Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подвесные временные предохранительные крепи.






 
Подвесные временные предохранительные крепи

а – с закладными боковыми штырями. Состоит из двух стальных штырей (подхватов) диаметром 32-36 мм и деревянного верхняка. В борта выработки бурят по два шпура глубиной 70см, в которые вставляют штыри – подхваты. На подхваты укладывают верхняк с затяжками.
б – разновидность крепи, только используется арочный верхняк и закладные анкера диаметром 40 мм.
в – крепь – опалубка с анкерами. Состоит из анкеров и арочного верхняка, подтянутого с затяжками к кровле. При снятии компенсирующих трубок 1 предохранительную крепь 2 можно использовать в качестве опалубки 3 при возведении постоянной монолитной бетонной крепи.

Один из вариантов временной крепи при креплении сталеполимерными анкерами.

 

После выемки угля комбайном, забой осматривается, обираются отслоившиеся и нависшие куски угля и породы. Решетчатая затяжка одной стороной консольно закрепляется за последний круг анкерного крепления (заводится за верхняк). На рабочий орган комбайна накладывается верхняк, поднимается рабочим органом и прижимается к кровле, тем самым поджимая вторую сторону решетчатой затяжки. Под защитой временной крепи начинается бурение шпуров под анкера и установка анкеров.

Способы проходки крупных подземных выработок

 

 

Туннели большого поперечного сечения и камеры разрабатывают с использованием буровзрывных работ преимущественно следующими способами: сплошного забоя, уступным, опертого свода, опорного ядра. Эти способы известны, они регламентированы СНиП Ш-Б. 8—68 и отработаны многолетней практикой строительства подземных сооружений.
Для выработок большого сечения в силу развития средств механизации, отказа от дерева в качестве крепежного материала и применения эффективных видов крепи, использующих несущие свойства скального массива, указанные способы приобрели определенное отличие от классических схем. Это отличие заключается в разбивке поперечного сечения выработки на минимальное число элементов с укрупнением их размеров.

 

На каждом участке осуществляют проходку элементов способом сплошного забоя, имеющих площадь, наибольшую для данных условий, при которой еще сохраняется устойчивое состояние выработки. Последовательность разработки сечения и возведения крепи (обделки) по каждому из этих способов для крупных выработок не соответствует в полной степени порядку, предусмотренному существующими правилами, а устанавливается в зависимости от размеров подземного сооружения, наличия строительных подходов и характеристики породы. Кроме того, не совпадает и регламентированная нормами область применения перечисленных выше способов в части инженерно-геологических условий. Например, способ опорного ядра в выработках большого сечения, имеющих значительные пролеты, может быть целесообразен не только в слабых, но и в крепких породах.

Щитовой и механизированный способы разработки забоев для выработок большого сечения имеют в настоящее время более ограниченное применение, чем указанные буровзрывные способы производства работ. Щиты (обычные и механизированные), комбайны и другие туннелепроходческие машины могут быть эффективно использованы пока лишь до определенного диаметра туннелей (10—11 м). При увеличении размера машины становятся громоздкими, требуют чрезмерного потребления энергии, стоимость их непропорционально возрастает. Вместе с тем не исключена возможность использования различного рода комбайнов (туннелепроходческих машин) для разработки отдельных камерных выработок пролетами более 10 м.

 


В отдельных случаях при строительстве крупных камер хранилища нефтепродуктов в специфических горно-геологических условиях применяют специальные способы производства работ (выщелачивание, внутренние взрывы).

В настоящей е дано описание практикуемых современных способов возведения крупных подземных сооружений и указаны рациональные условия и области применения каждого из этих способов.
Наряду с выработками площадью поперечного сечения около 100 м2 и более, рассмотрены также туннели шириной более 8 м (площадью в проходке примерно от 50 м2). При таких пролетах уже имеется определенная специфика в подземных работах, а площадь 50 м2 отвечает верхней части сечения крупных туннелей, разрабатываемых нижним уступом.


Способ сплошного забоя

Примерно до 1960 г. как в Советском Союзе, так и за рубежом крупные подземные выработки буровзрывным методом разрабатывали сплошным забоем в большинстве случаев лишь в благоприятных породах, позволяющих оставить выработку без крепи в процессе ее эксплуатации. В отдельных случаях выработки разрабатывали сплошным забоем в породах, в которых сохраняется устойчивое состояние достаточно длительный период — от момента вскрытия забоя до закрепления выработки постоянной бетонной крепью. Лишь некоторые туннели, ным образом в США, проходили сплошным забоем в породах средней крепости, но при этом применяли тяжелую металлическую арочную крепь, воспринимающую горное давление на весь срок строительства, поскольку, как правило, возведение постоянной бетонной крепи начинали после окончания проходки всего туннеля независимо от его длины и сечения.

