Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечерний огонек






Цели:

§ регулирование эмоционального настроя в коллективе;

§ анализ дня;

§ коррекция взаимоотношений в отряде.

Учитывая цели огонька, он, как правило, имеет 3 направленности:

1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).

2. Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).

3. Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции:

1. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»

2. Второе – очень четко определить свое собственное отношение к дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.

3. Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.

4. В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).

5. Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).

«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Объявление темы, постановка проблемы.

3. Погружение в проблему.

4. Решение проблемы.

5. Песни,

6. Ритуал прощания.

Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Вот основные из них.

1. Вожатый заранее продумывает ход поведения «Огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов. Проведенный экспромтом, он не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроя у его участников.

2. Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся

3. Положительный настрой «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов руководителя группы.

4. Участники располагаются, как правило, по кругу, чтобы можно было видеть друг друга, выражение лица, позу собеседника.

5. В центре круга находится зажженная свеча либо горит костер.

6. Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет (веточку, игрушку, мячик, шишку)

Вечерний " огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на " огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Педагогический смысл " огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

" Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На " огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

" Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего " огонька" существуют правила:

1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к " огоньку".

2. Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

§ " Когда говорит один - все молчат"

§ " Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

§ " Закон свободного микрофона"

§ " Все сказанное на " огоньке" не должно " выноситься" за его пределы"

§ " Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

§ " Через центр круга переходить нельзя".

" Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. Основной, самый главный элемент " огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму " огонька" -анализа " Огонек" - анализ дня

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром). Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

§ Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

§ Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

§ Что было не очень хорошо и даже плохо?

§ Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на " разговорившихся" и " неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго " огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний " огонек" песней из серии " День закончен, спать пора" и " сонной" речёвкой.

Хороший " огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что " огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении " огоньков".

1. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить " кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3. Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

4. " Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5. " Ромашка", " Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6. " Ниточки". Перед началом " огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

7. " Дерево".
В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего " огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

Примеры тем для огонька

§ Расскажи нам о себе

§ Анализ (День, часть смены, смена)

§ Расскажи мне обо мне

§ Письмо

§ Легенда

§ Три желания

§ На что похоже настроение

§ Волшебный стул(золотой, черный, горячий)

§ Огонёк – тренинг

И т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.