Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А в с о






ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ ЯЗЫКА ЛИЦА

ГЛАЗА

 

Глаза овальные, средней величины — руководствование в жизни здравым смыслом;

Глаза навыкате, слишком широко открытые, круглые — мечтатель, не гнушающийся ложью, ведущий распутный образ жизни и ленивый;

Глаза с удлиненными уголками — широкий кругозор;

Глаза прищуренные и впавшие — показатель здравого рассудка, большой проницательности, но вместе с тем зависти, хитрости и подозрительности;

Глаза очень узкие, твердый, изучающий взгляд —зависть, бесчувственность к страданиям других, иногда жестокость;

Глаза темные, неспокойные, пребывающие в постоянном движении — цинизм, склонность ко лжи, наглость и безответ­ственность'


Глаза светлые и блуждающий взгляд — человек нервный, стремящийся в жизни к удовольствиям;

Глаза желтые, " стеклянные", без выражения — чаще всего характеризуют людей с негативными чертами характера, способных даже на убийство;

Глаза часто слезящиеся, покрасневшие имеют обычно люди, страдающие хронической простудой;

Глаза, часто опущены вниз — стеснительность, трудо­любие и доброта, иногда умственная отсталость;

Глаза часто поднятые вверх — мечтатель, фантазер, поглощенный какой-то идеей или не совсем нормальный чело­век, пренебрегающий действительностью, избегающий физичес­кого труда.

Глаза маленькие, темные, выразительные — красноре­чие, человек, жаждущий знаний;

Глаза без блеска, полуприкрытые — у молодых людей обозначают переутомление или пресыщение, у старших признак тяжелой физической работы или длительных страданий;

Глаза красивые, открытые, с влажными уголками — склонность к распущенности и сильное сладострастие;

Глаза голубые — добродушие, согласие и умеренность в наслаждениях;

Глаза черные со стальным блеском — личность энергич­ная, волевая, не боящаяся тяжелого труда;

Глаза серые — большая доброта, честность, впечатли­тельность, нетребовательность;

Глаза молочно-голубые — человек скромный, спокойный, холодный;

Глаза зеленовато-серые — религиозность, веселость, общительность и постоянство в чувствах;

Глаза светло-серые, немного выпуклые — доброта, спо­собность прийти на помощь и посвятить себя другим;


Глаза темно-серые — человек трудолюбивый, пользую­щийся всеобщим уважением и любящий порядок;

Глаза темно-серые, немного выпуклые — человек возвы­шенный, но реалистически смотрящий на мир;

Глаза черные, выпуклые — стремление к недостижимо­му. Дополнительно — густые брови выдают ревность, жадность и злобность;

Глаза глубоко сидящие — свидетельствуют о пережитых психических страданиях, жизненных неудачах, в результате чего этот человек становится жадным, недоверчивым и хитрым или даже коварным;

Жесткий взгляд бегающих глаз — скрытые злые намере­ния;

Глаза затуманенные — плохое состояние здоровья;

Глаза широко открытые — склонность к чудачествам;

Глаза большие и выпуклые — слабый характер и низкая жизненная энергия;

Глаза налитые кровью — плохой характер, отсутствие чувства сопереживания;

Глаза широко посаженные — спокойствие и сдержан­ность, хорошая приспособляемость и высокая психическая со­противляемость, ответственность и трудоспособность;

--Глаза кошачьи — жгучий темперамент, скрытность и сильная чувственность.

 

ВЕКИ

 

Веки толстые ~ человек ленивый, спокойный, часто страдающий головными болями;

Веки тонкие — правдивость; •

Веки красные и припухшие — запальчивость и сварли­вость;


РЕСНИЦЫ

— Ресницы густые и длинные — мечтательная, сентимен­тальная натура;

Ресницы густые и короткие — анемичность, недостаток энергии, частые головные боли.

БРОВИ

— Брови густые, черные и жесткие — характер нервный, часто угрюмый, хотя люди могут быть страстными. Любят хо­рошую еду и часто берут на себя такие обязательства, которые потом не в состоянии выполнить;

Брови густые, черные, мягкие и красиво очерченные — натура впечатлительная, сентиментальная, поэтичная и любя­щая природу;

Брови редкие и жесткие — непостоянство характера, зависть и мстительность;

Брови редкие, дугообразно обрисованные — большая по­корность, но вместе с тем коварство и ненадежность; >

Брови сросшиеся, густые, черные и жесткие — вспыль­чивость, ненасытность, неразборчивость в средствах достиже­ния цели;

Брови высокие — жизнерадостность, веселье, открытость и расточительность;

Брови низко расположенные над глазами — сильный ха­рактер, предусмотрительность, заботливость;

Брови прямые — властность, эгоцентризм, способность подчинять себе окружающих и находить выход из трудной си­туации;

Брови широкие — сильная личность, необычная жизне­стойкость, жажда обладания;

Брови тонкие — чувствительность, доброжелательность, верность, но также большая скрытность, обидчивость;


Дуги бровей закруглены — экзальтация, впечатлитель­ность, уступчивость, проблемы с концентрацией;

Дуги бровей высокие, косые — импульсивность, впечат­лительность, нежность, тонкость. Такой человек легко увлека­ется, эмоционально привязывается редко, но полностью;

Большое пространство между бровями — сильный ха­рактер и скромность;

Малое пространство между бровями — неудержимый темперамент, склонность к чувственным наслаждениям;

Глаза матовые — признак общего ослабления организ­ма, депрессии или фрустрации;

Глаза блестящие — импульсивность, радость, влюблен­ность или высокая температура;

Желтоватая окраска белка — болезнь Боткина или на­рушения работы желчного пузыря или печени;

Очень узкие зрачки — состояние после употребления морфина или средств с подобным действием;

Неодинаковые зрачки — сотрясение мозга;

Глаза навыкате — чаще всего в случае Базедовой болез­ни;

Припухлые веки — нарушения в работе почек;

; Неестественно сильные брови у женщин — значитель­ный процент мужских черт;

Длинные ресницы — организм защищается от попада­ния в глаза большого количества света;

— Перпендикулярные морщины между глазами — болезнь печени;

Брови косо опускающиеся в направлении носа — мать в период беременности слишком много употребляла мясных про­дуктов;

Брови полукруглые, опускающиеся по направлению к внеш­нему краю лица — мать была вегетарианкой;

Толстые брови — большой потенциал витальности;


Тонкие брови — медлительность, предрасположенность к умственной деятельности, низкая сопротивляемость инфек­циям;

Расширенные зрачки — употребление наркотиков или сильнодействующих лекарств;

  РОТ  

----Рот открытый --- несложный характер

— Рот закрытый недоверчивость; осторожность, рассудительность

Рот большой, открытый — сила и отвага, но также и ненависть. Означает вспыльчивость, жажду приключений, по­требность в перемене обстановки и переменчивое настроение;

Рот большой, сжатый — скупость, алчность и злопа­мятность;

Рот малый, открыты — нежность, доброта, любовь к порядку и чистоте. Одновременно говорит о скрытности и жиз­ненном скептицизме;

Рот малый, закрытый — человек уравновешенный, спо­собный прийти на помощь и посвятить себя. Как в работе, так и в чувствах, сохраняет серьезность, хотя в его душе пылает огонь;

Губы полные — чувственность и непостоянство. Чело­век неторопливый, с изменчивым настроением, поддающийся влиянию окружения;

Губы средние — стеснительность и слабая воля, избега­ние эмоциональных привязанностей. Характерно отсутствие способности принимать решение;

