Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательная кампания

Вопросы к экзамену

«Реклама и PR-технологии в избирательных кампаниях»

1. Понятие и содержание избирательной кампании.

2. Определение целей кампании и выявление контактных групп.

3. Планирование избирательной кампании.

4. Оценка результатов избирательных кампаний.

5. Социологические опросы и их роль в избирательной кампании.

6. Финансирование избирательных кампаний.

7. Типология избирателей и ее критерии.

8. Источники информации в избирательной кампании.

9. Источники первичной информации в избирательной кампании.

10. Источники вторичной информации в избирательной кампании.

11. Характеристики информации в избирательной кампании.

12. Понятие «команда» в избирательной кампании.

13. Распределение функций в команде.

14. Принципы взаимодействия в команде.(5)

15. Элементы формирования имиджа политика.

16. Функции имиджа.

17. Стратегии снижения имиджа конкурента.

18. Стратегии восстановления имиджа.

19. Использование цвета при формировании имиджа.

20. Формирование имиджа партии.

21. Программно-идеологическая составляющая имиджа партии.

22. Личностная составляющая имиджа партии.

23. Позиционирование кандидата.

24. Коммуникация с избирателями на встречах и митингах.

25. Межличностная коммуникация в избирательной кампании.

26. Понятия субъективного и идеального имиджа.

27. Использование биографии и образа жизни в формировании имиджа.

28. Изучение конкретных групп избирателей.

29. Сегментирование электорального рынка.

30. Дезинформация и дезориентация в избирательных кампаниях.

31. Понятие общественного мнения.

32. Предвыборная агитация.(3)

33. Деятельность регионального штаба предвыборной кампании.
(9)

34. Роль лидеров общественного мнения в избирательной кампании.

35. Роль интернет-технологий в избирательных кампаниях.

36. Значение предвыборной программы в избирательных кампаниях.

37. Функции политической рекламы.

38. Средства политической рекламы.

39. Понятие политического PR.

40. Классификации PR-технологий.

41. Специфика телевизионный ПР-коммуникации (теледебаты, выступление кандидата).

42. Формы политической ПР-коммуникации в прессе.

43. Особенности наружной агитации в избирательной кампании.

44. Прямая почтовая реклама в избирательной кампании.

45. Сущность «черного» PR.

46. Политическая пропаганда: цели и задачи

Избирательная кампания

Избирательная кампания – это система агитационных мероприятий, которые проводят политические партии и независимые кандидаты с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания -- сложное и многогранное понятие.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является определенной стадией избирательного процесса, которая включает в себя выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, ознакомление избирателей с предложенными программами и платформами, с личностью кандидатов.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания — это скорее последовательные усилия, которые осуществляются на протяжении определенного законодательством отрезка времени, для того чтобы организовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда, что называется, на каждом углу широко рекламируются программы кандидатов, которых объединяет одна цель - прийти к власти. А общественное мнение и есть та мишень, по которой ведут прицельный огонь средства массовой информации.

Содержание избирательной кампании

(методическая схема)

 

 

2. Определение целей кампании и выявление контактных групп. Выделяются 2 уровня постановки целей: 1. ЭЛЕКТОРАТНЫЙ- какую долю голосов планируется получить на данных выборах. 2. УСТАНОВОЧНЫЙ - какие изменениях в позициях и убеждениях избирателей округа необходимо стимулировать. Цели кампании могут быть различными от ее уровня перспектив и кандидата в данной кампании соотношение сил и типов взаимодействия политических элит, включение целей конкурентной кампании в общий полит-й контекст и стратегические планы развития конкретной полит-й силы и т.д.. Перечислим некоторые из них: 1) получить обсолютное или относительное большинство голосов на выборах чтобы одержать победу среди других претендентов. 2)получить число голосов, необходимое для прохождения в структуру власти. 3) попасть в полит-ю элиту. 4) Удержаться в полит-й элите. 5) достич определенного уровня полит-й карьеры.

3.Планирование избирательной кампании и оценка результатов. 4 и 5 этапом подготовки избирательной кампании - явл-ся планирование. СТРАТЕГИИ- четкое планирование - это выдвижение возможных стратегий; Выбор рабочей стратегии; Решение о разработке стратегии. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - определение тактики; Выбор технологий; Разработка операционного плана и его реализация. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - планирование любой ПР -кампании обязательно следует соотносить со стратегическим планом ПР-деятельности организации в целом. Более подробно рассмотрим планирование ПР-кампании - Питер Грин, выделяет следующие составляющие: - формирование общего взгляда на проблему; -формир-е намерений и целей; -определение целей аудитории; -выбор ключевых сообщений; -формир-е конкретных тактичных шагов; -выяснение требуемых ресурсов; -установление четкой системы контроля.

