Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преследование






Преследование является неотъемлемой частью наступления. Ф. Энгельс писал: «Плоды победы пожинаются обычно при преследовании неприятеля. Чем энергичнее преследование, тем решительнее победа»{42}. Опыт войн показывает, что по мере того как увеличиваются пространственный размах наступления, его решительность и маневренность, все больше возрастают роль и масштабность преследования, его удельный вес в бою. Если в сражениях первой мировой войны с присущими ей позиционными формами борьбы преследование войск противника было сравнительно редким явлением, то в большинстве наступательных операций Великой Отечественной войны, особенно второго и третьего ее периодов, характеризовавшихся высокой динамичностью, преследование составляло от 60 до 80 процентов общей продолжительности операции.

Условия перехода в преследование, его организация и способы ведения менялись в зависимости от состояния средств поражения, передвижения, обеспечения и управления. В войнах доимпериалистического периода преследование велось обычно в узкой полосе на небольшую глубину. Темп преследования определялся скоростью передвижения пехоты или конницы. По мере повышения уровня технической оснащенности армий, особенно в результате их механизации и моторизации, возросла и решительность действий войск при преследовании противника. В ряде наступательных операций советских войск во время Великой Отечественной войны темп преследования противника составлял для стрелковых соединений 10–40 км в сутки, для бронетанковых — 25–80 км в сутки{43}.

Совершенствовались и способы преследования. Наряду с фронтальным преследованием в ходе войны применялось преследование по путям, параллельным направлению отхода противника, а также комбинированное преследование, то есть частью сил с фронта, а остальными силами — по путям, параллельным направлению отхода противника. Применение разнообразных способов преследования повышало его результативность, давало возможность перехватывать пути отхода противника, стремительно выходить в тыл и на фланги его группировкам, расчленять, окружать и уничтожать их по частям. [250]

Главную роль в преследовании в минувшую войну играли танковые и механизированные соединения и части. Обладая более высокой подвижностью и ударной силой, чем стрелковые войска, они могли обгонять пехоту, совершать глубокие рейды по тылам противника, упреждать его отходящие части в захвате важных объектов (узлов дорог, переправ, перевалов, теснин, населенных пунктов) и тем самым сеять смятение и панику в войсках противника.

Эффективность преследования во многом зависела от действий артиллерии и авиации, которые наносили удары по отходящим колоннам противника, препятствовали занятию им обороны на выгодных рубежах, дезорганизовывали его движение на дорогах, создавая скопления войск в теснинах, на перевалах, переправах через водные преграды и т. д.

Важную роль в преследовании играли передовые отряды. Смело и решительно они прорывались в глубину расположения противника, внезапными ударами уничтожали его арьергарды, перехватывали пути отхода колонн, овладевая ключевыми объектами на путях движения и удерживая их до подхода главных сил.

Передовой отряд 9-го гвардейского танкового корпуса в составе 47-й гвардейской танковой бригады в Висло-Одерской операции начал преследование противника в 18 ч 15 января 1945 г., переправился через р. Пилица, стремительно обогнал пехоту и, обходя сильные узлы сопротивления противника, к 23 ч 16 января вышел к г. Сохачев. За 29 ч боевых действий он прошел по вражеским тылам около 100 км, перерезал его коммуникации и обеспечил успешные действия главных сил корпуса{44}.

Обычно отрыв передовых отрядов танковых войск от главных сил составлял 10–30 км, передовых отрядов стрелковых войск — 5–12 км.

Порядок подготовки и способы ведения преследования, характерные для периода Великой Отечественной войны, во многом сохраняют свое значение и в современных условиях. Однако сегодня они должны применяться с учетом качественных изменений в средствах вооруженной борьбы. Возможность применения ядерного оружия, более совершенных обычных средств поражения, возросшая мобильность войск, массовая высадка в тыл противнику воздушных десантов позволяют добиться более решительных целей при преследовании, увеличивать его размах. [251]

Создаются объективные предпосылки для быстрого разгрома отходящего противника, увеличения темпа преследования, достижения непрерывности его ведения на большую глубину. Вместе с тем возросли и возможности противника по противодействию преследующим войскам. Он может создавать на путях их продвижения мощные завалы, разрушения, зоны радиоактивного и химического заражения, наносить удары боевыми вертолетами, осуществлять дистанционное минирование местности и т. д. Это требует тщательной организации преследования, всестороннего обеспечения действий подразделений.

Наступающие войска могут переходить в преследование в различные периоды боя — в начале наступления или чаще всего в ходе успешного его развития. Обычно преследование является следствием вынужденного отхода противника после потери им выгодных оборонительных позиций или неудачного исхода встречного боя. Во время минувшей войны преследование иногда начиналось при преднамеренном отходе противника, предпринимаемом им в целях улучшения своего оперативного положения. Наиболее часто переход к преследованию осуществлялся после прорыва тактической зоны обороны, когда противник был вынужден отводить свои войска в глубину.

Как показал боевой опыт, преследование представляет собой сложную и динамичную форму ведения наступательного боя, характеризующуюся высокой решительностью действий, быстрыми и резкими изменениями обстановки, напряженной борьбой за выигрыш времени, сложностью управления войсками. Преследование имеет целью завершить разгром отходящего противника, не допустить организованного перехода его к обороне на выгодных рубежах в глубине или соединения с подходящими резервами.