Губы мясистые, выпяченные — человек добродушный, страстный, любящий вкусную еду и напитки;

Губы тонкие — жесткий характер, упорство и житейс­кая хитрость. Часто это признак молчаливости, может быть вследствие того, что такому человеку окружение кажется скуч­ным;


Губы тонкие сжатые — эмоциональный холод, равно­душие как в любви, так и в дружбе, неверность;

Губы " сердечком" — это настоящая бабочка, порхаю­щая с цветка на цветок, но не причиняющая никому зла; чело­век поверхностный, но симпатичный;

Рот слегка улыбающийся — интересная, богатая лич­ность, интеллигентность, доброжелательность, открытое серд­це. Иногда такая улыбка бывает искусственной, заученной;

Рот искривленный — натура скептичная, изменчивое настроение, жесткий подход к людям и проблемам, высокий интеллект;

Губы выпяченные или выступающая нижняя губа — склонность к хвастовству и свободному сексу; — Выступающая верхняя губа — человек добродушный;

Приподнятая верхняя губа — злобность, цинизм;

Опущенные губы — человек редко смеющийся, воспри­нимающий жизнь слишком серьезно;

Приподнятые уголки губ — человек веселый, общитель­ный, темпераментный, с хорошим чувством юмора;

Опущенные уголки губ — упрямство и склонность к спорам;

Раздвоенная нижняя губа — часто говорит о том, что ее владелец рано покинул отчий дом или рано стал самостоятель­ным. Кроме того, он любит путешествия, особенно далекие;

Губы маленькие — признак хорошей жизненной силы и запаса энергии;

Губы большие — говорят об обратном. Современные люди вообще имеют большие губы, что свидетельствует о не­правильном питании;

Губы распухшие — растяжение и ослабление пищевари­тельного тракта, ухудшение его деятельности;

Набухшая нижняя губа — склонность к запорам; '


Пятна и трещинки па губах — характерны при язвах или раздражениях пищеварительного тракта или пищеваритель­ной системы;

Бледные губы — низкое давление, малокровие или нару­шение процессов всасывания в кишечнике;

Губы плотно прилегающие и напряженные — напряже­ние кишечника, а у женщин это может указывать на напряже­ние мышц влагалища;

Место над верхней губой — в восточной медицине счи­тается, что это пространство соответствует половым органам человека. МюЫо КиаЫ утверждает, что горизонтальная мор­щинка, появляющаяся в этом месте во время улыбки, свидетель­ствует о слабости половых органов. У мужчин это означает сла­бую активность, а у женщин — нарушения менструации. При­чиной может быть избыточное употребление продуктов живот­ного происхождения. Перпендикулярные морщины над верх­ней губой указывают на сокращение половых органов. Это яв­ление считается нормальным у людей более старшего возрас­та, когда прекращаются или уже прекращены половые контак­ты;

Губы красные — хорошее здоровье;

Губы темно-красные — высокая температура;

Губы синие — нарушения в системе кровообращения;

Губы сухие — воспалительные процессы;

губы постоянно приоткрытые — " заложенный" нос, зат­рудненное дыхание, высокая температура или притуплённый слух;

Губы спазматически сжатые — столбняк или разного рода судороги.

 

ЯЗЫК

Красный, чистый и блестящий — высокая температура и прилив крови к мозгу, а если при этом он потрескавшийся, то означает заболевание пищеварительного тракта;


Красный и сухой — воспаление желудка и кишечника;

Бледный — озноб, общее переутомление или кровотечение;

Синий — нарушение кровообращения;

Влажный — хорошее здоровье;

Сухой — чаще всего при высокой температуре;

Горячий — воспалительные процессы в организме;

Холодный— судороги, озноб, значительная потеря кро­ви, внутренняя инфекция, кровоизлияние, внутреннее кровоте­чение;

Колеистый — воспаление кишечника и печени или мин­далин;

Темно-бурый — устойчивая высокая температура и кро­вотечение из ротовой полости;

Черный — тяжелые страдания, сильное истощение сил;

ЗУБЫ

— Зубы мелкие, правильные — хорошее здоровье и пози­тивные черты характера;

Белые большие зубы — пристрастие к чувственным на­слаждениям;

Выступающие, большие зубы — жесткость характера, эгоизм и склонность к пустой болтовне;

Зубы, направленные вовнутрь — большая интуиция и практический подход к жизни;

Зубы прямые — уравновешенность и терпеливость;

Зубы маленькие, испорченные кариесом и шатающиеся — больной желудок, физическое и умственное перенапряжение вследствие слишком интенсивной половой жизни;

Большие, испорченные зубы — физическое переутомле­ние и притупление умственных способностей.


 

НОС

 

Нос прямой, обыкновенный — деликатность, уступчи­вость и любовь к работе;

Нос прямой, длинный — человек, любящий умственные удовольствия, немного ленивый, не забивающий себе голову возвышенными идеями и с достаточно непостоянным характе­ром;

Нос прямой, длинный и голубые глаза — стремление к идеалам;

Нос прямой и толстый — характер добродушный, не­много простоватые склонности, несколько неухоженный вид;

Нос с легкой горбинкой — любовь к умственной деятель­ности и верность в супружестве;

Нос слегка курносый — врожденная веселость, простота характера, широта натуры и врожденная душевная гармония;

Нос тонкий, словно выточенный — впечатлительность, тонкость, интеллигентность и внутренняя уравновешенность;

Нос сильно вздернутый — человек здоровый, смелый и не отступающий перед опасностью;

Нос толстый, заостренный — человек сварливый, не­чистоплотный, с узким кругозором;

Нос топкий, несколько выдвинутый вперед — большое честолюбие и трудолюбие, ум, но и склонность к эгоизму, че­ловек, ставящий себе нелегкие цели и стремящийся к ним;

Нос короткий — импульсивность, даже вспыльчивость, непоследовательность в действиях и скрытность;

Нос короткий, вздернутый — чувственность, прожор­ливость, непоследовательность в действиях и успех;

Нос греческий, прямой — здоровье и физическая сила, также интуиция и тяга к знаниям, хорошая реакция и развитое чувство юмора;


Нос орлиный — высокое чувство собственного достоин­ства, высокомерие, увлеченность и ответственность в работе, забота о семье;

Нос, приближенный к верхней губе — чувственность, впе­чатлительность, легковерие и тонкость;

—Нос узкий— домосед, с хорошей интуицией, способный на жертву, средние общие способности;

Нос сильно выступающий вперед — характер размышля­ющий, необыкновенная индивидуальность, тип предводителя, высокое чувство справедливости, впечатлительность;

' — Нос искривленный — жизнестойкость и предприимчи­вость, способность управлять другими, переменчивость в чув­ствах, но также лицемерие, зависть и ревность;

Нос прямой, слегка закругленный — сдержанность и спо­койствие, внутренняя гармония, доброта, общительность и доб­рожелательность;

Нос плоский, широкий -— недостаток терпения и веры в собственные возможности, человек педантичный, с четкими принципами, трудолюбивый, необщительный, с непостоянным настроением и склонностью к приступам недовольства;

Нос сплющенный — врожденный сифилис (кроме боксе­ров);

Нос толстый, припухший — нарушения в системе кро­вообращения и выделения; воспалительный процесс; алкого­лизм;

Нос острый и длинный — физическое истощение, пло­хое пищеварение;

Движения крыльев носа во время дыхания — астма, вос­паление легких или поражение дыхательных мышц;

Нос вздернутый — употребление матерью во время бе­ременности большого количества продуктов животного про­исхождения;


