Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от пер­вого занятия, индивидуальные цели участников группы






Основные темы групповых дискуссий: впечатление от пер­вого занятия, индивидуальные цели участников группы, цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (тех­ники «ассоциация», «горячий стул»).

Невербальные психогимнастические приемы («Движение в темноте», «Восковая палочка», игра «Поводырь и слепец») на­правлены на сплочение группы и знакомство с помощью так­тильных контактов. Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы) и оценка эмоциональной близо­сти группы по отношению к некоторым участникам (как ее ощущает группа и сам участник) применяются в качестве от­крытой социометрии.

Занятие 3

Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди; толпе; о реакции детей на игровые занятия; о целях группы, о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталкива­ния в группе. Ролевые игры «Мостик через ущелье», «Автобус в часы пик» выступают имитационными моделями проблем­ных ситуаций межличностного общения участников.

Психогимнастические приемы* выражение своего отноше­ния к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимодействия), гравитационный стресс (про­верка и повышение доверия в группе), «узнавание на ощупь», «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутриличностных и межличностных проблем) и тренировка соответствующих навыков.

Занятие 4

Обсуждаются темы: должны ли супруги вместе ходить в гос­ти; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и муж­чине (одинаково ли оно); о вежливости; о прошлых обидах. Невер­бальное выражение чувств к некоторым участникам направлено на демонстрацию недифференцированного эмоционального отношения в группе, стимуляцию ее активности, а в другом случае — на оказание эмоциональной поддержки и выход из напряженной для участников ситуации. На каждом занятии груп-

па прощается с семейной парой, которая вынуждена прекра­тить посещения занятий (впечатления, пожелания, уходящих качают).

Занятие 5

■ Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из суп­ружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями, в том виде, в котором ситуация приемлема для участников) применяется в качестве вспомогательного средства в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения.

Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспитательные требования к детям; отношения с собственными родителями; допустимая грань откровенности между людьми.

Занятие 6

Отрабатывается ритуал вхождения в группу опоздавших (ак­цент на причастность к группе). Дискуссия о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщин; об объективной правоте, о том, насколько может принадлежать себе человек после вступления в брак; «о приходящей жене»; о взаимоотношениях ребенка с посторонними взрослыми; о муж­ских и женских ролях. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены по очереди выполняют женщины группы. Социометрические методики: осуществление выбора за другого участника с последующим сравнением его результатов с собственными (диагностика и тренировка способ­ности к эмоциональному пониманию); выбор «семьи» из чле­нов группы. «Молитва» (суггестивный прием).

Занятие 7

Ритуал вхождения в группу и игра «Восковая палочка» для отсутствовавших на прошлом занятии, их ознакомление с со­держанием прошлого занятия (акцентирование принадлежнос­ти группе и отработка некоторых индивидуальных проблем).

Основные темы дискуссии: впечатление от совместного за­нятия с детьми; о поведении детей в группе и дома; об измене­ниях в детях; проблема «разных интересов», о женственности и мужественности; как должна выглядеть женщина дома; отно­шение к матери, отношение к брату. Строят семью те, кто еще не строил.

Невербальные приемы — выражение отношения прикосно­вением и качанием (направлены на снятие напряжения и де­монстрацию групповой поддержки участнице, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия).

Занятие 8

Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников I группы и дает ряд рекомендаций по вос-

питанию, разыгрывается психодрама, обсуждаются темы: про­блема «мужа — отца»; должна ли жена встречать мужа. Спонтан­ные высказывания о том, что дала группа. Занятие 9

Дискуссии: впечатления о детях после критического анализа игрового занятия; о допускаемой границе фантазии в отноше­ниях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопо­нимания между супругами; проблема вечной занятости; о гедо­нистической позиции; о неуверенности в себе. Одной из участ­ниц демонстрируется неэффективность некоторых форм ее поведения по отношению к детям; отрабатываются навыки ком­муникативной экспрессии, для чего используется вариант «зер­кального» метода с элементами драматизации.

Социометрическая методика «За дверью» (осуществление выбора за другого участника в его отсутствие и сравнение его с собственным выбором). Занятие 10

Обсуждаются необходимость эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружеских отношений. Проводятся психо­гимнастическая разминка (напряжение — расслабление), игра «Восковая палочка» — укрепление игровой сплоченности.

Невербальный прием — для облегчения выражения чувств одного из участников к другому; группа выстраивается спиной к ним, результаты социометрической игры «Центр» сравнивают­ся с результатами второго занятия.

Каждый участник рассказывает, что ему дала группа. В начале и конце цикла занятий с родителями проводятся совместные занятия с детьми.

Таким образом, основным содержанием занятий являет­ся обсуждение и психодраматическое разыгрывание типич­ных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком. Занятия включают также пси­хогимнастические приемы, ролевые игры и различные ва­рианты социометрических методик.

Динамика родительской группы содержит три фазы: ори­ентации и зависимости, конфликтов, конструктивную. Если в начале занятий участники ориентируются в обстановке, зависимы от психолога, ждут его указаний, «прощупыва­ют» друг друга, то на этом этапе группа вступает в фазу конфликтов. Появляется искренность в высказываниях, про­явлении чувств, которые носят в основном негативный ха­рактер. Постепенно сглаживаются конфликты; интерес к проблемам личности, высокий накал эмоций свидетельству-

ют о том, что группа приобретает коррекционную способ­ность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.