Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психокоррекционного процесса






В психокоррекции главным является реализация индиви­дуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психо­коррекции. С признанием индивидуального подхода тесно связано представление о «личном достижении» (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1985), т.е. признание права пациента взять из психокоррекционных возможностей то, что он в состоянии взять, или то, что он захочет взять. «Непланируемость» лич­ностного роста, признание бесконечности и неограничен­ности этого процесса является одной из главных особеннос­тей прихокоррекции.

Задача психолога — создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Поэтому психокор-рекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Та­кими силами являются деятельность ребенка и система его отношений.

В психокоррекции следует использовать те виды деятель­ности и те системы отношений, которые являются значи­мыми для участников коррекции, ярко индивидуально ок­рашены, по отношению к которым имеются острые эмоци­онально насыщенные переживания.

Особое значение имеет психокоррекционный контакт с участниками психокоррекции. Специфичность контакта свя­зана с признанием субъект-субъектных, диалоговых отно­шений. Специалист становится активным субъектом психо­логического воздействия, достигает как можно более пол­ного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.

В процессе психокоррекции отношения между участни­ками коррекции и специалистом строятся по принципу

партнерства, когда признается право каждого на ответствен­ность, руководство, поиск, личностный рост, психологи­ческую независимость. Именно такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагоь психокоррекционного действия.

Специфика психокоррекционного процесса состоит так­же в его особой динамике. Она может быть описана не пря­мой, а ломаной линией. Это означает, что в каждом психо-коррекционном процессе есть свои взлеты и падения, уско­рения движения и замедления. Это происходит потому, что главными в психокоррекции являются эмоциональные про­цессы, переживания, а эмоции — весьма подвижные и ди­намичные психологические образования. Ярко эмоциональ­но окрашенные переживания создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную си­туацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, перестройка элементов сознания и самосознания — это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в пси-хокоррекционном процессе.

Перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс, как переход от оперирования закры­тыми формулами к использованию открытых формул. Тер­мин «открытие формулы» означает использование таких си­стем осознания, которые раскрывают в человеке все силь­ные стороны его души, все личностные достижения.

Основная задача психокоррекции — использовать не толь­ко доступный, понятный язык, но и убедительный, вну­шающий, воздействующий, вызывающий эмоциональный отклик. В каждый момент психокоррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных пере­живаниях, чтобы его вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Язык психокоррекции — это еще язык конкретных реальных действий, поэтому все си­туации должны быть не только понятны и доступны участ­никам, но и психокоррекционно полезными, эмоциональ­но значимыми.

Необходимо отметить, что отношения между участника­ми психокоррекции могут быть описаны как реализация высших форм гуманистического отношения между людь­ми, как отношения любви человека к человеку. В создании межчеловеческих отношений и состоит главная специфика психокоррекционного процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.