В современных условиях особенно важно своевременно обнаружить отход противника, так как обладая высокой мобильностью, он может быстро совершить отрыв от наступающих подразделений. Чтобы не допустить этого, в предвидении отхода противника усиливается разведка. Ее задача — вскрыть замысел действий противника, начало и направление его отхода, маршруты и скорость его движения, состав колонны, характер действий подразделений прикрытия, выявить, где противник оборудует промежуточные оборонительные позиции и какими силами они могут быть заняты, наличие препятствий и заграждений на путях преследования, а также направления выдвижения резервов противника. [252]

Поскольку противник тоже будет стремиться вести активную разведку, то важно своевременно обнаруживать и уничтожать его разведывательные дозоры и диверсионно-разведывательные группы. Их состав может быть различным. От разведывательного батальона дивизии армии ФРГ, например, могут высылаться разведывательные дозоры в составе от отделения (секции) на бронетранспортерах (разведывательных машинах) до трех танков и двух — пяти бронетранспортеров. Учитывая это, необходимо предусмотреть выделение соответствующих сил и средств для борьбы с ними.

Обнаружив отход противника, подразделения начинают преследование, как правило, самостоятельно, не дожидаясь приказа старшего командира (начальника). При этом командир батальона организует дополнительную разведку противника и уточняет подразделениям задачи на ведение преследования. О переходе в преследование командир батальона докладывает командиру полка и сообщает соседям.

Важно не дать отходящему противнику совершить отрыв, нарушить планомерность его отхода. Для этого мотострелковые и танковые подразделения, используя высокую проходимость танков и боевых машин пехоты (бронетранспортеров), обходят отходящего противника по параллельным маршрутам, выходят на пути его движения и решительной атакой во фланг и тыл во взаимодействии с соседями уничтожают его. Если вести преследование по маршрутам, параллельным направлению отхода противника, невозможно, подразделения преследуют его с фронта, решительными действиями уничтожают подразделения охранения, прорываются к главным силам и во взаимодействии с соседями, а также с тактическим воздушным десантом и передовым отрядом (авангардом), если они назначаются, атакуют противника с ходу.

При отходе противник может широко использовать минно-взрывные заграждения, в том числе средствами дистанционного минирования, а также устраивать засады. Разведка должна своевременно их вскрывать. Опорные пункты и засады, встречающиеся на путях движения, подразделения, как правило, обходят и уничтожают атакой с флангов и тыла. Главное — обеспечить стремительность, высокий темп преследования, выиграть время. «Преследовать неприятеля денно и нощно, пока истреблен не будет, — учил А. В. Суворов, — ибо недорубленный лес опять вырастет».

В целях надежной огневой поддержки действий подразделений при преследовании большая часть артиллерии двигается [253] в составе авангардов или в голове колонны главных сил в готовности к ведению огня при завязке боя с охранением и главными силами отходящего противника, уничтожению и подавлению его огневых средств, воспрещению занятия им обороны на промежуточных рубежах.

Авиация и боевые вертолеты ведут непрерывную разведку противника, наносят удары по его отходящим колоннам, препятствуют подходу резервов из глубины, обеспечивают высадку и действия тактических воздушных десантов, авангардов и передовых отрядов. Основные усилия средств противовоздушной обороны сосредоточиваются на прикрытии подразделений, действующих в составе главных сил, особенно при преодолении ими теснин, водных преград, населенных пунктов, перевалов, а также при развертывании их для ведения боя с отходящим противником.

Важными задачами подразделений инженерных войск являются ведение инженерной разведки заграждений, разрушений и препятствий, устройство проходов (переходов) в них, обеспечение развертывания подразделений, ведущих преследование, их маневра во фланг и тыл противнику. При необходимости инженерные подразделения устанавливают минно-взрывные заграждения, производят разрушения на путях отхода противника, а также оборудуют и содержат переправы через водные преграды.

Боевой опыт и опыт тактических учений показывают, что для достижения высокого темпа и непрерывности преследования командир должен умело чередовать действия подразделений первого, второго эшелонов и резервов, своевременно наращивать усилия при разгроме выдвигающихся резервов противника из глубины, быстро восстанавливать боеспособность подразделений, понесших потери от ядерных и огневых ударов противника, искусно проводить маневр огнем, силами и средствами, действовать дерзко, напористо, энергично.

Тактический воздушный десант при преследовании решает задачи по захвату узлов дорог, переправ, перевалов и других важных объектов на путях отхода противника, задерживает выдвижение его резервов, срывает их маневр, создает условия для разгрома противника по частям. Тактический воздушный десант содействует войскам, осуществляющим преследование, в быстром преодолении оборонительных рубежей противника и естественных препятствий, районов разрушений и затоплений. [254]

Важную роль в обеспечении стремительных и умелых действий при преследовании противника играет поддержание высокой боевой активности воинов, действующих как в составе главных сил, так и в составе подразделений разведки, передовых отрядов и авангардов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.