Нос орлиный — склонность к агрессии, эгоизм, что обус­ловлено в большой степени употреблением в пищу чрезмерно­го количества птицы и яиц;

Нос искривленный — внутренняя дисгармония и слабая физическая форма;

Красные отеки у корня носа — сахарный диабет или на­рушение пищеварения;

Нос красный — возбуждение, простуда, глисты; алкого­лизм;

Нос бледный — озноб, потеря сознания, тошнота, кро­вотечения; слишком интенсивная сексуальная жизнь;

Нос синий — кровоизлияния, болезни сердца, коронар­ных сосудов, непроходимость сосудов;

Нос желто-серый — заболевания печени или длитель­ные выделения (у женщин);

Нос горячий — при сильной простуде и перед кровоте­чением;

Нос холодный — озноб, тошнота, при сильной кровотечении, истощении и при воспалительных процессах в кишечни­ке;

Нос постоянно холодный — при нарушениях работы пищеварительного тракта;

УШИ

— Уши большие, тонкие, слегка оттопыренные — большие музыкальные способности; "

Уши маленькие и толстые — недостаток музыкального слуха;

—- Уши большие и толстые — полное равнодушие к искус­ству, склонность брать от жизни все лучшее, решительность;

Уши маленькие и тонкие — хорошее происхождение, тонкость, изысканный вкус, любовь к порядку и чистоте;


Уши малые, толстые и грубые — человек мелочный, не гнушающийся ложью, способный на предательство и мститель­ный;

Уши тонкие, почти прозрачные — человек вспыльчивый, гневливый, нервный, больные легкие или желудок:

Уши широкие, тонкие — человек весьма одаренный;

Уши длинные и узкие — посредственные способности, отсутствие способностей к умственной работе, при этом жад­ность и завистливость;

Уши длинные и толстые — житейская беспомощность;

Уши, покрытые пушком — чувственность, неверность, страсть к удовольствиям;

Уши очень толстые и мясистые — человек угрюмый или прожорливый;

Уши заостренные вверху — жесткий характер;

Уши твердые и упругие — люди здоровые, доживающие до преклонного возраста;

Уши дряблые — физическая слабость;

Уши, покрытые волосами — творческие способности,

часто музыкальные;

Уши оттопыренные — психические страдания, могущие привести к нарушению внутреннего равновесия;

Белые узелки по краю уха — могут указывать на наруше­ния обмена веществ, например, на артрит;

Уши большие, красиво оформленные — человек, не отли­чавшийся в молодости особой жизненной энергией.

ВОЛОСЫ

Волосы иссиня-черные — сильная личность, жизненная энергия и склонность к сильным переживаниям. В интимной сфере часто ассоциируется со сладострастием и непостоянством чувств;

Волосы русые — умеренность и покорность;


Волосы светло-русые — трудолюбие, тактичность и склонность уступать;

Волосы очень светлые — добродушие, искренность, суп­ружеская верность и привязанность к традиции;

Волосы белые — отсутствие сочувствия;

Волосы рыжие — сильная привязанность к семье. Люди, не любящие менять место работы, место жительства, но также коварные и мстительные;

Волосы очень жесткие — упорство и жесткость;

Волосы густые и мягкие — добродушие, позитивный взгляд на жизнь;

Волосы с преждевременной сединой — нервозность и вспыльчивость;

Волосы вьющиеся — легкомыслие и жажда чувственных удовольствий. Такие люди способны на ложь, склонны услож­нять даже простые ситуации;

Волосы рано поседевшие — свидетельствуют о пережи­тых болезнях или тяжелых испытаниях, но часто такие люди доживают до преклонного возраста;

Волосы выпадающие прядями — артрит или ревматизм;

Волосы выпадающие кругообразно — часто причиной бывает длительное малокровие;

Волосы ломкие — могут указывать на болезни кишечни­ка;

Волосы жесткие —. правильная пропорция употребляе­мых овощей и зерновых продуктов;

Волосы мягкие — избыточное употребление продуктов животного происхождения;

Волосы сухие — недостаток жидкости в организме;

Волосы жирные — чрезмерное употребление животных продуктов, а также сахара и молочных продуктов;

Волосы слабые и выпадающие — плохое состояние здо­ровья;


Лысение — может быть обусловлено ослаблением дея­тельности внутренних органов. В первую очередь волосы вы­падают в местах, соответствующих самым ослабленным внут­ренним органам;

Волосы раздваивающиеся — неправильное питание или неправильное мытье головы;

Волосы на лице у женщин — нарушения менструального цикла или сбои в работе надпочечников и половых органов;

Густые и жесткие усы у мужчин — хорошо развитые половые органы;

Густая " растительность " на лице может быть обуслов­лена избытком белка в пище.

КОЖА

Кожа пористая — недостаток сна, пребывание в задым­ленных, плохо проветриваемых помещениях, курение и чрез­мерное употребление кофе, чая, алкоголя;

Кожа бледная — низкое давление. На холоде — быст­рое замерзание, внезапные приступы плохого настроения, при­чиной которому может быть недостаток железа в организме;

Кожа с сеткой мелких морщин — недостаток воды в организме. Необходимо увеличить дневную норму до двух лит­ров;

Кожа шершавая — чаще всего бывает у людей после 25 лет. Одна из причин — чрезмерное употребление животных жиров;

" — Кожа жирная — употребление большого количества пищи, в том числе продуктов животного происхождения;

Кожа влажная — большая нагрузка на почки вслед­ствие чрезмерного количества жидкости в организме;

Красный цвет кожи может свидетельствовать о пере­груженности сердца. При сохранении такого состояния на коже появляются кровеносные сосуды. На это влияет употребление


большого количества мяса и соли. Румянец — это явление есте­ственное и желательное.

Покраснение лица после приема пива или половины ста­кана вина свидетельствует о хорошем состоянии здоровья. В свою очередь побледнение или серость лица в этом случае ука­зывает на заболевание или серьезную болезнь;

Синеватый оттенок кожи — увеличение сердца и по­вышенное давление. В более серьезных случаях это может быть фиолетовый цвет. Даже в случае нормального самочувствия

такой человек находится в группе повышенного риска заболе­вания сердца;

Зеленоватый оттенок кожи — на боковых поверхнос­тях лица, на тыльной стороне ладони или на ногах чаще всего говорит об опухоли. Место появления на коже чаще всего со­ответствует больному органу;

Коричневатая кожа — часто наблюдается при болез­нях печени и желчного пузыря. Может быть обусловлен также избытком соли в организме и в еде;

Желтый оттенок кожи — чаще всего вызван заболева­ниями печени, поджелудочной железы или желчного пузыря. Может говорить о болезни Боткина. В еде следует ограничить (или исключить) соль, мясо, животные жиры, больше употреб­лять овощей и фруктов;

Черный оттенок кожи (зонально или точечно) — чаще всего причина в отказе почек. Часто могут возникать белые пятнышки на конечностях или в верхней части спины;

Бледный оттенок кожи — аллергия, астма или заболе­вания дыхательных путей;,

Серый оттенок — заболевание печени. Указывает на человека гневливого или легко впадающего в депрессию;

Прозрачная кожа — чаще всего при туберкулезе.

Изучая основы мимики, можно сделать выводы о личнос­ти человека по переживаниям, отражающимся на его лице. Можно также совершить большую ошибку, так как — что было


отмечено во вступлении — о структуре личности говорит не отдельное чувство, а частота и интенсивность его проявления.





 


А В С О

Тип А — рожденный летом — сильный, надежный, прак­тичный.