(Подготовка и планирование избирательной кампании

осуществление стратегического и тактического планирования избирательных кампаний;

подбор и предварительная подготовка наиболее подходящих для избрания кандидатов одномандатных избирательных округов;

подготовка необходимых баз данных и другой информации для ведения избирательной кампании.

составление сетевых планов-графиков избирательной кампании кандидатов;

разработка единого стиля, базовых агитационных текстов и материалов, креативное наполнение избирательной кампании;

планирование " полевой работы" и медиаполитики в период проведения избирательной кампании;

планирование встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

планирование взаимодействия с элитами, общественными объединениями, группами интересов в период проведения выборов;

планирование специальных акций и агитационных мероприятий;

планирование работы общественных приемных в период проведения избирательной кампании.)

4. Проведенные избирательные кампании дают обширный материал для анализа их эффективности. Однако сами критерии эффективности таких кампаний достаточно неоднозначны. Возможно [c.71] выделить, по крайней мере, несколько основных подходов к оценке такой эффективности.

1. Оценка по степени достижения поставленной цели. Кампания считается эффективной, если поставленная цель выполнена. Цена такой победы в этом случае не принимается во внимание. Так как предполагается, что главная цель в выборах – победа своего кандидата, то очень часто этот критерий имеет лишь два значения: победил или не победил. Такой подход обедняет анализ применяемых стратегий, не лает возможности в полной мере проанализировать успехи и недостатки, квалификацию команды и штаба, сделать выводы на будущее. “Победа любой ценой” – лозунг лишь некоторых кандидатов. Например, это был лозунг Б.Н. Ельцина на только что прошедших выборах. При этом подразумевалась практически неограниченность ресурсов его кампании, что доступно далеко не всем кандидатам. Поэтому всегда необходимо учитывать средства и ресурсы, затраченные на кампанию. Предварительное детальное планирование целей кампании расширяет возможности применения этого показателя.

2. Оценка результативности.

Близкий к предыдущему критерий. Он не так жестко связан с предвыборным планированием. В этом случае анализируются все результаты кампании, как основные, так и сопутствующие, как запланированные, гак и дополнительные. Например, в качестве результата может рассматриваться презентация кандидата или его программы избирателям. предварительная раскрутка кандидата. оценка шансов кандидата перед будущими выборами, подготовка команды, формирование группы сторонников и спонсоров, “убивание” политического конкурента, поддержка основного кандидата от партии и т.д.

Часто все эти результаты ранжируются или им присваивается определенное число баллов дня выведения общей интегральной оценки результативности кампании и сравнения ее с кампаниями, проведенными партией в других округах, успешности примененной стратегии и тактики, оценки деятельности команды.

3. Оценка стоимости кампании. Обычно различают стоимость собственно избирательной кампании. т.е. сумму затрат материальных, денежных и иных ресурсов. приведенных к какому-либо стоимостному эквиваленту, и “стоимость победы”. когда к стоимости кампании добавляется стоимость данных избирателям и соратникам обещаний и обязательств. Обычно “стоимость победы” во много раз превышает стоимость кампании.

4. Оценка эффективности кампании. Оценка результативности и [c.72] стоимости часто предшествует более глубокому анализу эффективности кампании, когда полученные результаты сравниваются с затратами, чаще всего приведенными к стоимостному эквиваленту. Например, используются показатели стоимости одного голоса, поданного за кандидата, стоимости “перевербовки одного избирателя” (сколько надо затратить средств, чтобы избиратель, изначально настроенный против кандидата, все-таки проголосовал за него). стоимость победы на определенном избирательном участке, стоимость привлечения на свою сторону определенной группы электората, например, молодежи, стоимость повышения процента явки избирателей и т.д.

Российские избирательные кампании последнего времени сильно различаются по этому критерию. Общепризнанно, что кампания “Выбора России” на выборах 1993 года и кампания НДР на выборах в Государственную думу 1995 года были значительно дороже кампаний любых других блоков, также как стоимость кампании Б.Н. Ельцина в 1996 году значительно превышала стоимость кампаний других кандидатов. В то же время в этих кампаниях не был до конца использован потенциал влияния на избирателей региональных администраций, недостаточно эффективно была организована кампания непосредственной работы с избирателями, в чем преуспели левые партии, не имевшие в период этих кампаний столь значительных финансовых расходов.

