Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностно-групповое регулирование и предупреждение неуставных взаимоотношений






Профилактика неуставных взаимоотношений в самом общем виде представляет собой комплекс научно обоснованных и практически апробированных целенаправленных социальных, организационно-правовых, нравственно-воспитательных и собственно психологических мероприятий, направленных на оптимизацию и регулирование межличностных отношений воинов. Успешность проводимых мероприятий и становление высоконравственных взаимоотношений военнослужащих во многом определяется психологической восприимчивостью рядового состава к регулятивным воздействиям со стороны командного состава. В свою очередь, психологическая восприимчивость военнослужащих к регулятивным воздействиям командования зависит прежде всего от уровня развития подразделения как коллектива, организация совместной деятельности воинов, нравственной зрелости членов группы, эффективности управленческих решений.

Исследование воинских коллективов с позиции деятельностного подхода, обобщение опыта работы в войсках позволяет говорить об организации противодействия неуставным взаимоотношениям, с одной стороны, за счет психологического обеспечения субъективной значимости для каждого воина совместной воинской деятельности непосредственно в контактных группах, а с другой - путем нейтрализации действия дестабилизирующих факторов развития межличностных отношений на основе группового самодисциплинирования и самоуправления.

Сердцевину принимаемых решений составляют социально-психологические мероприятия, рассчитанные на расшатывание и разрушение подсистемы неуставных взаимоотношений за счет: организации периода социального и профессионального становления молодого пополнения и прикрепления к каждому единомышленников в службе и в общении; выделения периода овладения им социальной ситуации и приобретения профессиональных знаний, умений и навыков; фиксации этапа доминирования во взаимоотношениях самовыражения здорового самоутверждения, учета периода стабилизации ценностей; конкретизации временного этапа своеобразного сознательного поддержания преобладающих в подразделении обычаев, традиций, ритуалов; нацеливание на реализацию дальних перспектив в связи с предстоящим увольнением в запас.

Указанные обстоятельства могут быть учтены в специальной целевой программе деятельностно-группового регулирования и противодействия неуставным взаимоотношениям. Программа включает два этапа: организационно-психологической и действенно-психологической, практической работы.

Этап организационно-психологической работы предполагает:

· подготовку инструментария и материально-техническое обеспечение психологической работы;

· изучение и анализ социологической информации о молодом пополнении, а также данных профессионального и психологического отбора в военкоматах и учебных отрядах;

· проведение диагностики личностных особенностей воинов;

· организацию психологического консультирования;

· оформление организационных документов по методике учебного процесса в части и создания групп социально-психологической подготовки молодого пополнения;

· исследования внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· оформление и ведение текущей документации в форме дневников и социально-психологических карт личности.

На этапе действенно-психологической практической работой организуются:

· лекции, семинары, социально-психологические тренинги с младшими командирами по обучению их практике психологической работы с подчиненными;

· обучение офицеров возможностям социально-психологического изучения молодого пополнения в целях выработки оптимальных путей регулирования взаимоотношений;

· овладения способами оперативного изучения, анализа и обобщения информации о неуставных взаимоотношениях в части и в подразделениях;

· формирование и функционирование групп социального и профессионального становления молодого пополнения - боевого наставничества;

· функционирование учебных групп социально-психологической подготовки воинов;

· целевые опросы военнослужащих;

· обобщение положительного опыта социально-психологического обеспечения предупреждения негативных отношений в подразделении.

Благоприятные социально-психологические предпосылки выполнения программы создаются:

· добровольным распределением и принятием членами коллектива задач совместной деятельности по социальному и профессиональному становлению военнослужащих срочной службы и обеспечения самоопределения воинов в сфере нравственных ценностей;

· постоянным стимулированием деловой основы межличностных отношений, активизации на этой основе внутригрупповых ролей и позиций;

· гибким дозированным изменением границ делегируемых личному составу полномочий в поддержании высоконравственных отношений в зависимости от результатов совместной деятельности и состояния воинской дисциплины;

· обеспечением адекватности ответственности и прав в сфере групповой и индивидуальной коррекции негативного поведения;

· развитием и поддержанием соучаствования (идентификации) и эмоционального сопереживания в процессе взаимодействия, следованиям традициям и ритуалам профессиональных отношений.

Фактически речь идет о непрерывном процессе наполнения человеческим фактором боевой готовности и организации групповой деятельности, которая создает отношение ответственной зависимости.