 


Чрезмерная осторожность в применении наиболее экономичных проходок подземных выработок сплошным забоем при буровзрывном методе работ была вызвана отсутствием достаточного опыта в возведении облегченных типов крепи (анкерная, набрызгбетонная и др.) и в осуществлении метода контурного взрывания, громоздкостью буровых рам, арочной крепи, опалубочных агрегатов, трудоемкостью и сложностью выполнения работ по оборке кровли после взрыва, осторожность вызывалась также слабой изученностью ряда существенных факторов, влияющих на устойчивость выработки (напряженное состояние окружающего массива при вскрытии выработки, процессы образования над туннелем ослабленных зон пород, взаимо- действие горных пород и крепи), а кроме того недостаточной надежностью определения нагрузок на крепь, особенно в скальных породах.

Естественно, нельзя утверждать, что в настоящее время все эти вопросы получили свое решение, тем не менее, пути к этому в значительной степени наметились.

Если проследить развитие строительства подземных сооружений больших размеров за последние 10 лет, то можно заметить определенную тенденцию к переходу на проходку туннелей сплошным забоем, причем эта тенденция сохраняется не только для крепких, но и для трещиноватых нарушенных пород средней крепости, а на отдельных участках трассы — ниже средней крепости. При этом учитывается сложность перехода от проходки сплошным забоем на штольневые методы и обратно в тех случаях, когда по трассе оказались ослабленные неустойчивые породы.

Способы проходки подземных выработок сплошным забоем имеют весьма широкую область применения. Разработан ряд модификаций этих способов в зависимости от прочности и состояния окружающих пород. В устойчивых породах проходку можно вести сплошным забоем, без возведения крепи или с частичным возведением крепи выработок. В недостаточно устойчивых нарушенных породах проходка сплошным забоем может характеризоваться типом применяемой крепи: с жесткой крепью (арочная металлическая или бетонная), с крепью ограниченной податливости (комбинированная) и с податливой крепью (новоавстрийский способ проходки).


Проходка сплошным забоем без крепи или с облегченной крепью

При этом способе проходческие работы в забоях выработок большого сечения, как правило, ведут последовательно, т. е. бурение шпуров и погрузка породы не совмещаются во времени. В скальных монолитных породах крепь в большинстве случаев не применяют, в трещиноватых породах выработку закрепляют анкерами или набрызгбетоном, возможно также сочетание этих видов крепи.

Способ позволяет в наибольшей степени использовать мощное производственное оборудование, сократить продолжительность вспомогательных операций, осуществить четкую работу по графику цикличности и добиться высоких скоростей проходки при наименьших затратах труда.

Применение способа проходки сплошным забоем в устойчивых породах ограничивается в большинстве случаев выработками, ширина которых не превышает 20 м, а высота — 10 м. Это связано как с технической возможностью используемых типов оборудования, так и с определенной опасностью раскрытия в один прием незакрепленного пролета значительной ширины. Площадь поперечного сечения выработок, разрабатываемых на полный профиль, обычно не превышает 100—130 м2, имеются, однако, отдельные примеры в исключительно благоприятных инженерно-геологических условиях когда площади таких выработок достигают 160 м2 при наибольшей высоте около 14 м.

При ширине забоя 15—20 м и более проходку удобнее производить с опережением центрального участка на одну-две заходки. Это дает возможность при необходимости осуществить переход на другие более безопасные методы и немедленно закрепить кровлю при появлении признаков возникновения вывалов.

В камерных выработках длиной 100—130 м проходку верхней (подсводовой) части на полный профиль при отсутствии удобных подходов можно осуществлять из поперечных прорезей. В этом случае в первую очередь по всей длине верхней части проходят центральный направляющий ход, из которого через каждый 10—30 м устраивают поперечные прорези шириной примерно по 3 м для размещения бурового оборудования. Раскрытие верхней части производят из прорезей встречными забоями с бурением глубоких шпуров (на всю длину целика). Породу вывозят по направляющему ходу или сбрасывают по воронкам вниз к основанию камеры. Проходку и бетонирование можно вести одновременно на нескольких фронтах, что позволяет сократить время строительства. Вместе с тем при таком способе осложняется механизация погрузочно-транспортных работ и возникает необходимость проходки большого числа мелких вспомогательных выработок (направляющие хода, воронки, прорези). Кроме того, способ применим в исключительно монолитных породах.