5. Оценка по интегральному показателю. Каждый из приведенных показателей не может в полной мере служить основой оценки проведенной кампании. Поэтому часто разрабатывают интегральные системы оценок, включающие в себя перечисленные выше критерии.

Обычно различные критерии приводят к единому знаменателю через систему условных баллов, расчетов или других количественных показателей. И хотя такой подход с теоретической точки зрения трудно обосновывается, но при подключении грамотных экспертов к разработке таких показателей на практике он приносит большую пользу.

 

6. (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Оказание финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо связанные с проведением выборов, референдума бесплатное или по необоснованно заниженным расценкам выполнение юридическими лицами работ, оказание услуг, реализация товаров, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией

предмета административного правонарушения.

 

Функции и задачи, отчетные документы:

Формирование избирательного фонда Кандидата. Фаундрайзинг. Спонсоры. Утверждение бюджета кампании. Внесение избирательного залога.

Финансовое обеспечение и учет.

Утверждение официального бюджета кампании.

Начало заполнения избирательного счета Кандидата.

Ведение повседневной финансовой работы, финансового графика кампании. Контроль за правомерностью накопления и расходования средств. Помощь в издании отчетных документов в ходе и по окончанию избирательной кампании. Варианты отчетных документов. Бухгалтер.

 

 

7. Категории и типологии электората

 

Реформаторы — это люди, стремящиеся совершать восходящее движение в своей группе или повысить свой статус пе­реходом в более престижную группу. В политическом поведении квалифицированного рабочего и бизнесмена, постоянно повышающих свой уровень, может быть больше общего, чем внутри своего класса, например, с безвольным человеком, наркоманом и т. п.

 

Консерваторы — это очень важная группа, объединяющая людей, которые добиваются своего места в жизни собственными силами и очень дорожат им. Эта группа поддержит реформы только тогда, когда убедится, что они могут улучшить положение.

 

Категорию «молчаливое большинство» составляют люди, у которых вся энергия уходит на то, чтобы жить не хуже соседей. У них нет ни сил, ни времени, ни интереса к политике. Они активизируются обычно лишь во времена кризисных явлений.

 

Категория «экстремисты» представлена разными людьми, попавшими сюда по тем или иным причинам:

 

- в силу объективных обстоятельств, например, в результате кризиса еще надеются на лучшее и если ситуация не затянется, могут возвратить свой прежний социальный статус;

 

- по причинам личного свойства — спился, неуживчив, склонен к конфликтам и т. п. (виноватых начинают искать не в себе, а в обществе и прежде всего во власти). Эти люди составляют социальную основу экстремизма.

 

Типологии электората

 

Типология избирателей по критериям мотивации выбора:

 

 Лабильный тип – решение принимается под влиянием внешних факторов, может меняться и колебаться.

 

 Ригидный тип – решение принимается и не меняется.

 

 Предопределенный тип – решение принимается, исходя из вполне определенной системы значимых критериев.

 

 Спонтанный тип – проявляется неустойчивость по отношению к системе критериев и их значимости.

 

 Рациональный тип – решение принимается после взвешивания многих «за» и «против».

 

 Эмоциональный тип – решение принимается под влиянием чувств, симпатий, антипатий.

 

Типология избирателей по избирательной активности

 

 Активные избиратели – те избиратели, которые знают, за кого голосовать и активно агитируют других избирателей голосовать за выбранного ими кандидата.

 

 Позитивные избиратели – те избиратели, которые знают, за кого голосовать, но по тем или иным причинам агитировать не будут. (Вот мы - позитивные избиратели, мы знаем, за кого голосовать. Нас не надо агитировать, потому что мы все равно голосуем за своего кандидата, но мы никого не будем агитировать).

 

 Пассивные избиратели – те избиратели, которые не знают, что делать. Их позиция не определена.

 

 Негативные избиратели – те избиратели, которые вовсе не пойдут на выборы. Причины здесь разные: может быть, они не знают о выборах, а может быть, они вообще принципиально отказываются от выборов. Их называют абсентеистами. Естественно, их тоже не стоит агитировать. Почему? Потому что они вовсе не пойдут на выборы. В результате получается, что предвыборная борьба идет за пассивных избирателей, т.е. предвыборная борьба идет с прицелом на пассивных избирателей, чтобы они в большом количестве перешли на их сторону.

 

Явление абсентеизма обусловлено психологическими особенностями человека. Абсентеизм является функцией пола и возраста выборщиков. Наиболее аполитичной является молодежь, наиболее активными – люди пожилого возраста. Абсентеизм также определяется социальным статусом, образованием и уровнем доходов избирателей. Наименее обеспеченные и малообразованные, стоящие на нижних ступенях социальной лестницы граждане более аполитичны и менее активны. Способствует развитию абсентеизма рост маргинализации населения, безработица.

