вида суждений представляют, следовательно, шкалу снижающейся интравариабельности и, соответственно, растущей интервариабельности.

4. КОВАРИАБЕЛЬНОСТЬ (Cvb)

Понятие ковариации признака с каким-либо показателем следует резко отличать от понятия корреляции (см. главу XVIII). То, что признак находится в корреляции с определенным показателем, т.е. в целом изменяется совместно с ним, является необходимой предпосылкой для вычисления ковариации. Последняя, однако, относится к величине расстояний, вызываемых в признаке условием, следовательно, к значению, которое вообще не учитывается при вычислении корреляции.

Простой, в данном случае вымышленный, пример иллюстрирует это различие. Пусть I, П, III, IV - четыре возрастных ступени, разделенные равными расстояниями; испытуемым предлагаются для решения по 2 задачи разного вида (А и В). Числовые величины результатов,





допустим, соответствуют результатам, приведенным в табл. 10. Тогда корреляции результата А и результата В с возрастным уровнем равны (а именно, г = 1). Но их ковариации с возрастом совершенно различны, так как результат В проявляет вдвое более сильную ковариацию, чем результат А.

Для подсчета Cvb нет необходимости, чтобы вариативный показатель был измерим; достаточно, чтобы какое-либо различие - качественное или количественное - сохранялось и было положено в основу нескольких вычислений ковариации. Так, например, различие полов или образования может представлять такой вариативный показатель (что будет ниже продемонстрировано на конкретных вычислениях).

Измерение ковариации признака с одним показателем может проводиться внутри-индивидуально или межиндивидуально. Пример для первого случая: допустим, я исследую, насколько сильно или слабо варьируют данные о памяти какого-то Х с некоторым изменяющимся показателем, например, с возрастом, разной степенью тренированности или различными установками внимания. Внутренний разброс отдельных значений дает меру ковариации. Если я объединю большое число таким образом полученных данных различных индивидов, то получу среднюю степень ковариации данных о памяти с возрастом (тренированностью, вниманием).

Во втором случае используется внешнее рассеивание. Данные всех индивидов одной степени тренированности (или возраста) выражаются через среднее значение ml, другой ступени - через среднее значение т2, третьей - тЗ и т.д., и теперь разброс, имеющийся между этими /и, подсчитывается одним из приведенных выше способов.

Если для нескольких признаков подсчитали их Cvb с одним и тем же вариативным показателем, то можно провести сравнения Cvb, как мы это уже делали в придуманном нами выше примере; если признаков больше чем два, то удается составить и шкалу Cvb. Когда при сравнении ковариация признака а превосходит ковариацию признака b при очень многих вариативных комплексах показателей, то мы можем говорить о наличии общего свойства признака а.

Пример. В опытах, направленных на изучение высказываний о картинах, к испытуемым обращались как с " внушающими" вопросами, так и с " нормальными" (вопросами без внушения, с небольшой трудностью). На основании опытов Оппенгейм и моих собственных появилась возможность сравнить правильность высказываний при том и другом виде вопросов в различных группах. Оказывается, что почти каждый вариативный показатель при внушаемости заставляет проявлять сильные варианты, при ответах на " нормальные" вопросы - только слабые варианты. В табл. 9 приведены показатели внешнегоразброса данных (средних значений для 2 рядов данных). Среднее значение более слабой группы устанавливают как 100; дроби, следовательно, указывают, насколько более сильная группа превосходит более слабую. Исследуется ковариация с возрастом, полом, видами школ. Ни один из этих показателей не оказывал заметного вариативного воздействия на досто верность при " нормальных" вопросах: лучшие группы всегда отличаются от более слабых только на несколько процентов.



Иная ситуация с достоверностью при " внушающих" вопросах. Здесь различие между обеими группами очень велико. Удивительнее всего влияние возраста: 14-летние подростки превосходят 7-летних в ответах на " нормальные" вопросы только на 7%, а на " внушающие" вопросы - на 63%! Но и остальные различия велики, за исключением представленных в рубрике одаренности.

Следовательно, можно прийти к заключению, что внушаемость сильно реагирует на все показатели, которые вообще влияют на нее в однозначном направлении, т.е. она обладает сильной общей ковариабельиостью. Напротив, правильность ответов на " нормальные вопросы" - это психическая функция вообще незначительной ковариабельности.

Эта общая ковариабельность представляет собой не что иное как частичное проявление той " общей изменчивости", которую мы выше обсуждали, поскольку не вызывает сомнений, что какое-нибудь психическое предрасположение, само по себе склонное к изменчивости, сильно коварьирует и при измененных условиях, и наоборот.