Применение способа проходки крупных выработок сплошным забоем в устойчивых породах покажем на нескольких характерных примерах.
Туннель, входящий в состав гидроузла Нурекской ГЭС, имел полуциркульное очертание, ширина сечения Им, высота 6 м. Туннель проходил по песчаникам и алевролитам с = 7 ч- 8. Работы вели во второй половине 1969 г.
Шпуры бурили двумя самоходными установками СБУ-4, в забое располагалось 90 шпуров средней глубиной по 3, 8 м, подвигание забоя за взрыв 3, 4 м. Одновременно с обуриванием забоя бурили шпуры под анкера, затем устанавливали анкера и навешивали сетку. После взрыва зарядов, проветривания забоя и приведение его в безопасное состояние осуществлялась погрузка породы двумя машинами непрерывного действия ПНБ-Зк в автосамосвалы MA3-503. В сутки выполнялись два проходческих цикла, скорость проходки составила 167 м/мес.


Обуривание забоя

Представляет интерес пример строительства туннеля Манапури в Новой Зеландии длиной 10 км. Этот туннель разрабатывали преимущественно (8, 5 км) с одного портала. Форма поперечного сечения туннеля подковообразная шириной и высотой по 10 мг породы гнейсовые с большим притоком воды (0, 2—1, 0 м3/с).

Обуривание забоя осуществляли 16 колонковыми перфораторами, смонтированными на трехъярусной передвижной буровой раме. В забое размещалось 150 шпуров средней глубиной 4 м, подвигание забоя за взрыв 3, 6 м. Шпуры под анкера на глубину 1, 5 м бурили с той же рамы четырьмя ручными перфораторами. Установку анкеров и навеску сетки выполняли также с верхней площадки рамы. На отдельных участках туннеля монтировали металлическую арочную крепь. Погрузка породы осуществлялась двумя машинами «Конвей) с ковшом емкостью 1 м3 в вагонетки емкостью 4, 3 м3. Погрузочнотранспортное оборудование располагалось на специальном скользящем настиле длиной 137 м. Работы по проходке участка туннеля длиной 8, 5 км с одного забоя вели с 1964 по 1968 г. (в течение 56 месяцев) равномерно со средней скоростью за весь период строительства 150 м/мес. Ежесуточно осуществлялось два цикла, в отдельные дни число циклов доходило до четырех, а скорость проходки достигала 13—14 м/сут.

 


Характерен также пример проходки выработки Нурекскои ГЭС в породах средней крепости. В поперечном сечении выработка имеет трапецеидальное очертание с криволинейным сводом. Высота 7, 6 м, ширина от 23 (по почве) до 26 м (по пятам свода). Участок длиной около 100 м расположен в крупнозернистых песчаниках с прослоями алевролитов на карбонатно-глинистом цементе. В отдельных местах породы нарушены и имеют зоны сильно перемятых алевролитов с повышенной густотой трещин напластования. В зонах контактов есть выходы воды с расходом до 7 м3/ч.

В соответствии с указаниями СНиП III-И. 2—62 и на основании имеющегося опыта, подземные выработки при пролете более 20 м проходят с поэлементным раскрытием профиля, поэтому в проекте был заложен штольневой метод. При этом продолжительность строительства описываемого участка составляла 10 месяцев.

На основании результатов проведенного институтом Оргэнерго- строй и трестом Гидроспецстрой комплекса натурных исследований (определение несущей способности железобетонных анкеров в различном возрасте и при разных расстояниях от места взрыва зарядов, исследование перемещений породы с помощью деформометров и на основании маркшейдерских замеров, определение деформаций в массиве с использованием замоноличенных в шпурах гетинаксовых цилиндров с тензодатчиками, измерение ультразвуковым методом глубины нарушенной зоны породы над выработкой) была осуществлена проходка этой выработки сплошным забоем.

Работы вели по следующим этапам — проходка центральной части шириной 13—15 м на длину 3 м с креплением кровли анкерами глубиной 3 м, доборка боковых частей до полного пролета, крепление этих частей анкерами и навеска сетки. После двух таких заходок по 3 м проходку останавливали п производили бетонирование па полный пролет на длину 6 м. Участок длиной 3 м, примыкающий к забою, оставляли все время незабетонированным, что позволяло обуривать забой для следующей заходки. В дальнейшем цикл потеряли.