Тип В — рожденный весной —- романтик, эмоционально и идеалистически воспринимающий жизнь.

Тип С — рожденный зимой — мыслитель и интеллектуал;

Тип Д — рожденный осенью — необыкновенно активный, человек действия.

Если мы не понимаем какого-нибудь человека, то можем восполнить содержание его высказывания за счет выражения его лица. Люди плохо слышащие и глухие именно путем на­блюдения за лицом собеседника воспринимают непонятные для них высказывания.

Неосознаваемый нами механизм анализа позволяет нам — в случае необходимости принятия быстрого решения — в тече­ние секунды интерпретировать выражение лица и уловить са­мые незаметные, длящиеся десятую долю секунды реакции.

Лицо — это наш самый важный орган общения, и это тем более верно, что в коммуникативной ситуации его можно скрыть в сущности только во время телефонного разговора-


ГЛАВА II

ЯЗЫК ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА

Ложь на лице

Вам, наверное, не раз приходилось улыбаться или смеять­ся только из вежливости, когда делать этого вовсе не хотелось. Когда, например, вы в очередной раз были вынуждены слушать ту же шутку, или же когда сами, рассказав что-нибудь смеш­ное, вдруг замечаете, что это уже кому-то известно, даже если скуку очень умело скрывают. В обоих случаях улыбка или смех были неискренними. Для упрощения выражение непереживае­мой в данный момент эмоции мы будем называть ложью.

Под ощущением психолог понимает возбуждение, направ­ленное по нервным волокнам к мозгу. К ощущениям относятся также и рефлексы. Аффекты — это кратковременные эмоцио­нальные состояния, переживаемые более или менее спонтанно, которые сопровождаются физическими явлениями, например, страхом. Чувства — это состояния души, более длительные, чем аффекты, переживаемые стабильно и менее интенсивно, напри­мер, чувство стыда или гордость. Страсти более длительны, чем чувства, но также внезапны, как аффекты.

Несмотря на негативную окраску слова " ложь", которую оно приобрело в нашей культуре, мы будем его здесь использо-­


вать для определения тех случаев, когда к " игре" нас побужда­ют этические соображения. Например, в тех случаях, когда нам неинтересен рассказ нашего собеседника, а мы из вежливости притворяемся заинтересованными. Тогда мы часто поглядыва­ем на говорящего, делаем большие удивленные глаза или при­щуриваем их, как бы говоря: " Да? Что вы говорите! Не может быть! " Если такого рода мимика сохраняется долгое время, можно предположить, что она наиграна уже тогда, когда " ак­тер" раскрывает рот, чтобы подтвердить, как ему интересна наша информация. В этот момент достаточно лишь обратить более пристальное внимание на дыхание слушателя. Высшие млекопитающие задерживают дыхание, когда получают особен­но важную информацию или когда настраивают свой слух на более чуткое восприятие звуков. Таким образом, если кто-то смотрит на вас заинтересованно в течение 10-20 секунд или даже дольше и дышит при этом равномерно и спокойно, вы вправе предположить, что его внимание наигранно.

Принимая это во внимание, мы не будем в дальнейших рассуждениях различать ложь и утаивание правды. Тот, кто лжет, передает информацию, искажая действительность, а тот, кто молчит, — скрывает правду.

Ложь — активный процесс, а умалчивание — пассивный. Только социопату ложь ради самой лжи приносит такое удов­летворение, что не требует усилий. Это дастся ему так же легко, как кому-то другому — передача правдивой, некомпрометиру­ющей информации. Несоциопата ложь мучит так сильно, что это легко прочитать в его лице.

Чем выше ставка, тем больше усилий вкладывается в про-дуцирование лжи. Эти усилия переходят в состояние возбужде­ния центральной нервной системы, состояние неуверенности, достаточно легко распознаваемое даже человеком легковерным. Если приходится врать спонтанно, без подготовки, нам труд­нее выйти из создавшейся ситуации, чем если бы у нас было время подумать. Тысячи раз мы отвечали улыбкой на мимолет­ное приветствие, это уже так нами усвоено, что такая привет-


ственная улыбка выглядит вполне убедительно даже тогда, ког­да встреча не вызывает никаких эмоций.

Но как трудно, намного труднее, сыграть грусть, гнев или разочарование.

Человека, близкого нам по духу, например, друга или близ­кого родственника, обмануть сложнее, проще обмануть врага. Обманывая друга, мы делаем это менее старательно, поэтому это легче раскрыть, чем если бы мы сообщали ложную инфор­мацию человеку неприязненно настроенному по отношению к нам. Сопутствующее этому усилие легко распознаваемо.

Настоящее чувство отражается на лице прежде, чем прозвучат слова; фальшивые чувства проявляются вместе со словами или чуть позже.

Типичное фальшивое чувство — это " улыбка продавца":

кто-то замечен, к нему нужно проявить симпатию, поэтому тот час же " продуцируется" улыбка, которая внезапно появляется и так же внезапно исчезает. Настоящее чувство проявляется в лице не только прежде слов, но еще долго " звучит", как удар колокола.

Во время искреннего смеха губы приподнимаются вверх, их форма напоминает широкое " у", щеки приподнимаются, вследствие чего под глазами образуются " куриные лапки". Мы сдвигает при этом брови к вискам, глаза становятся меньше. Неискренний смех легче всего увидеть на обложках иллюстри­рованных журналов или по телевидению. Звезды шоу-бизнеса, промышленности или политики не хотят быть запечатлены с " жабьим ртом" или " куриными лапками" и маленькими глаза­ми, поэтому смеются чаще всего одними зубами, глаза сохра­няя при этом широко открытыми.

Люди хитрые, возможно, в детстве часто бывали биты, и только с помощью лжи могли избежать предстоящего наказа­ния. Таким образом они очень рано становились мастерами в искусстве притворства. Два типичных исторических примера


— это Фридрих Великий и Гитлер. Оба имели необычайно су­ровых отцов и оба проявляли небывалую хитрость. Обоим уда­лось выставить на поле боя многих умных людей, а орудием послужило умелое использование лжи — мастерски, с полным душевным спокойствием. Так Гитлер перед самым началом войны сумел убедить Артура Чемберлена в своем глубоком стремлении к миру.

От внимания зоркого наблюдателя не ускользнет даже очень искусная ложь. Фильмы, просмотренные в замедленном темпе, показывают, что правда все же мелькает на лице, хоть на долю секунды, и лишь потом корректируется. Не гаранти­рует правды и то, что кто-то спокойно смотрит нам прямо в глаза. Это легко получается у каждого лгуна, и не требует боль­шего усилия, чем задержка моргания.

Однако на лице существует определенная группа призна­ков, которые появляются автономно, не подчиняясь нашей воле. Так, в состоянии возбуждения расширяются наши зрачки, не- < зависимо от того, выражается ли таким образом радость, или страх лжеца быть раскрытым. Изменения зрачков при хорошем освещении очень заметны. Необходимо однако учесть одно за­мечание. Боязнь честного человека быть принятым за лжеца может также привести к расширению зрачков.

У маленьких детей зрачки обыкновенно больше, чем у взрослых, отсюда так часто можно услышать восхищение гла­зами ребенка. Из-за этих больших зрачков мы одариваем детей особой симпатией, и это является своего рода стимулятором защитной функции маленьких граждан мира.

