Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения






Пищеварительная система - это совокупность органов, осуществляющих механическую и химическую переработку пищи, извлечение из нее питательных веществ и их всасывание, а также выведение образовавшихся шлаков.

Пищеварительная система представлена пищеварительным трактом и железами, выделяющими секрет, необходимый для процессов пищеварения. Пищеварительный тракт состоит из частей, последовательно переходящих одна в другую: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Изнутри пищеварительный тракт выстлан слизистой оболочкой, выполняющей функции пищеварения, всасывания и выделения. За ней следует мышечный слой, обеспечивающий дробление, перемешивание и передвижение пищевой массы. Во многих местах органы пищеварительной системы, расположенные в брюшной полости, покрыты серозной оболочкой брюшины, складки которой образуют поддерживающий аппарат; брыжейку и связки. Листки брюшины выстилают стенки брюшной полости.

Органы пищеварительной системы обильно снабжены кровеносными и лимфатическими сосудами, а также нервами, посредством которых регулируется деятельность этих органов.

Пищеварительные органы ребенка обладают рядом морфологических и физиологических особенностей, связанных с состоянием его ЦНС, возрастом и продолжающимся развитием. Особенности эти наиболее ярко выражены в грудном возрасте, когда аппарат пищеварения приспособлен главным образом для усвоения молока матери, переваривание которого требует наименьшего количества ферментов.

Доношенный ребенок рождается с уже хорошо выраженным рефлексом сосания и глотания. Акт сосания обеспечивается анатомическими особенностями полости рта новорожденного и грудного ребенка.

Полость рта у ребенка относительно мала. Язык короткий, широкий и толстый. Губы и щеки сравнительно толстые, с достаточно развитой мускулатурой и плотными жировыми комочками Биша. На деснах имеются валикообразные утолщения. Во время сосания во рту ребенка создается полость с отрицательным давлением, куда поступает грудное молоко. У детей до 3-4 месяца жизни наблюдается сухость полости рта, обусловленная недостаточным развитием слюнных желез и дефицитом слюны. Поэтому слизистая оболочка полости рта у ребенка легко ранима, что необходимо учитывать при проведении туалета. Развитие слюнных желез заканчивается к 3-4 мес. С этого момента слюна выделяется усиленно (физиологическая саливация). С первых дней жизни в ней содержится амилолитический фермент.


Вход в гортань у ребенка грудного возраста лежит высоко над нижне­задним краем небной занавески и соединен с полостью рта; благодаря этому пища движется по сторонам от выступающей гортани через сообщение между полостью рта и глоткой. Поэтому ребенок может дышать и сосать одновременно.

Пищевод - мышечная трубка веретенообразной формы, выстланная изнутри слизистой оболочкой. В пищеводе различают три анатомических сужения - в начальной части, на уровне бифуркации трахеи и диафрагмальное. Они относительно слабо выражены у новорожденных и детей первого года жизни. К особенностям пищевода следует отнести полное отсутствие желез и недостаточное развитие мышечно-эластической ткани.

Желудок представляет собой эластичный мешковидный орган. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, но как только ребенок начинает ходить, он постепенно принимает более вертикальное положение. К рождению ребенка дно и кардиальный отдел желудка развиты недостаточно, пилорический отдел ~ удовлетворительно, чем объясняются частые срыгивания. Срыгиванию способствует также заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия) при неправильной технике вскармливания, короткой уздечке языка, жадном сосании, слишком быстром выделении молока из груди матери.

Желудок обладает двумя основными функциями - секреторной и моторной. В целом секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие. Слизистая желудка богата кровеносными сосудами, бедна эластической тканью, содержит мало пищеварительных желез. Отмечается скудное выделение желудочного сока, обладающего низкой кислотностью. Желудочный сок ребенка грудного возраста содержит те же составные части, что и желудочный сок взрослого: сычужный фермент, соляную кислоту, пепсин и липазу, но содержание их понижено, особенно у новорожденных и возрастает постепенно.

Важная роль в осуществлении моторной функции желудка принадлежит деятельности привратника, благодаря рефлекторному периодическому открытию и закрытию сфинктера которого пищевые массы переходят небольшими порциями из желудка в двенадцатиперстную кишку. Первые месяцы жизни моторная функция желудка плохо выражена, перистальтика вялая, газовый пузырь увеличен. У детей грудного возраста возможно повышение тонуса мускулатуры желудка в пилорическом отделе, максимальным проявлением которого бывает пилороспазм. В старшем возрасте иногда наблюдается кардиоспазм. К 2 годам структурные и физиологические особенности желудка соответствуют таковым у взрослого человека.


Кишечник начинается от привратника желудка и заканчивается заднепроходным отверстием. Различают тонкую и толстую кишку. Первая подразделяется на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки;

вторая - на слепую, ободочную (восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную) и прямую кишки.

Тонкий кишечник у детей занимает непостоянное положение, зависящее от степени его наполнения, положения тела, тонуса кишок и мышц брюшины. По сравнению со взрослыми он имеет относительно большую длину, а кишечные петли лежат более компактно за счет относительно большой печени и недоразвития малого таза. После первого года жизни по мере развития малого таза расположение петель тонкого кишечника становится более постоянным. В тонком кишечнике грудного ребенка содержится сравнительно много газов, которые постепенно уменьшаются в объеме и исчезают к 7 годам (у взрослых в норме газов в тонком кишечнике нет).