Шпуры бурили с применением установок СБУ-2 с удлиненными манипуляторами, погрузку породы осуществляли экскаваторами ПП-1 в автосамосвалы МАЗ-205. Анкера устанавливали с площадки, оборудованной на автопогрузчике.
Сооружение этой выработки заняло 6 месяцев, стоимость работ составила 165 тыс. руб.


Проходка сплошным забоем с жесткой крепью

Металлическая арочная крепь. В нарушенных породах средней крепости, не оказывающих горного давления в течение нескольких смен, независимо от длины и площади поперечного сечения выработки может найти применение способ проходки с использованием выдвижных подхватов. Подхваты обычно применяют при монтаже металлической арочной крепи, описываемый же способ позволяет использовать подхваты и при разработке забоя.

Выработку закрепляют металлической многоугольной крепыо на каждой заходке. Крепежная рама или арка состоит из нескольких косяков и двух вертикальных стоек. Косяки соединяют между собой и со стойками приваренными торцовыми накладками и болтами. Рамы устанавливают на расстоянии примерно 1 м одна от другой, продольная жесткость пх обеспечивается металлическими уголковыми распорками.

 


Кровлю и бока выработки закрепляют затяжкой или покрывают набрызгбетоном. К трем ближайшим от забоя полностью собранным рамам на съемных или сварных хомутах, прикрепленных к косякам крепи, подвешивают выдвижные подхваты из металлических балок двутаврового профиля. Во время установки новой крепежной рамы ое элементы поддерживают на консольной части подхватов. На каждый косяк приходится одпн-два подхвата, которые закрепляют в хомутах металлическими клиньями, удаляемыми при выдвижении подхватов.


Проходка туннеля

В первую очередь с буровых подмостей разрабатывают верхнюю часть забоя по отдельным участкам и устанавливают элементы крепи, при этом косяки поддерживаются выдвижными подхватами. Размер каждого участка выбирают в зависимости от состояния кровли, глубина заходки не превышает 1, 5 м. Разработку нижней части и подведение вертикальных стоек осуществляют под защитой закрепленной кровли, удерживаемой арками на подхватах.
Такой способ проходки был впервые применен в 1957—1960 гг. на строительстве туннелей Атарбекянской и Ереванской ГЭС, что позволило повысить темпы работ в этих туннелях примерно в 1, 5 раза и снизить стоимость проходки па 15%. Описываемый способ применяется и при строительстве гидротехнических туннелей в Болгарской Народной Республике.

Интересно заметить, что проходку в 1963—1964 гг. автодорожного туннеля Аллегейни в США фирмой Меррит-Чепмен энд Скотт Корпорейшн осуществляли ступенчатым забоем с металлической арочной крепью и восьмью выдвижными продольными подхватами из двутавровых балок. Метод проходки и конструкция подхватов аналогичны описанным выше. Опыт США также подтверждает высокую эффективность метода проходки туннелей сплошным забоем с применением металлической арочной крепи и выдвижных подхватов в нарушенных породах средней крепости.

 


Чтобы избежать необходимости поэлементного раскрытия сечения с поэтапным возведением арочной крепи в нарушенных породах, при отсутствии односторонних нагрузок возможно применение опережающих анкеров в сочетании с металлическими арками. Для этого по контуру выработки примерно через каждые 0, 5 м бурят горизонтальные шпуры на глубину 2—4 м параллельно оси туннеля. Эти шпуры заполняют цементно-песчаным раствором и в них вставляют штанги из арматуры периодического профиля. Концы штанг приваривают к металлической арочной крепи, устанавливаемой вплотную к забою. Подвигание забоя после взрыва, таким образом, осуществляется под прикрытием опережающей крепи, причем концы анкеров, уходящие в массив, заделаны в него не менее чем на 0, 5— 1 м. После взрыва и уборки породы под защитой штанг монтируют арочную крепь и начинают подготовку к следующей заходке. В Советском Союзе этот метод был применен Гидроспецстроем при проходке нарушенных зон в туннеле Арпа-Севан.

 


ГЭС Торрехон в Испании с применением опережающих анкеров и металлических арок. Глубина заходок составляла 2— 2, 5 м, длина опережающих анкеров была равна 8—10 м, причем концы анкера, заделываемые в массив, имели длину от 1 до 2 м. Следом за проходкой бетонировали свод, а при отставании бетона от забоя породу с опережающими анкерами и стальными поперечными арочными подхватами покрывали набрызгбетоном.