Более неопровержимый симптом потенциальной лжи — асимметричный сдвиг лица во время вербализации ненастоя­щих чувств. Две половины лица в этом случае сильно отлича­ются друг от друга. Вот несколько " предательских" признаков:

искривленные губы, один глаз становится больше другого, мор­щины на лбу располагаются асимметрично, одна половина лица выглядит более " слащаво" или грустно, чем другая.


Такого рода реакции, длящиеся дольше 5-7 секунд, указывают на фальшивые чувства, а значит, в некотором смыслена ложь.

Язвительный смех в нашем понимании — это тоже ложь:

мы так смеемся, не чувствуя никакого побуждения, подавляя тем самым другие чувства. Представьте себе, что кто-то заяв­ляет, что сейчас вам покажут нечто внушительное. То, что вы видите, не производит никакого впечатления, а вызывает лишь желание сказать: " И это все? " Попробуйте произнести эти сло­ва улыбаясь, и вы почувствуете, как напряглись уголки ваших I губ, может быть, настолько сильно, что на щеках появились ямочки.

Искренний смех вызывает сдвигание уголков губ вверх, а внешнего края бровей — вниз. Улыбка страха вызывает совер­шенно иное движение мышц: брови поднимаются вверх, а губы — в направлении ушей. Такую улыбку могли бы вызвать слова вашего дантиста, что сейчас он вам сделает укол, чтобы.уда­лить крепкий коренной зуб.

Относительно легко сыграть изумление и ужас: в первом случае мы только широко раскрываем глаза. Ужас, будучи со­четанием изумления и страха, требует дополнительного наморщивания лба. Если эти чувства искренни, их симптомы тот час появятся на лице. Если же мы притворяемся, то нам необходим более долгий " разбег".

Примером может послужить наша реакция на звук реаль­ного и воображаемого выстрела. Настоящий выстрел вызыва­ет уже в течение секунды реакцию страха, если же кто-то по­пробует сыграть реакцию страха за одну секунду, пусть возьмет секундомер. Он наверняка опоздает.

В том, как сложно сыграть грусть и страдание, можно убе­диться во время похорон. Настоящая грусть выражается в приподнятии внутреннего края брови, что приводит к образова­нию морщинок посредине лба. Только немногие люди способ­ны так сыграть. Человек, чувствующий грусть, совершенно нео­-


сознанно сдвигает уголки губ вниз, не напрягая при этом мыш­цы подбородка. Имитируя грусть и искусственно опуская угол­ки губ, мы напрягаем мышцы подбородка, а часто даже выдви­гаем его вершину вперед. И пусть даже не слишком способный человек сможет широко открыть глаза и наморщить лоб, но. даже величайшему миму не удастся сыграть страх и чувство вины. В таком состоянии мы поднимаем вверх внутренний край брови, а оставшаяся часть лица остается неподвижной, такую игру мышц не удастся вызвать усилием воли.

В гневе мы сдвигает брови вниз и сжимаем губы. Иногда челюсть движется так, как при жевании, бывает также, что на­прягаются мышцы щек. Это выражение лица принять очень легко.

Внимание! Ни одно отдельно взятое проявление лжи не может служить доказательством неправды, так же, как и отсутствие признаков лжи не доказывает правдивости.

Для того, чтобы опираясь на анализ лица, обвинить кого-то во лжи, необходимо располагать большим количеством при­знаков, таких как несоответствие между словами и " языком" других частей тела. К этой теме мы еще вернемся. А пока будем помнить; многие люди имеют привычки, которые у других лю­дей были бы знаками лжи. Кто-то может, например, проявлять озабоченность в ситуации, которая не имеет ничего общего с обманом. Кто-то другой запинается, неожиданно прерывает ход своих рассуждений и его высказывания неточны. Это могут быть признаки вранья. Но вовсе не обязательно. Возьмем, к приме­ру, шекспировскую Дездемону. Узнав, что ее муж, Отелло, уже вынес приговор Яго, она приходит в ужас, но не потому что ее мнимый любовник мертв, а от страха перед неистовой ревнос­тью мужа, которая может сделать очередной жертвой ее саму. Отелло же видит в страхе своей жены реакцию на известие о смерти Яго.


 

Более разумно подходил к потенциальным лжецам Артур Шопенгауэр — по крайней мере, теоретически, когда предла­гал: если вы подозреваете, что кто-то лжет, ведите себя с ним так, как будто веришь ему на слово, тогда это придаст ему уве­ренности. Он начнет врать еще более нагло и в конце концов выдаст себя.

Зачастую мы не разоблачаем ложь потому, что не хотим ее разоблачать. Легко было бы доказать неверность супруга, но мы не предпринимаем этого, считаясь с последующими за этими обстоятельствами: позором было бы оставить вопрос без внимания, развод привел бы к разделению детей, имущества;

изменился бы весь предыдущий уклад жизни. Поэтому сигна­лы лжи предпочитают не замечать, и даже не только те, кото­рые проявляются в лице. Точно так же тот, кто долгие годы свято верил во что-то, неважно во что, игнорирует сигналы, ставящие под сомнение истинность предмета веры, чтобы не быть вынужденным признаться другим или самому себе, что все эти годы позволял себя обманывать.

Тот факт, что сложно найти безошибочные способы рас­познавания лжи по человеческому лицу, подчеркивал еще че­тыре века назад Мишель де Монтень, говоря о том, что у прав­ды одно лицо, а у лжи их сотни тысяч.

ПРЕДАТЕЛЬСКИЕ ГЛАЗА

Американские ученые открыли, что мы смотрим в шести разных направлениях — в зависимости от того, что происхо­дит в нашем мозгу. Чтобы представить эти направления, по­пробуем вообразить себе память человека в виде огромного стеллажа с книгами. В эту библиотеку мы бессознательно скла­дываем наблюдения наших органов чувств. Если мы хотим что-либо вспомнить, то образно говоря, " обращаемся к одному из стоящих там томов" и выбираем нужную информацию- Этот процесс можно проследить по нашим глазам.

Попробуйте сами проверить, как работает система регис­трации данных в нашем " интеллектуальном складе".


визуальный воображающий аудиальный воображающий

кинестетическим (запах, вкус. ощущение)  


аудиальный припоминающий внутренний диалог

 


Припомните как можно точнее лицо матери со всеми под­робностями и продолжайте это упражнение, если у вас полу­чится. Возможно, вы смотрели при этом то вправо, то влево, и скорее вверх, чем вниз. Если вы не обратили на.это внимания, повторите медленно этот эксперимент. Предположим, ваш взгляд был направлен вправо-вверх. Попробуйте сейчас пред­ставить себе мать, глядя при этом влево. Что вы почувствова­ли? Наверняка это направление взгляда показалось вам немно­го странным.

А сейчас другой эксперимент: представьте себе мать с при­ческой панка и с зелеными волосами... Скорее всего ваш взгляд устремится в другую сторону, чем в первом случае. Почему? Когда вы вызывали из библиотеки вашей памяти реальный образ матери, то обращались к другому тому, чем при констру­ировании ее вымышленного облика. И еще один пример: при­поминайте, приблизительно в течение минуты, как вы провели свой последний отпуск. Скорее всего ваши глаза не будут со­средоточены на одной точке, а будут блуждать вокруг. Вы раз­мышляете. Сравниваете, задаете себе много вопросов. Мышле-


ние — это и есть сравнение закодированной информации. По­пробуйте еще раз, задавая себе вопрос: о чем вы думали, поку­пая недавно блузку или галстук? Вот вопросы, которые при­мерно возникают в данной ситуации: подходит ли это к моим синим брюкам? Могу ли я надеть это с желтым? Как это стира­ется? Доступна ли цена по сравнению с другими образцами?