К другим особенностям кишечника у детей грудного и раннего возраста относятся:

• Большая проницаемость кишечного эпителия;

• Слабое развитие мышечного слоя и эластичных волокон кишечной

стенки;

" Нежность слизистой оболочки и большое содержание в ней

кровеносных сосудов;

• Хорошее развитие ворсинок и складчатости слизистой оболочки при недостаточности секреторного аппарата и незаконченности развития нервных путей.

Это способствует легкому возникновению функциональных нарушений и благоприятствует проникновению в кровь нерасщепленных составных частей пищи, токсико-аллергических веществ и микроорганизмов. Брыжейка, весьма тонкая у новорожденного, значительно увеличивается в длину в течение первого года жизни. Это, по-видимому, обусловливает относительно частые у ребенка завороты кишок и инвагинации.

Толстый кишечник имеет длину, равную росту ребенка. Части толстой кишки развиты в различной степени. У новорожденного нет сальниковых отростков, ленты ободочной кишки едва намечены, гаустры отсутствуют до 6-месячного возраста. Анатомическое строение толстой кишки после 3-4-летнего возраста такое же, как у взрослого. Сигмовидная кишка до 5 лет расположена обычно в брюшной полости вследствие недоразвития малого таза, а затем опускается в малый таз. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная и при наполнении может занимать малый таз. Благодаря хорошо развитому подслизистому слою и слабой фиксации слизистой оболочки у детей раннего возраста нередко наблюдается ее выпадение.


Процесс пищеварения, начинающийся в полости рта и в желудке, продолжается в тонком кишечнике под влиянием сока поджелудочной железы и желчи, выделяющихся в двенадцатиперстную кишку, а также кишечного сока. Секреторный аппарат кишечника в целом сформирован. Даже у самых маленьких в кишечном соке, выделяемом энтероцитами, определяются те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, нуклеаза), однако активность их значительно ниже.

Расщепление пищевых веществ с помощью ферментов происходит как в полости тонкой кишки (полостное пищеварение), так и непосредственно на поверхности ее слизистой оболочки (пристеночное или мембранное пищеварение). У грудного ребенка есть особое полостное пищеварение, адаптированное к лактотропному питанию, и внутриклеточное, осуществляемое пинопитозом. Из-за низкой активности липазы особенно напряженно идет процесс переваривания жиров.

В толстой кишке завершается всасывание переваренной пищи и главным образом воды, а также расщепляются оставшиеся вещества под влиянием как ферментов, поступающих из тонкой кишки, так и бактерий, населяющих толстую кишку.

Моторика у детей раннего возраста весьма энергична, что вызывает частое опорожнение кишечника- У детей грудного возраста дефекация происходит рефлекторно; в первые 2 недели жизни до 3-6 раз в сутки, затем реже; к концу первого года жизни она становится произвольным актом. В первые 2-3 дня после рождения ребенок выделяет меконий (первородный кал) зеленовато-черного цвета. Он состоит из желчи, эпителиальных клеток, слизи, ферментов, проглоченных околоплодных вод. На 4-5 день кал приобретает обычный вид. Испражнения здоровых новорожденных, находящихся на естественном вскармливании, имеют кашицеобразную консистенцию, золотисто-желтую или желто-зеленую окраску, кисловатый запах. Золотисто-желтый цвет кала в первые месяцы жизни ребенка объясняется присутствием билирубина, зеленоватый - биливердина- У более старших детей стул оформленный, 1 -2 раза в сутки.

Кишечник плода и новорожденного первые 10-20 часов свободен от бактерий. Формирование микробного биоценоза кишечника начинается с первых суток жизни, к 7-9 суткам у здоровых доношенных детей, получающих грудное вскармливание, достигается нормальный уровень кишечной микрофлоры с преобладанием B.bifidus, при искусственном вскармливании - B.coli, B.bifidus, B.acidophilus и энтерококков.

Поджелудочная железа - паренхиматозный орган внешней и внутренней секреции. Наиболее интенсивно железа растет в первые 3 года и в пубертатном периоде. К рождению и в первые месяцы жизни она недостаточно дифференцирована, обильно васкуляризована и бедна соединительной тканью. У новорожденного наиболее развита головка поджелудочной железы.


Печень - самая большая пищеварительная железа. У детей она имеет относительно большие размеры: у новорожденных - 4% от массы тела, в то время как у взрослых - 2%. В постнатальном периоде печень продолжает расти, но медленнее, чем масса тела.

В связи с различным темпом увеличения массы печени и тела у детей от 1 года до 3 лет жизни край печени выходит из-под правого подреберья и легко прощупывается на 1-2 см ниже реберной дуги по серединно-ключичной линии. С 7 лет в положении лёжа нижний край печени не пальпируется, а по срединной линии не выходит за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Печень полнокровна, вследствие чего быстро увеличивается при инфекциях и интоксикации, расстройствах кровообращения.

Печень играет важную роль в углеводном, белковом, желчном, жировом, водном, витаминном (A, D, K, B, C) обмене веществ, а в период внутриутробного развития является еще и кроветворным органом. Печень осуществляет барьерную функцию, нейтрализует ряд эндогенных и экзогенных вредных веществ, в том числе токсины, поступающие из кишечника, и принимает участие в метаболизме лекарственных веществ.

У маленьких детей печень находится в состоянии функциональной недостаточности, особенно несостоятельна её ферментативная система, результатом чего является транзиторная желтуха у новорождённых из-за неполного метаболизма свободного билирубина, образующегося при гемолизе эритроцитов.

Селезёнка - лимфоидный орган. Структура её сходна с вилочковой железой и лимфатическими узлами. Расположена она в брюшной полости (в левом подреберье). В основе пульпы селезёнки лежит ретикулярная ткань, образующая её строму.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.