Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические особенности применения физических упражнений для детей раннего возраста с дефектами нижних конечностей






В период подготовки к протезированию наибольшее внимание уделяется решению следующих задач:

· стимулирование механизмов адаптации, способствующих фор­мированию или компенсации нарушений двигательных функций опорно-двигательного аппарата;

· активизация двигательной и психической деятельности ребен­ка в соответствии с возрастом и онтогенетическим развитием;

· вовлечение усеченного сегмента конечности в основные двига­тельные акты (повороты, ползание, вставание, ходьба и т.д.);

· формирование у ребенка восприятия протеза как неотъемлемой части тела, необходимой для передвижения;

· повышение иммунологической резистентности организма на основе использования факторов внешней среды и закаливающих процедур.

 

Особенности содержания лечебной гимнастики в раннем возрасте:

1) широкое применение пассивных, рефлекторных, пассивно-активных и активных физических упражнений;

2) лечебная гим­настика проводится методистом индивидуально 4-5 раз в неделю;

3) занятия должны проводиться в знакомой обстановке и в присутствии родителей (с целью исключения отвлекающих факторов и концентрации внимания ребенка на выполняемых упражнениях);

4) рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положение лежа на животе, сидя, стоя на коленях и четвереньках (после ампутации голени);

5) при наличии показаний применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в суставах пораженной конечности;

6) лечебная гимнастика проводится на специальном столе;

7) для обеспечения хватательных движений ребенка за спинку кровати или за сетку боковых ограждений занятия могут проводиться в кроватке.

 

При выполнении пассивных упражнений вначале преодолевается некоторое сопротивление, вызванное появлением рефлекса на растяги­вание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлени­ями их физиологического гипертонуса.

После двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассивных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их выполне­нию, вследствие чего они приобретают характер пассивно-активных.

Для рефлекторных движений используются рефлексы позы и положения, выпрямительный, шагательный и некоторые другие.

Активные движения начинают использовать вслед за тем, как они появляются в ответ на предшествующие пассивные или рефлек­торные. Выполнение ребенком движений должно сопровождаться речевой инструкцией («Повернись на животик!», «Возьми утенка!», «Ползи за погремушкой!» и т.п.) с последующим поощрением после удачного выполнения.

Подбор упражнений в первую очередь должен обеспечивать коррекцию нарушений психомоторного развития ребенка и формирование двигательных компенсаций, мобилизацию подвижности в сохраненных суставах и развитие силы мышц сохранившихся сегментов конечностей:

- поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных - при культях голеней);

- поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;

- «скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняемые как шагательный рефлекс;

- круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;

- поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;

- из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;

- поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-ак­тивно и, наконец, активно;

- сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;

- поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой, или поднимание культей мешочка с песком весом 0, 5-1 кг;

- лежа на животе сгибание и разгибание ног в коленных суставах (при культях голени).

Для формирования основных движении (ползания, перехода в положение сидя, вставания и ходьбы) применяются упражнения, которые вначале выполняются как пассивные и рефлекторные, затем как пассивно-активные и как активные.


В период овладения протезом необходимо решать следующие задачи:

· формирование вертикальной позы стоя на протезе;

· обучение передвижению в вертикальном положении как на протезе, так и без него (при дефекте одной конечности).

 

Детям двух лет на занятиях необходимо создавать игровые ситуации, при которых ребенок вынужден преодолевать различные препятствия.

Для этого используют вспомогательные средства опоры для поддержания вертикального положения тела:

- «ходунки» с фиксацией ребенка в подвесных креплениях типа «штанишек»;

- различного рода прыгунки-качели;

- подвесные системы (тренажер Гросса).

 

Первые шаги осуществляются пассивным перемещением искусственной конечности, сгибанием в коленном шарнире и постановкой протеза на стопу руками методиста.

После многократных пассивных шагательных движений осуществляются пассивно-активные, а затем активные шагательные движения.

В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе. При этом важно добиваться сгибания в коленном шарнире при ходьбе на протезах бедра:

· постановка стопы протеза на ступеньку лесенки;

· постановка стопы протеза на мягкий модуль высотой 15-20 см (степ-платформу);

· подъем коленного шарнира искусственной конечности до уровня пояса;

· стоя на здоровой ноге, приседания у гимнастической стенки и т.п.


В возрасте до четырех лет ходьба детей на протезах голени и бедра характеризуется:

· беспорядочностью всех основных биомеханических параметров;

· уменьшением длины шагов и амплитуды движений в суставах;

· высоким темпом;

· сохранением легкой сгибательной установки в сохраненных суставах;

· неустойчивостью;

· повышенной электрической активностью участвующих в ходьбе мышц.

 

По мере освоения ходьбы на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку движениями (лазанье, подлезание, перелезание, прыжки, которые применяются только в форме подскоков на здоровой ноге или двух протезах).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.