Вы сравнивали и поэтому ваши глаза путешествовали по кру­гу.

Когда вы припоминаете, как звучит голос вашего знако­мого, то смотрите в одном направлении. Но если бы вы захоте­ли представить, как бы он говорил фальцетом или басом, то наверняка смотрели бы в другую сторону. В любом случае ваш взгляд не был бы заведомо направлен перпендикулярно вверх, а задерживался бы на высоте головы, на уровне ваших ушей.

Когда вы размышляете о том, как бы вы поступили в кон­кретной, важной для вас ситуации, ваш взгляд устремлен вниз. Предположим, вы собираетесь в ближайшее время решиться на покупку дорогой вещи, например, новой квартиры или маши­ны. Раздумывая над этим, вы будете скорее всего смотреть в пол и водить по нему взглядом или же будете смотреть выше

бровей. Вы сравниваете достоинства разных моделей, материа­лов и т. п.

Используя схему на странице 32 (это касается всех людей с правосторонней ориентацией, а его зеркальное изображение — левшей, Ричард Бендлер и Джон Гриндер проверили это на тысячах случаев), вам не обязательно спрашивать левша или правша ваш собеседник, достаточно лишь заметить, в какую сторону он смотрит, когда что-либо вспоминает. Предположим, он рассказывает вам об экскурсии и говорит: " В семь часов мы приехали в гостиницу (короткая пауза, во время которой он смотрит вправо, так как старается вспомнить название гости­ницы) " Три Короны". Теперь вы знаете, когда этот человек хочет что-то вспомнить, то смотрит вправо (с точки зрения лица, стоящего напротив). Например, вы говорите об автомобилях, Кто-то говорит: " Мой первый автомобиль был черный, а вы —


помните цвет своей первой машины? " Спрошенный задумыва­ется и взглядывает при этом влево- Таким образом вам извест­но, в каком направлении устремляется его взгляд, когда он отыс­кивает в памяти что-то забытое. Когда он что-то выдумывает, то смотрит соответственно в противоположном направлении.

Внутренний диалог


воображаемое виденное (визуальна;; сфера)и

воображаемое слышанное (вудиальная сфера)

ощущения (хин естетическая сфера)


припоминаемое пережитое (визуальная сфера)

прип9минаемое слышанное удиальная сфара^

 


Внутренний диалог

" Мышление"

Выводы о латерализации будут неточны, если будут опи­раться на навыки письма. Многие люди с левосторонней ори­ентацией от рождения, научились писать правой рукой, при


этом гвозди предпочитают вбивать левой. С точки зрения не­врологии эти люди по-прежнему остаются левшами. Когда мы долго общаемся с каким-нибудь человеком; то легко можем определить его латерализацию.

Две женщины обсуждают юбку. Госпожа А говорит: " Я думаю, что к ней хороша была бы желтая блузка". Госпожа В задумывается и смотрит вправо. Затем госпожа А спрашивает:

" В котором часу твой муж сегодня придет домой? " Госпожа В думает, смотрит вправо и через минуту отвечает: " Не раньше восьми". И наконец А говорит; " Я встретила вчера Марту. Она остригла себе волосы совсем коротко. Представляешь, как она сейчас выглядит? " Госпожа В смотрит вправо.

Мы можем быть уверены, что госпожа В смотрит вправо всегда, когда что-то придумывает, а влево — если вспоминает. Если по этим наблюдениям вы хотите установить латерализацию, то должны быть очень внимательны, так как эти движе­ния глаз зачастую длятся только долю секунды.

Семнадцатилетняя дочь за обедом рассказывает родите­лям, как провела прошлый вечер. " Сначала мы с Ирмой были в кино". На вопрос о названии фильма она на минуту смотрит влево. Называет его и говорит: " Потом мы заглянули на диско­теку, но там была только (снова взгляд влево) Марго со своим скучным Вальтером. Потом мы купили себе (снова взгляд вле­во) мороженое". Так как родители в курсе, что дочь обычно смотрит вправо, рассказывая о чем-то пережитом и реальном, то они вправе отнестись к ее рассказу с сомнением.

Человеку-правше вы одолжили неделю назад книгу, кото­рую вскоре хотели бы получить обратно. Вы его спрашиваете, понравилась ли книга. Отвечая, этот человек смотрит влево. Очень хорошая. Я прочитал уже две трети". Поверите ли вы ему безоговорочно?

Недавно умение интерпретировать движения глаз спасло меня от большой ошибки. Я познакомился с неким очень ум­ным беженцем из Венгрии, который старался уговорить меня вместе реализовать один проект. Он говорил, что снял уже не­


сколько научно-популярных фильмов, и предложил мне экра­низировать одну из моих книг. Когда он говорил о Будапеште, о своих родителях, его взгляд всегда был направлен вправо. На вопрос, как он попал в Германию, он что-то рассказывал о по­литическом убежище во время участия в международных спортивных соревнованиях. Каждый раз, при переходе к под­робностям его взгляд передвигался влево. Когда я пытался бо­лее подробно расспросить его о его фильмах, его глаза устрем­лялись именно туда, — т. е. влево. Чтобы проверить его лате­рализацию, я спросил, что бы он мне посоветовал посетить в Венгрии. Тогда его взгляд устремился вправо. Чтобы подтвер­дить свои предположения, я обзвонил фирмы, для которых он якобы делал фильмы. Ни в одной из них не знали этого венгер­ского " кинематографиста" и не производила научно-популяр­ных фильмов.

В этой книге речь идет преимущественно о чтении челове­ческого лица, тем не менее стоит иногда присмотреться к дыха­нию человека. Мы уже знаем: ложь или выражение какой-то негативной информации о самом себе требует усилия. В соот­ветствии с этим реагирует наша периферическая нервная систе­ма. Одним из признаков (о нем будет рассказано позднее более подробно) является смещение дыхательного центра. Вот, к при­меру, кто-то рассказывает нечто совершенно невинное и ды­шит при этом животом. Потом он начинает рассказывать о чем-то, что его очень волнует, например, о дорожном происшествии, в котором участвовал. Вероятнее всего его дыхание теперь пе­реместится в средний или верхний регион грудной клетки.

Если по взгляду вы делаете предположение, что кто-то не­много фантазирует, а его дыхание смещается в верхнюю или среднюю часть грудной клетки, мы рекомендуем быть более ос­торожным по отношению к возможной лжи, и еще более следу­ет быть внимательным, если вы улавливаете дополнительные сигналы, о которых мы говорили в разделе " Ложь палице".

Возможно, вам не раз приходилось ловить себя на том, что вы мечтали о чем-то с открытыми глазами, а предметы расплы-


вались у вас перед глазами. А может быть, вы замечали такой взгляд у кого-то, кто как раз боролся со сном. Психология на­зывает такой взгляд расфокусированным, т. е- не сконцентриро­ванным в определенной точке (фокусе). Такой человек нахо­дится в состоянии транса, т. е. он не находится " здесь и сей­час". Когда я представляю себе Килиманджаро с его снежной шапкой над саваннами, я уже не нахожусь здесь, в Ьшааи, на Бадснском озере, а у подножья высочайшей горы Африки. Рас­фокусированный взгляд сообщает мне, что мой визави нахо­дится где-то далеко: либо в объятиях Морфея, либо занят мыс­лями и чувствами, не имеющими ничего общего со мной. Мо­жет быть, этот человек ведет с собой внутренний диалог, т. е. взвешивает разные возможности, чтобы принять соответству­ющее решение; а может быть, он уносится отсюда далеко в стра­ну грез, так как его не интересуют мои проблемы, или же обри­сованные мной возможности он видит совершенно в ином све­те, а может, он уступает или значительно превосходит меня в интеллектуальном плане.