Схема крепления камеры с применением опережающих анкеров

При строительстве одного из транспортных туннелей в США пролетом 10 м применяли опережающие анкера длиной 9 м на расстоянии 45 см друг от друга. Анкера устанавливали по своду выработки в скважины, пробуриваемые вдоль туннеля через отверстия в стенке двутавровых балок арочной крепп, арки располагали с шагом 60—120 м по длине туннеля.

Бетонная крепь (метод Бернольда). Начиная примерно с 1968 г. в Швейцарии и ряде других стран при проходке туннелей сплошным забоем в нарушенных породах начали применять патентованную систему крепления, названную креплением по методу Бернольда. Принцип этой системы состоит в возведении жесткой армированной бетонной крепп (обычно толщиной 20—30 см) вслед за проходкой забоя с применением специальных опалубочно-арматурных щитов различных размеров и форм. Эти щиты размером примерно 1 X 1, 2 м представляют собой тонкую (1; 2 и 3 мм, массой от И до 33 кг каждый) и гибкую перфорированную металлическую конструкцию. Щиты закладывают за монтажные арки (кружала) и соединяют между собой внахлестку с помощью тяг. Монтажных арок-кружал обычно бывает не более 6—12 на каждый забой.

 


Пластичная бетонная смесь (водоцементное отношение 0, 40— 0, 45), подаваемая бетононасосом или пневмобетоноукладчиком, заполняет пространство между опалубочными щитами и породой, причем щиты начинают работать в качестве арматуры. Бетонирование ведется по сечению в направлении снизу вверх по мере установки щитов. В процессевибрирования бетонная смесь проникает через отверстия в щитах и омоноличивает конструкцию. В качестве антикоррозийной защиты осуществляют торкретирование поверхности щитов после окончания бетонирования. Торцовую опалубку выполняют из щитов аналогичного типа. После затвердевания бетонной смеси (через 1, 5—2 суток или ранее при применении ускорителей твердения) монтажные арки передвигают вперед, причем каждые 2—3 арки соединены в единую конструкцию и после раскру- жаливания перемещаются на тележках без их демонтажа.


Проходка сплошным забоем с комбинированной крепью

В слабых породах после взрыва одновременно с погрузкой породы можно производить предварительное покрытие кровли тонким слоем набрызгбетона, а затем бетонирование сводчатой части выработки, при этом монтажные арки, поддерживающие щиты опираются на выдвижные подхваты. После окончания погрузки подводят боков), ie стойки монтажных арок, за них закладывают опалубочные щиты и осуществляют бетонирование стен выработки. Возможно применение также двойной оболочки из щитов Бернольда.

Описываемый метод получил уже достаточно широкое распространение. В частности, в 1971 г. начато строительство четырех автодорожных туннелей пролетом 7, 8 м и общей длиной 3, 6 км на участке шоссе вдоль Женевского озера. Работу вели в трещиноватых осадочных породах способом сплошного забоя с использованием крепления по методу Бернольда. Кроме того> этот способ применен в Сен-Готардском туннеле, в котором до 1972 г. было уже забетонировано 25 тыс. м2 туннеля. Этим методом в Швейцарии были закреплены туннели специального назначения площадью до 120 м2, железнодорожный туннель площадью 106 м2 длиной 3 км и другие туннели. К началу 1973 г., т. е. примерно за 5 лет метод был применен в 12 странах при строительстве 67 туннелей общей длиной 24 км. Намечается использование его в ближайшие годы в подземных выработках общей длиной около 200 км.

 

 


К основному преимуществу проходки туннелей с креплением по системе Бернольда относится возможность быстрого создания индустриальной несущей монолитной армированной бетонной крепи немедленно вслед за продвиганием забоя. Это позволяет в сочетании с выдвижными подхватами разработать туннель сплошным сечением даже в весьма слабых породах, устойчивое состояние которых сохраняется лишь в течение нескольких часов. При этом крепление по методу Бернольда оказывается не дороже, чем при применении: набрызгбетона и металлической сетки в сочетании с арками.

Принципиальное отличие этого способа от других заключается в поэтапном создании вокруг выработки в процессе ее проходки такой несущей крепи, которая упрочняет окружающую породу и вовлекает ге в работу. Одним из элементов этой крепи являются анкера (обычные или с предварительным напряжением), другим — набрызгбетои. В ряде случаев под защитой покрытия из набрызгбетона производят цементацию окружающего выработку горного массива.
Комбинированную крепь можно возводить сразу по всему периметру выработки или по отдельным его участкам. Во втором случае фронт проходки забоя может оказаться растянутым на 30—50 м.