Косвенная (mittelbare)ковариация. Понятие ковариабельности дает нам возможность познакомиться еще с одной группой проблем. Признак достижения " а" ковариирует с воздействующим на него вариативным показателем в той или иной мере (в итоге обнаруживается упражняемость или растущее утомление, его измеряют при новой формулировке задачи, что приводит к изменению числового значения результата).

Одновременно при этом результат " b", не подчиняющийся ранее непосредственно тому вариативному показателю, может также проявить ковариацию той или иной степени. Это является проявлением того, что " b" находится с " а" во внутренней связи, следствием чего является то, что некоторое влияние условий на " а", также влияет и на " b". Эти процессы до сих пор изучались как " совмещенное упражнение" и " совмещенное утомление". Теперь мы видим, что оба эти феномена являются только частными явлениями косвенной ковариации, которая может выражаться также и в совершенно других формах.

Выяснилось также, что подобное влияние " а" на " b" будет тем сильнее, чем теснее связаны друг с другом две совокупности данных. Назовем эту связь " родством" (Verwandtschaft), тогда мы можем количественно определить родство полученных данных.

Мы определяем: две совокупности полученных результатов называются родственными, если показатель, приводящий к вариации одного результата, заставляет одновременно меняться и другой - опосредствованно; близость этих результатов измеряется по степени ковариации.

Понятие родства удается таким образом перенести из области результатов на лежащие в их основе предрасположения, что дает возможность получить новое средство распознания структур предрасположения индивида.

5. ВАРИАТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ (В ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЯ)

С другой стороны, возникает вопрос: какое значение имеют определенные условия в порождении психических вариантов?

Действие формальных условий — таких как упражнение и привычка, утомление и отдых, легкость и трудность, отвлечение и сосредоточение, временной промежуток, возраст, уровень образования и т.п., - на психические явления было многосторонне исследовано общей психологией. Но их влияние на изменчивость (Variabilitat - Vb) при этом рассматривалось лишь случайно.

Степень вариативности (Variativitat - Vt), естественно, измерима только по степени вариабельности (Vb), которую она вызывает; таким образом можно исследовать, как влияние отдельного условия, так и сравнивать несколько условий друг с другом.

Так, например, удается сравнить Vt половых различий с видом школы (см.' табл. 8). Показано, что в опытах с высказываниями (как при " нормальных", так и при " внушающих" вопросах) различия между народной школой и гимназией давало более сильную вариабельность, чем различия между мальчиками и девочками. К такому же результату относительно " внушающих" вопросов пришел и Липман [711].

Условие Vt, измерение которого имеет наибольшее теоретическое и практическое значение - это упражнение, поэтому необходимо рассмотреть его в качестве основного примера. При одной и той же форме результата может оказаться необычайно высоким различие между неопытным и максимально тренированным человеком; это имеет значение также и в том случае, если сравнивают две отдельные группы лиц (нетренированных и тренированных), не учитывая эффекта тренировки.

Так как до настоящего времени исследования упражнения почти всегда имели в виду выявление только общих законов и отношений, то абсолютная величина вариаций, получаемых в результате упражнения, до сих пор привлекала меньше внимания. И, тем не менее, все же многие важные вопросы в этой области ожидают своего решения, в том числе и вопрос: в каких областях упражнение может наиболее сильно повлиять на образование вариантов, и какие области, напротив, устойчивы в отношении влияния упражнения (это одна из основных проблем всей педагогики). Другой вопрос: в какой мере влияние упражнения на какую-либо область результатов приводит к ковариации в других, более или менее родственных областях, таких как проблема соупражнения и формального образования7 и т.д.

Вариативное воздействие упражнения требует известных теоретических размышлений, относящихся к основам дифференциальной психологии вообще, и, в частности, к учению о предрасположениях.

У каждого человека есть узко ограниченная, определяемая профессиональной специализацией область, в которой его успехи имеют высокую (возможно максимальную) степень упражнения; во всех других областях у данного человека влияние упражнения либо отсутствует, либо проявляется в невысокой степени или несистематически. Таким образом, надо и способности какого-либо человека расчленить на две группы:

" естественные" и " максимальные". Естественные проявления поведения в высокой степени характерны для общей картины какого-либо X. Некоторые определенные показатели раздражительности органов чувств, результаты интеллектуальной деятельности, так же как и реакции на эстетические впечатления, являются характерными для всей структуры его жизненных проявлений и составляют его сущность. Тем не менее, было бы неверно безоговорочно соотносить проявления этих естественных способностей только с лежащими в их основе предрасположениями. Так как каждое поведенческое проявление упражняемо (одно больше, другие - меньше), и поскольку даже самое интенсивное упражнение никогда не может дать больше того, что уже имеется в виде потенциальной возможности, то лишь максимальное упражнение полностью раскрывает весь фонд врожденного предрасположения.