Состояние транса моего собеседника должно быть для меня свято, так как он таким образом может понять сущность ве­щей, до сих пор неосознанных, и дает возможность прийти к новому состоянию духа. Я должен понимать, что передаваемая мной и предназначенная ему информация до него не доходит, разве что я его насильно вырву из этого транса, помахав рукой перед глазами или резко сменив тон речи, либо принуждая его поставленным вопросом к ответу, т. е. к размышлениям.

Так же и гипнотизеры иногда смотрят на своих медиумов расфокусированным взглядом. У человека, подвергнутого такому взгляду, создается впечатление, что гипнотизер не смотрит на него, а пронизывает его взглядом насквозь.

Наиболее частое направление взгляда позволяет судить о том, преобладают ли в памяти человека зрительные образы, слуховые или кинестетические. Визуальный тип водит глазами преимущественно над уровнем головы, аудиальный смотрит вниз, иногда в пол. Визуальный тип имеет относительно высо­-


кий, часто слегка напряженный голос, в то время как у кинестетика голос глубокий. Голос аудиала лежит в среднем диапазо­не. Анализ разных голосов позволяет заметить множество ню­ансов, например, голос звучит светлее, когда говорят о вещах видимых, темнее, когда говорят о звуках; когда мир восприни­мается через чувства, голос кажется спокойным и звучит ласко­во.

Представим себе, что нам нужно прочитать лекцию и ска­зать нашим слушателям: " Возьмем, к примеру, США, как там разрешена проблема общественного страхования". В каком бы направлении устремился ваш взгляд? Конечно, вверх, а если бы мы подтверждали жестами наши слова, то рука оказалась бы на уровне головы или выше. Ну, а сейчас нам нужно сказать:

" Мы должны считаться с настроениями народа, если хотим идти в ногу со временем". Смотрим ли мы при этом вверх или в пол? Наверное — нет. Наш взгляд находится на уровне головы. Если мы подчеркнем наши слова движением рук, то ладони будут на уровне плеч. При словах: " Когда я думаю о Третьем Мире, то мне становится тяжело", взгляд направляется в сторону, а ла­дони движутся на уровне бедер. Если вы располагаете хорошей наблюдательностью, то от вашего внимания не ускользнули следующие вещи: когда вы находились в визуальном простран­стве ("... посмотрим на США..."), голос звучал светлее, чем тог­да, когда вы говорили о вещах слышимых (" мы должны при­слушиваться к голосу народа..."), и, наверное, звучал глубже при указании на кинестетическое пространство (" когда я ду­маю...").

Ваш дар самонаблюдения был бы полным, если бы от ва­шего внимания не ускользнуло то, что вы быстрее говорите " гля­дя" на США, медленнее давая аудиальную информацию, и еще медленнее, при упоминании Третьего Мира. По направлению взгляда, высоте плеч во время жестикуляции, а также по голо­су, по его тону и темпу речи мы можем определить, какой чув­ственный канал предпочитает наш собеседник.


грусть, неуверенность, нервозность или нечистая совесть так­же способны вызвать более или менее заметные движения век. Неприятный нам зрительный контакт также может вызвать моргание. Так как нам известно, что множественные, быстрые движения век считаются вообще признаком нечистой совести, то мы стараемся их контролировать в критических ситуациях, Если наш собеседник находится именно в таком состоянии, а его веки остаются неподвижными, мы можем предположить, что он усилием воли сдерживает их, чтобы казаться спокойным.

Съемки скрытой камерой показывают, что партнеры смот­рят друг на друга от 30% до 60% времени беседы. Влюбленные смотрят друг на друга значительно дольше, так как они более заинтересованы партнером, чем тем, о чем он говорит. То же самое можно сказать о ситуациях, когда не влюбленные друг в друга собеседники смотрят друг на друга более 60% времени разговора. Это значит, что человек интересует нас больше, чем предмет разговора, или же то, что мы уже " отключились".

Также бесцеремонное разглядывание кого-то, для кого это наверняка неприятно, происходит без моргания. Таким же спо­собом мы имитируем гневный взгляд. В этом случае взгляд на­правляется в глаза другого человека, причем брови сводятся вниз, к переносице, что приводит к возникновению над носом так называемой " складки гнева''- К такому взгляду прибегают, чтобы испугать других или чтобы заставить собеседника сме­нить тему разговора, или же выразить молчаливый протест.

Взгляд неискренний и коварный можно распознать по степе­ни прикрытости век и боковому положению глаз — взгляд в сторону.

Недоверчивый взгляд словно что-то ищет на лице или теле особы, стоящей напротив, или же избегает смотреть на нее, смот­рит, например, в пол, словно в поисках правды. Менее критич­ные разновидности этого взгляда — это взгляд ищущий или скептический.

Отвергающий, пренебрежительный взгляд посылает нега­тивную информацию. Представьте себе человека, который вам


неприятен. Мысленно вы говорите: " Ты для меня ничего не зна­чишь". Именно тогда появляется такой пренебрежительный взгляд. Возможно, вы неосознанно напрягли при этом губы, если не совсем их сжали, а уголки губ опустились, может быть, даже появились складки на лбу или между бровями.

Взгляд искоса значит; " Я хочу видеть, оставаясь незамечен­ным". Так же впрочем смотрят люди с искривлением шейных позвонков и люди плохо слышащие. О том, что взгляд искоса или пренебрежительный не всегда может объясняться неуверен­ностью или же нечистой совестью, мы уже говорили ранее.

. Взгляд свысока может быть результатом разницы в росте или же того, что один из говорящих сидит. Однако он может быть следствием того, что кто-то стремится держать дистан­цию по отношению к кому-то. Кроме того, он можетбыть вы­ражением гордости, высокомерия, пренебрежения.

Чтобы увеличить дистанцию между собой и собеседником, человек как бы вытягивается и наклоняет голову в сторону.

Низкий рост или разница в высоте сидения может обусло­вить взгляд снизу. Если из искренней или фальшивой покорнос­ти (собачий взгляд) я опускаю голову, то вынужден смотреть снизу вверх. Кто-то, кто смотрит на меня снизу, явно не хочет прерывать со мной контакта. Если же я надолго остановлю свой взгляд на полу, то контакт может серьезно нарушиться. В этом случае я скорее всего имею дело с кем-то очень сильно подав­ленным, или же с тем, для кого я уже ничего не значу. Закры­тые глаза означают, что человек не хочет ничего видеть и слы­шать или же хотел бы избежать воздействия внешних раздра­жителей с помощью размышлений. Закрывая глаза при поце­луе, мы усиливаем наши чувственные способности.

Глаза прикрытые характеризуются наполовину закрыты­ми веками, они означают большую усталость, вызванную не­редко обильной едой или алкоголем. Также такой признак мо­жет быть связан с полной утратой энергии, даже с умственным отупением или обычным отсутствием заинтересованности. При­крытые глаза наглеца или пресыщенного человека как бы го-


ворят нам, что мы не достойны его полного взгляда. Постоян­но прикрытые веки могут быть признаком птоза (паралича мышцы, поднимающей веки). Также при так называемом " спаль­ном" взгляде, глаз выглядит как бы подвешенным, но сильно блестит в результате усиленного выделения глазной жидкости. Если мы сосредотачиваемся на одной точке или мысли, часто возникает сужение щели между веками так, как это бывает у близоруких людей. Они это делают, чтобы лучше видеть.