 

Абсентеисты — это люди, сознательно и демонстративно не участвующие в выборах. Причины могут быть самые различные: от обиды на конкретные действия властей до серьезного разочарования в политике. На Западе их число составляет примерно 20% избирателей. Не случайно выборы считаются состоявшимися, если в них приняла участие хотя бы четверть граждан, имеющих право голоса. С помощью политического митинга выявляется удельный вес абсентеистов в различных регионах страны, выясняются причины их негативного отношения к политике. Главная цель — найти особые методы работы с данной категорией избирателей, чтобы разбудить у них интерес, заставить поверить в значимость своего голоса, подтолкнуть к участию в выборах. Особенно активно к ним обращаются популисты.

8. Общая характеристика источников информации о ходе подготовки и проведения выборов в Российской Федерации

Круг источников, позволяющих получить информацию о ходе подготовке и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, достаточно широк.

Для определения роли и места данных источников в при освещении данного вопросам, их информационной ценности необходима их классификация. Существует много видов и способов классификации источников, применяемых например в исторической науке. Предлагаемая классификация носит синтетический, прикладной характер и направлена прежде всего на определение круга источников о ходе подготовки и проведения избирательных кампаний и их информационной ценности.

 

При информационном освещении избирательных кампаний можно выделить следующие основные типы источников по форме представленной информации:

Официальные источники, в том числе нормативные правовые акты, документы избирательных комиссий, политических партий, иные документы содержащие набор признаков, делающий их в соответствии с действующим законодательством юридически значимыми.

Информационные источники, прежде всего материалы СМИ, в том числе электронных (телевидение, радио). В период избирательной кампании к таковым следует относить материалы, направленные на информирование избирателей.

Агитационные материалы, т.е. специализированные материалы, созданные в процессе избирательной кампании, направленные на побуждение избирателя отдать предпочтение тому или иному избирательному объединению, кандидату. Агитационные материалы имеют четко определенные законом признаки.

Аналитические и справочные (неофициальные) источники. В данную группу объеден достаточно широкий круг материалов, содержащих сведения о подготовке и ходе выборов (непосредственно данные или результаты их обработки). Более подробная их классификация как правило возможно в связи с приведенными ниже критериями происхождения и степени обработки информации. Сюда же следует отнести неофициальные документы, в том числе неофициальные публикации нормативных правовых актов.

Источники личного происхождения, в данном случае это неофициальная позиция конкретных персоналий, высказанная устно или зафиксированная на любом носителе.

 

Под носителем в данном случае подразумевается средство передачи информации. Традиционным являются бумажные носители, т.е. печатные и рукописные источники. В современном обществе большое значение имеет информация распространяемая радио и телевидением и соответственно, – источники на электронных носителях, например, аудио и видео запись. Как отдельный вид носителя выделяются машиночитаемые документы, в том числе и созданные средствами Интернета.

 

И традиционно выделяются устные источники, носителем для которых является человек. В большинстве случаев устные источники поступают для дальнейшей работы, будучи перенесены на иной носитель – записаны (как например интервью) или обработаны либо зафиксированы программными средствами Интернета (блоги, форумы и др.).

 

Следующим критерием, необходимым для понимания всего массива источников информации, является классификация данных источников по их авторству (происхождению).

 

Следует выделить следующих основных «авторов»: органы государственной власти и государственные органы, в том числе избирательные комиссии, политические партии и общественные организации, и как отдельную группу – кандидатов и избирательные объединения как заинтересованные стороны (т.е. лиц и структуры, реализующие свое пассивное избирательно право).

 

Классификация критерию происхождения может быть очень детальной, поэтому определим довольно значительную группу «экспертов», понимая под ними организации и лиц, не являющихся непосредственными организаторами и активными участниками избирательного процесса.

 

По степени обработки (анализа) информации как правило выделяются первичные источники – содержащие непосредственно данные и вторичные, где информация обработана и проанализирована.

 

Таким образом спектр источников о ходе достаточно широк. Сеть Интернет в строгом смысле этого слова сама по себе источником не является. Как об источниках здесь следует говорить о конкретных сайтах, рассматривая их и как уникальные первичные и вторичные источники на особом носителе (официальные сайты государственных органов, СМИ, политических партий) и как библиотеки (коллекции) источников.