Можно предохранить от ошибок установления различий между естественной и максимальной способностью во многих специальных областях. Часто рассматривали естественный вид поведения как исчерпывающее выражение для предрасположения и при этом не замечали, что оно реализует лишь небольшую долю имеющейся способности к созиданию. Чаще всего эта ошибка встречалась — и еще встречается — при определении дифференциальных порогов чувствительности. Склоняются к мнению, что слабая способность немузыкального человека различать высоту звука или равнодушие абстрактного мыслителя к тонким оттенкам красок надо рассматривать только как грубые недостатки их чисто чувственной способности к ощущениям. И лишь доказательство того, что с помощью упражнения эти кажущиеся недостатки могут очень значительно уменьшиться8, делает это мнение абсурдным. Природная способность различать и истинная чувствительность органов чувств — это две совершенно различные способности. Но то же самое относится и ко всякой другой области, которая может быть изменена под влиянием упражнения.

Тот факт, что у каждого человека имеющиеся предрасположения развиты только в какой-то доле заложенных в них латентных возможностей, не следует, однако, истолковывать ложно. Только частичное развитие латентных возможностей вовсе не является результатом чистой случайности: это скорее требование экономии сил индивида. Пожалуй, каждое отдельное предрасположение индивида взятое само по себе, может быть приведено упражнением к индивидуальному максимуму своего развития, но этого невозможно достичь применительно ко всей совокупности предрасположений: энергия, направленная на максимальное упражнение одного предрасположения, должна быть отнята у других видов деятельности.

Вера во всесилие упражнения, неоднократно высказываемая, в том числе психологами, поэтому ошибочна. Скорее всего для каждого человека необходим выбор тех предрасположений, которые он может в себя развить. При этом его выбор определяется не только внешними (педагогическими, социальными) влияниями, но и собственными имманентными тенденциями - склонностями, свойствами характера и темперамента.

Итак, вопреки систематическому продолжению упражнений в самых различных областях оказывается, что каждый человек, наряду с некоторыми проявляемыми максимальными способностями, обладает также широким спектром " естественных" (т.е. не развитых до возможного максимума) способностей.

6. СМЕНА ВАРИАЦИЙ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ)

Так как вариабельность признака может быть выражена одной-единственной величиной, то постоянство или непостоянство этой величины может определяться тогда, когда мы измеряем Vb второго порядка.

8 Даже немузыкальные люди могут быть доведены длительным упражнением до способности распознавать различные высоты звуков, равные лишь долям одного колебания.

Есть психические свойства, в отношении которых однажды имевшееся различие, воспринимается как своего рода рок, и это при всех социальных и педагогических суждениях и мероприятиях обязательно должно приниматься в расчет; есть другие, в отношении которых первоначальное многообразие вариантов сильно поддается влияниям, — то в смысле возрастающей дифференциации, то в смысле увеличения сходства. С учетом этого для решения как теоретических, так и практических задач может оказаться важным определение направления и степени этой смены вариации.

Если V и V" — это два подлежащих сравнению значения Vb первого порядка, то имеющаяся между ними Vb второго порядка может быть выражена как относительное значение следующей формулой:

(V)2 =(V’’ – V’) / V’

Если знак подобным образом вычисленного результата положителен (или отрицателен), то дифференциация (или стандартизация) произошла в направлении от V к V".

Градация психических предрасположений в соответствии с этой их возможностью дифференциации или стандартизации дает очередную новую картину структуры, которая, предположительно, будет характерно отклоняться от значимой для Vb первого порядка, ибо нельзя заранее ожидать, что признак с сильной Vb первого порядка обладает также и сильной Vb второго порядка и наоборот.

Так, например, возможен следующий случай: какой-то признак " а" дважды проверяют на " п" лиц и каждый раз в различных условиях. Если среднее значение показателей второго ряда значительно отклоняется от среднего значения показателей первого ряда, то это означает, что признак имеет сильную ковариабельность первого порядка с названным условием. Вопреки этому смещению среднего относительное распределение во втором ряду данных может быть очень похоже на найденное в первом: признак тогда имеет очень малую ковариабельность второго порядка с соответствующим условием.

Свое значение изменение вариаций полностью раскрывает лишь в том случае, если рассматриваются условия, которыми это изменение вызывается.

Так как вариативность второго порядка до сих пор еще не получила должного научного психологического рассмотрения, то покажем ее суть на ряде примеров, уже имеющихся в литературе, но пересчитанных для этой цели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.