Мечтательный или восхищенный взгляд имеет место тогда, когда глазные яблоки поднимаются вверх с выражением пре­данности или восхищения. Если глаза при этом не сильно блес­тят, то такая мимика выглядит искусственно. Сыграть восхи­щение в принципе можно, но его неестественность легко рас­познается по несоответствиям в лице — если, к примеру, име­ются одни губы, а глаза имеют матовый блеск.

Есть два рода многозначительного взгляда. Первый взгляд этого типа называется холодным, бывает в тех случаях, когда мы хотим дать понять, что мы расшифровали нашего собесед­ника и не позволим водить себя за нос. " Холодный" оттенок имеет также прищуренный взгляд, которым кто-то чужой или малознакомый сигнализирует; " Не притворяйся, не рисуйся, не старайся казаться интереснее, чем ты есть". Англичане и ир­ландцы — мастера одобрительно подмигивания, которое призва­но выражать согласие, приятие, общий секрет, взаимную сим­патию и имеет оттенок флирта. Но не стоит им злоупотреблять, т. к. вы рискуете тогда быть раскрытым в своем желании ка­заться особенно милыми. Подмигивание это также один из. спо­собов кокетства, используемый некоторыми мужчинами.

Глаза влюбленных выделяют больше жидкости, их. глаза " купаются в счастье". Зрачки расширяются также, когда мы смотрим на кого-то милого и симпатичного. Большие глаза и расширенные зрачки зачастую сочетаются с пухлыми губами, которые придают рту выражение свободы и расслабленности:

китта зиштагит — открытая улыбка и хороший зрительный контакт.


Зачастую отсутствие зрительного контакта указывает на то, что чувства скрываются, то ли от любимого человека, то ли от посторонних глаз.

Иногда влюбленный человек увлажняет губы кончиком языка. Слишком энергичное облизывание губ в сочетании с нахальным, навязчивым взглядом, который иногда называют " глубоким", однозначно указывают на приглашение к вульгар­ной эротике и действует на многих людей отталкивающе.

Обратите внимание при случае, когда будете смотреть ка­кой-нибудь фильм, на глаза актеров перед первым поцелуем, предваряющим любовную сцену. За несколько секунд любов­ники изучают друг друга глазами, включая лицо, глядя таким образом не только в глаза, но перемещают взгляд на волосы, губы, щеки, подбородок.

Неотъемлемая черта " взгляда завоевателя" — это спокой­ствие в глазах, выражающее полную внутреннюю гармонию. Взгляд изучающий, также как и пренебрежительный, произво­дит неприятное впечатление, если они не сочетаются с пози­тивными сигналами.

Взгляд блуждающий воспринимается позитивно лишь в том случае, если он сконцентрирован на человеке, как бы разгля­дывая его с определенной доброжелательностью. В противном случае он говорит, что наш собеседник мысленно где-то очень далеко.

Симулируемый блуждающий взгляд часто служит цели установления контакта между незнакомыми людьми. Более ак­тивный партнер, скажем, мужчина, до тех пор смотрит на жен­щину, пока она не заметит его взгляд, но сейчас же отводит гла­за, словно пойманный за совершением какого-нибудь непозво­лительного поступка. Даже если этот мужчина не покажется женщине особенным, она все равно захочет узнать, был ли его пристальный взгляд случайным или же заинтересованным, вос­хищенным. Когда она вновь поглядывает в его направлении, то опять встречает его взгляд. Если такая сцена повторяется


несколько раз, то в конце концов один из них, более смелый, уже не отводит своего взгляда. А тут уж недалеко и до улыбки.

Иная техника симулированного блуждающего взгляда предполагает, что две особы уже знакомы и одна из них не прочь пофлиртовать. Взглядом полным интереса и восхищения она " пожирает" адресата. Если такому взгляду сопутствует ярко выраженное в глазах желание, то он производит впечатление наглого разглядывателя — разве что разглядываемый отвеча­ет взаимной заинтересованностью. Если вы хотите, чтобы ваш взгляд был заинтересованным, не имея ни малейшего намека на эротику, смотрите в глаза своему визави спокойно, мысленно отвечая на вопросы: " Какого цвета у него радужная оболочка? Многоцветна или одноцветна она? А может быть, она'в кра­пинку? Образует ли она полный видимый круг? " Если при этом вы в соответствующих моментах будете кивать головой, то ваш собеседник почувствует, что его оценили по достоинству и по­няли. Не следует забывать о том, что в такие минуты надо ды­шать верхней частью грудной клетки.

Действительно ли кто-то доброжелателен по отношению к вам, вы легко проверите при помощи наблюдательности, — по изменению цвета глаз. При негативных чувствах радужная оболочка темнеет, при позитивных — светлеет. К негативным чувствам мы относим физическую и моральную боль, страх, злость, гнев. Позитивные чувства проявляются в виде радости, одухотворенности, доброты, сердечности, любви. В этом слу­чае глаза могут блестеть или же " светиться" " изнутри. Пример — глаза детей, стоящих у новогодней елки. У людей, живущих в полной гармонии с собой, людей довольных, уравновешен­ных всегда такой взгляд. В свою очередь, это иногда приводит к некоторым недоразумениям, т. к. люди, на которых устремится такой ясный взгляд, думают, что именно они причина такой радости. И только по прошествии времени они понимают, что человек с такими счастливыми глазами на все смотрит, как влюбленный.


Мы не считаем необходимым приводить здесь другие типы выражений глаз, так как в этом вам поможет разобраться ваш врожденный механизм анализа. Кроме того, очень многие по­нятия из области типологии своим происхождением обязаны скорее беллетристике, нежели психологии.

Очень многие по выражению глаз пытаются установить, насколько умен интересующий их человек. Но несмотря на то, что мы в принципе располагаем необходимыми знаниями о сущ­ности интеллекта, ученые-психологи все еще ведут спор о спо­собах его измерения. Человек, глядящий на мир чистыми, яс­ными глазами, конечно же, может быть умен, но не обязатель­но. В то время, как рассеянный мечтательный взгляд может быть свойственен гениальному поэту, который общается с другими мирами. А кто-то очень способный, талантливый может иметь тупой и тяжелый взгляд, т. к. он в данный момент устал, у него депрессия или он страдает от мигрени. По взгляду нельзя оце­нить степень интеллекта, но вполне возможно определить быс­троту умственных или эмоциональных реакций. Кто-то очень проворный реагирует быстро, но что толку, если он делает не­верные выводы.

Взгляд умного человека (т. е. человека очень " спокойного \ эмоционально и духовно) производит впечатление немного сонного. Ему необходимо время для обдумывания и исполнения, а его глаза не блестят даже тогда, когда он достигнет своей цели. В таких случаях он может думать нечто вроде: " Зачем перенап­рягаться? " или " Этого и следовало ожидать".

Конечно, степень ума по глазам не определишь, но все же умный человек использует свои глаза более осознанно, нежели человек со средними и слабыми способностями; прежде всего чтобы наблюдать и положительно влиять на окружающих.

Во время одного из экспериментов со скрытой камерой каждый из участников разговаривал с другим в течение 2 ми­нут, затем менял партнера и т. д. В это время камера фиксиро­вала количество и продолжительность зрительного контакта. В конце участники должны были назвать человека, который


показался им наиболее симпатичным. Это всегда оказывался тот человек, с которым у них устанавливался наиболее продол­жительный зрительный контакт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.