 

При оценке источников для использования их в дальнейшей работе следует обращать внимание на такие аспекты, как подлинность источника и его достоверность, и соответственно – информационная ценность.

 

Под подлинностью понимается соответствие источника заявленными в нем формальным признакам (атрибутам): автор, дата, атрибуты документа и др., а также соответствия копии (публикации документа) оригиналу. Следует отметить, что проблема подлинности особенно важна при работе с материалами сети Интернет. К сожалению, культура размещения данных в сети достаточно низка. Особенно это касается публикации источников (аналогичной печатным сборникам документов), при которой в ряде случаев не указывается, откуда взят данный источник. Дополнительным критерием подлинности здесь может рассматриваться размещение документов как графических объектов.

9. Первичная информация

К источникам первичной информации относят самостоятельно проведенные социологические исследования, обработанные собственными аналитиками документы, результаты сво-наблюдений - т.е. все, что является носителем еще не использованной никем информации. Иными словами, первичная информация - это сведения, собранные впервые для целей избирательной кампании.

При всех достоинствах вторичной информации без сбора первичных данных не обойтись - ведь они собираются в точном соответствии с целями кампании. Вы получаете конкретный ответ на конкретный вопрос. И только на них может опираться электоральная стратегия.

Основные источники первичной информации:

наблюдение;

личный опрос;

телефонный опрос;

почтовый опрос;

прессовый опрос;

изучение документов, материалов прессы, теле- и радиопередач, программ конкурирующих кандидатов, листовок, воззваний, писем населения и т.д.

Источниками ценной информации могут служить также экспертная и фокусная группы, специально создаваемые для прогнозирования и корректировки предпринимаемых акций. Экспертная группа создается из авторитетных ученых, профессионалов, отставных политиков для прогнозных оценок планируемых высокозатратных мероприятий.

В фокусную группу обычно входят люди, отражающие по своим характеристикам социально-демографическую структуру избирательного округа. Информация, полученная при работе с фокусными группами, позволяет определить:

что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей, на что они больше всего надеются и чего боятся;

что они в действительности думают о конкретных политиках, нравятся ли они им, пользуются ли их доверием, поддержкой;

каковы на самом деле их убеждения, глубинные ценности;

какой отклик вызывает у них информация о ходе кампании, как на них воздействуют лозунги, плакаты, рекламные ролики.

10.К источникам вторичной информации относят материалы социологических исследований, статистические данные, отчеты, программы, уже кем-то использованные для собственных целей.

Разумно начинать сбор информации с обращения к вторичным данным. Во-первых, это обходится значительно дешевле. Во-вторых, они не требуют больших затрат времени. В-третьих, у некоторых организаций могут быть такие сведения, которые Зам самим просто не получить. В-четвертых, взятые для сравнения из нескольких источников вторичные данные помогут получить в итоге более достоверную информацию.

Главный недостаток вторичной информации - она быстро устаревает и далеко не всегда дает именно те сведения, которые Вам нужны.

Обращение сначала к вторичной информации часто помогает значительно скорректировать работу в сторону сокращения затрат и времени на поиск первичной информации.

К источникам вторичной информации можно отнести:

— документы, фигурирующие на разных уровнях власти

— публикации в периодических изданиях

— книги и монографии

акции, рассчитанные на взаимопонимание с общественностью, приведут лишь к неоправданному расходу денежных средств.

Информационные потребности власти. Надо также учитывать то, что местная власть испытывает потребность в распространении следующей информации среди населения округа:

— о различных сторонах своей деятельности

— о своем отношении и путях решения экономических, политических, социально-культурных проблем региона, города, района

— оперативных данных конструктивного характера, направленных на снятие напряжения у отдельных групп общественности

— дезавуирующей, опровергающей возможные негативные публикации в прессе

— формирующей благоприятный имидж местной власти

— оценочного характера, ориентированной целенаправленно на получение обратной связи с населением, консолидацию людей.

В зависимости от целей и тактики избирательной кампании команда претендента может быть или помощником, или ограничителем, и даже противником в распространении таких сведений.

Эффективность стратегии во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации.

информация и коммуникации

Если достоверность информации можно оценить по степени соответствия ее реальному, фактическому положению дел, то полноту информации определить сложнее. Здесь относительном критерием может служить достаточность полученных свежий для принятия решений, выбора линии поведения.

Всю совокупность источников информации, необходимой для планирования и проведения кампании:

— источники первичной информации

— источники вторичной информации.

— сведения и сообщения, собранные в коммерческих исследовательских структурах.

11.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансирование. Проведения соревнований первенства России по триатлон-кроссу | Общие требования к оформлению работ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.