Для командного состава расширяются возможности стимулирования внутригрупповой активности рядового состава по предупреждению негативных, в т.ч. неуставных взаимоотношений. Для воинов прослуживших более половины положенного срока, расширяются возможности самореализации за счет своего профессионального мастерства, участие в общественной жизни и систематического оценивания усилий со стороны командиров и начальников. Воинам же, заканчивающим службу, создаются такие условия, в которых существует социальное признание их опыта. Взаимозависимость в отношениях обеспечивается тем, что поведение всех сторон группового взаимодействия стимулируется и зависит от групповой оценки, самочувствие молодых воинов в группе.

Реализация программных установок противодействия неуставным взаимоотношениям проходит несколько предварительных стадий. На первой стадии происходит первичная ориентация военнослужащих в целях и задачах противодействия неуставным взаимоотношениям, оценки своих возможностей и способностей других к выполнению возложенных функций, а также условиям, способствующим или препятствующим их реализации.

В это время основное внимание направлено на: улучшение морально-психологического климата в частях и подразделениях, формирование позитивного общественного мнения к организации и особенностям осуществления планируемых мероприятий, поддержание оптимистического настроя в группах по ходу подготовки и обсуждения организационно-правовых аспектов регулирования межличностных отношений; подбор и расстановку актива подразделений для проведения конкретных социально-психологических решений совершенствование психолого-педагогической компетентности командного звена; определение и согласование основных целей и задач программы с учетом специфики военно-профессиональной деятельности подразделений и необходимости противодействия неуставным взаимоотношениям, определение основных показателей и критериев наличия и состояния неуставных взаимоотношений; обсуждение и выработку предложений (на уровне командования, правоохранительных органов и личного состава) по социально-психологическим условиям совместной деятельности; обеспечение эмоциональной привлекательности объективной оценки потенциальных возможностей и результатов для каждого участника совместной внутригрупповой деятельности на микроуровне; официальное закрепление в приказах и положениях целей, условий и способов регулирования взаимоотношений с учетом принципа единоначалия в проведении решений в жизнь.

На второй стадии идет активный процесс обсуждения возможных последствий включения воинов в прогресс группового регулирования взаимоотношений. Для этой стадии характерна определенная дифференциация мнений офицеров, прапорщиков и мичманов, а также рядового состава к предпринимаемым мерам по противодействию неуставным взаимоотношениям.

В это время основное внимание следует направить на:

· оперативное и качественное оформление и согласование официальных документов, положений и инструкций по обеспечению гарантий долгосрочности программы противодействия неуставным взаимоотношениям;

· пропаганду положительных сторон социально-психологической работы в передовых подразделениях и опыта профилактики негативных отношений в родственных частях и соединениях;

· совершенствование учебно-методической работы с командным составом подразделений.

На третьей стадии происходит структурирование мнений, активное обсуждение приемов и способов противодействия неуставным взаимоотношениям, стирание жестких границ призывной принадлежности военнослужащих и нивелирование механизмов сопричастности к программе со стороны большинства военнослужащих. Формируется установка на положительные межличностные контакты у членов коллектива, актуализируется потребность в общении. Микроклимат приобретает положительную направленность.

При этом, важно правильное представление о существующих трудностях реализации программы противодействия неуставным взаимоотношениям. К таким трудностям, прежде всего следует отнести психологическую напряженность командного состава а восприятии социально-психологических приемов и процедур работы с личным составом. Такая психологическая напряженность во многом обуславливается стереотипами понимания служебного взаимодействия с подчиненными в условиях единоначалия и жесткой регламентации повседневной жизнедеятельности. К этому следует добавить высокую устойчивость социальной установки рядового состава на сложность и бесперспективность преодоления негативных отношений в ситуации неуставных взаимоотношениях. Перечисленные трудности выполнения программы дополняются неразрывностью умений и навыков руководящего состава, командиров подразделений по переводу социально-значимой воинской деятельности на уровень личностно-значимой.

Предполагаемые психологические и социально-психологические мероприятия позволяют непосредственному воспитателю преодолеть трудности, нарастить усилия по противодействию неуставным взаимоотношениям за счет психологических резервов первичного воинского коллектива, направлять процесс образования товарищества, регулировать становление дружбы и взаимопомощи в целях обеспечения боевой готовности подразделений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.