Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридические лица в системе международных экономических отношений.






Юридические лица становятся субъектами международного частного права, когда вступают в отношения, осложненные иностранным элементом.

По общему правилу в отношении юридических лиц подлежит применению их личный закон (lex societatis), то есть право страны, где учреждено это лицо, по которому определяется «национальность юридического лица»: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и требования к наименованию, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, содержание его правоспособности, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения (в том числе отношения юридического лица со своими участниками), способность юридического лица отвечать по своим обязательствам. В некоторых правовых системах национальность юридического лица определяется не по месту регистрации (инкорпорации), а по месту нахождения исполнительного (руководящего) органа (Франция, Германия, Австрия и др.) либо даже по месту деятельности (Эстония, Египет), что значительно усложняет ситуацию.

Для осуществления дипломатической защиты «своих» юридических лиц, были попытки применять «теорию контроля», то есть признавать национальность юридического лица по тому государству, национальностью которого обладают фактически контролирующие это лицо юридические лица (например, его основные акционеры).

Также могут создаваться филиалы, обладающие собственной правоспособностью (нередко с другим личным законом). Могут создаваться совместные предприятия.

Нужно учесть, что в ряде правовых систем могут существовать организации с определенной правоспособностью, но не обладающие статусом юридического лица (например, незарегистрированные общественные объединения).

По общему правилу иностранным юридическим лицам предоставляется иностранный режим, но в ряде стран встречаются и исключения (например, в России, в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранные юридические лица не вправе иметь в собственности земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также в приграничной полосе).

 

109. Транснациональные корпорации: проблемы международно-правового регулирования.

Транснациональные корпорации представляют собой обычно акционерные общества. Модель их типичной структуры можно представить следующим образом: материнская (головная) фирма – дочерние общества (филиалы). При большом количестве дочерних предприятий в различных районах мира возможно наличие промежуточных (региональных) отделений. Руководство в мировом масштабе осуществляет материнская фирма, возглавляемая советом директоров, избираемым общим собранием акционеров. Материнская компания обычно является холдинговой, то есть она владеет акциями филиалов (тоже акционерных обществ), расположенных в различных частях земного шара.

Проблема транснациональных корпораций затрагивается в ряде актов мягкого права.

Так, в ст.2(b) Хартии экономических прав и обязанностей государств (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974г.) признается право государств регулировать и контролировать деятельность транснациональных копрораций и принимать меры, чтобы их деятельность соответствовала экономической и социальной политике такого государства, со своей стороны транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.

В 1977г. в рамках МОТ была принята Трехсторонняя Декларация принципов, затрагивающих мультинациональные предприятия и социальную политику. В этой декларации транснациональные корпорации призываются учитывать ряд факторов в своей деятельности, в частности, стараться набирать персонал по месту осуществления деятельности, то есть лиц, проживающих в принимающем государстве (п.18), избегать дискриминации в своей кадровой политике (п.22), в том числе в системе оплаты труда (п.33), заключать с работниками коллективные соглашения (п.50), решать трудовые споры в том числе с помощью соответствующих согласительных механизмов (п.58).

Руководящие правила о мультинациональных предприятиях принимаются также в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, последняя их версия относится к 2000г. В этом документе содержан целый ряд требований к поведению транснациональных корпораций, в частности, они призываются к тому, чтобы не давать взятки должностным лицам принимающих государств, предоставлять необходимую информацию потребителям (в том числе в тех странах, где это не требуется по законодательству), не уходить от налогообложения в принимающих государствах.

В связи с транснациональными корпорациями всегда возникает проблема их правосубъектности, так как они организованы по принципу спрута (или паутины): правосубъектна головная организация или конкретное предприятие на месте. От этого зависит определение личного закона.

Также следует отметить, что по предложению экспертов Экономического и Социального Совета ООН к транснациональным корпорациям принято относить не любые организации, ведущие бизнес в нескольких странах, а только крупнейшие (с оборотом свыше 300млн.долл.США в год). К ним можно отнести «Дженерал моторс», «Шелл», «Филипс» и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.