Участок туннеля

Использование способа проходки выработок сплошным забоем с применением комбинированной крепи покажем на примере строительства Нурекской ГЭС.

 


Участок туннеля шириной 11, 6 ми высотой 7, 6 м на длине около 230 м проходил в слабых скальных породах, представленных переслаивающимися алевролитами и песчаниками с коэффициентом крепости = 2. В поперечном сечении туннель имел корытообразное очертание с криволинейным сводом. Порода в образце достаточно прочная, но массив сильно разбит системами трещин, заполненных рыхлым материалом или глинкой трения.

Была сделана попытка проходить этот туннель сплошным забоем с применением металлической арочной крепи, однако вывалы породы привели к необходимости немедленной остановки забоя и бетонирования туннеля. Возник вопрос о переходе на штольневые способы проходки. Тем не менее, было решено проверить возможность проходки туннеля сплошным забоем с применением комбинированной крепи. Для этого был проведен комплекс модельных исследований, позволивший сопоставить несущую способность различных типов крепи и выдать ряд практических рекомендаций по осуществлению проходки туннеля сплошным забоем, что и было принято к исполнению.

Для уменьшения сейсмического эффекта взрыва и сохранения устойчивости стен и кровли туннеля число шпуров было снижено. Для исключения пересыпания шпуров после удаления буровой штанги их устья располагали преимущественно в прослоях песчаника, отклонение шпуров от паспортного положения разрешалось не более 20 см. Применяли технологию контурного взрывания по методу сближенных зарядов с использованием рассредоточенных зарядов с детонирующим шнуром. Конструкцию клинового вруба выбирали в зависимости от расположения пластов и их устойчивости в центральной части забоя. Взрывчатые вещества применяли пониженной работоспособности. Величина заходкп за взрыв не превышала 1, 5 м (по сравнению с 3, 5—4 м в крепких породах).

Первый слой набрызгбетона толщиной 5 — 6 см наносили после взрыва и проветривания забоя с отвала взорванной породы или с монтажного гидроподъемника с шарнирной стрелой. Анкерную крепь из железобетонных анкеров глубиной 2, 8 м с шагом 1 м устанавливали после нанесения первого слоя набрызгбетона во время обуривания забоя. Второй слой набрызгбетона толщиной 7—9 см наносили на расстоянии 10—12 м от забоя. При появлении трещин в первом слое набрызгбетона на этих; местах к анкерам подвешивали металлическую сетку из проволоки толщиной 4—6 мм с ячейками 8—10 см, и второй слой наносили по этой сетке.

Бетонирование туннеля и цементацию породы вели на расстоянии 100 м и более от забоя. В процессе проходки вели постоянные маркшейдерские наблюдения за устойчивостью туннеля и состоянием крепи.
По сравнению с проектным решением по проходке этого участка штольневыми методами достигнута экономия средств 250 тыс. руб., затраты труда на 1 м3 разработки породы сократились почти в 3 раза, а стоимость разработки 1 м3 породы — в 1, 9 раза. Скорость проходки туннеля возросла в 1, 7 —1, 8 раза.

 

 


Проходка сплошным забоем с податливой крепью (новоавстрийскпй способ)

При этом способе, предназначенном для слабых пород, подземную выработку вначале укрепляют деформируемой замкнутой крепью, плотно прилегающей к породе, а после того, как горное давление и осадка контура выработки стабилизируются, возводят по всему периметру туннеля постоянную крепь, поддерживающую первоначально установленную крепь. Между наружной и внутренней крепями предусматривается изоляция.

Обычно наружная крепь представляет собой покрытие из набрызгбетона, распределительной арматурной сетки, закрепляемой к породе короткими конструктивными анкерами или опирающейся на легкие металлические арки либо решетчатые фермы. Внутренняя крепь выполняется из монолитного бетона или набрызгбетона. Толщина первоначального покрытия из набрызгбетона составляет 10—20 см, а внутренней крепи 25—35 см. Таким образом, общая толщина постоянной крепи при новоавстрийском способе в результате перераспределения нагрузок и усилий значительно уменьшается по сравнению с толщиной крепи при других способах.

 

 

Основные методы разработки горных пород. Ручная разработка. Разработка ручным механизированным инструментом. Проходка буровзрывным способом. Паспорт буровзрывных работ. Методы взрывания. Основные типы врубов и условия их рационального применения. Бурение шпуров. Применение современных буровых инструментов и машин. Классификация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.