Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа № 1






Тема: «Упражнения по составлению заданной структуры организации»

Цель занятия: закрепление знаний организационных структур управления предприятием, их характеристик, достоинств и недостатков; формирование умений составления структуры управления конкретной организации.

 

I. Практические задания

Вариант 1

1. Опишите общие и отличительные черты функциональной и дивизиональной организационных структур.

2. На основе изучения характеристик бюрократического и орга­нического типов структур управления определите, к каким типам cтpyктyp управления относятся приведенные положения.

a) Жесткое закрепление обязанностей и прав за исполнителями.

b) Отношения, базирующиеся на формально установленных нормах, стандартах, правилах.

c) Ориентация процессов на решение проблем.

d) Изменение лидеров в зависимости от характера решаемых про­блем.

e) Оценка результатов paботы по выполнению закрепленных за ра­ботниками и отделами функций.

f) Оценка результатов по степени проявления инициативности и творчества.

g) Простая структура управления.

h) Иерархия в системе распределения функций и полномочий.

i) Групповая форма организации труда и управления.

3. Компания «Вымпелком», известная своей маркой «Би­лайн», провела структурную перестройку, необходимость которой была вызвана ее быстрым ростом. В составе компании были сформиро­ваны четыре бизнес-подразделения, каждое из которых несет ответствен­ность за один из сегментов рынка: индивидуальные клиенты Москвы и ближнего Подмосковья; корпоративные клиенты; клиенты дальнего Подмосковья и.других регионов и потребители «сопутствующих» ус­луг «Вымпелкома» - Интернета и других способов передачи данных.

Во второй эшелон новой структуры вошли так называемые центры компетенции - отделы, которые выполняют вспомогательные функ­ции для бизнес-подразделений, например дирекция по информаци­онной поддержке, маркетингoвая дирекция, абонентская служба. Спе­циалисты каждого центра готовы выполнить необходимую работу по заказу любого из бизнес-подразделений. Причем между двумя лини­ями - бизнес-подразделениями и центрами компетенции - установ­лены новые отношения: за услугу, выполненную коллегами, подраз­деление-заказчик расплачивается частью своего бюджета.

К какому виду относится созданная в компании организационная структура управления и каковы ее главные преимущества и недостатки?

Вариант 2

1. Разработайте схему организационной структуры нашего техникума.

2. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков орга­низационных структур управления и определите их вид.

А: 1) создание специализированных производственных отделений как самостоятельных объектов управления; 2) деление организации на элементы происходит по видам товаров и услуг, группам потребите­лей или регионам; 3) децентрализованная деятельность отделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций; 4) организация директивных связей по линейному принципу; 5) нацеленность на ко­нечный результат; 6) ориентированность на оперативное принятие ре­шений; 7) возможность организовать «центры прибыли»; 8) межфунк­циональная координация по каждому продукту, рынку и внутри реги­онов.

Б: 1) централизация управления на высшем уровне; 2) «шахтный» принцип построения организации и специализация управленческого процесса по функциональному признаку; 3) информация курсирует меж­ду прямыми руководителями и подчиненными; 4) высокий уровень фор­мализации во взаимоотношениях работников; 5) отношения в организа­ции строятся по принципy «руководство - подчинение»; 6) возможность воздействия только на ограниченный круг подчиненных.

3. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые отражают преимущества дивизиональной структуры управления.

a) Глубокое знание специфики продуктов, рынков и регионов.

b) Улучшение и рост информационного обмена в организации.

c) Минимизация дублирования в аппарате управления.

d) Возможность организовать «центры прибыли».

e) Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов.

f) Рост возможностей получения выгод за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменения спроса потребителей.

g) Сбалансированная ориентация развития.

h) Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации.

i) Снижение потребности в генеральных менеджерах общего профиля.

 

Вариант 3

1. Разработайте организационную структуру предприятия (фирмы), которую вы хотели бы создать.

2. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков орга­низационных структур управления и определите их вид.

А: 1) создание самостоятельного cтpyктypного подразделения чис­ленностью от 4 до 20 членов из числа управленческого и рабочего пер­сонала для решения актуальных задач; 2) автономная работа подразде­ления; 3) самостоятельное принятие решений и координация работ внутри подразделения и с другими группами; 4) возможность привле­кать для решения задач подразделения работников из других подраз­делений.

Б: 1) выделение в составе организации полуавтономных рабочих групп, каждая из которых концентрируется на выполнении определен­ной программы; 2) четко сформулированный конечный результат де­ятельности; 3) наделение руководителей программ комплексом пол­номочий в области планирования и организации выполнения работ, контроля за расходованием выделенных ресурсов, соблюдения сроков проведения работ, материального стимулирования работников; 4) вре­менная основа работы.; 5) участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; 6) ограни­чения в ресурсах, выделяемых для достижения целей.

3. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые отражают недостатки матричной структуры управления.

a) Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне.

b) Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления, рост управленческих затрат.

c) Недостаточная реакция на достижения в области науки и техники.

d) Возможный рост конфликтности, который может снизить быст­роту реакции на изменения.

e) Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций.

f) Возникновение проблем межфункциональной кооперации.

g) Усложнение централизованной координации.

h) Сложность в распределении ответственности за результаты между уровнями управления.

i) Двойственность полномочий и подчинения.

 

Вариант 4

1. Сформулируйте основные требования к современным организационным структурам и к организациям в целом.

2. Определите, какой вид структуры управления корпорацией предлагает управляющая компания, которая создана для эффективно­го управления всеми видами хозяйственной деятельности. В ее веде­нии находятся стратегические бизнес-функции, Т.е. управление ассор­тиментом, финансовыми и материальными потоками и руководящи­ми кадрами корпорации. Для осуществления своих полномочий управляющая компания предлагает создать стратегические бизнес-еди­ницы, которые будут выпускать определенные ассортиментные груп­пы продукции, отвечать за ее сбыт и послепродажное обслуживание. С этой целью в состав бизнес-единиц будут включены структуры, под­держивающие и обслуживающие их деятельность, дилерская сеть для каждой ассортиментной группы и при необходимости - центры но­вых разработок, проводящие НИР и ОКР и запускающие продукцию в производство. Деятельность отдельных бизнес-единиц будет коорди­нироваться управляющей компанией, отвечающей за реализацию стра­тегии развития корпорации в целом.

3. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков орга­низационной структуры управления и определите ее вид:

1) «решетчатая» организация, построенная по принципу двой­ного подчинения исполнителей - непосредственному руководителю базового подразделения и руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации ра­бот по конкретной программе; 2) наличие двух групп исполнителей ­группы постоянных членов, а также группы работников и специалис­тов из состава подразделений базовой структуры управления, работаю­щих на временной основе; 3) двухсторонняя связь и взаимодействие базовой структуры и временных групп.

Вопросы и тесты для проверки знаний по теме

1. Организация воспринимает человека (потенциального работника) на основании трех групп характеристик. Какая из них является наиболее важной с Вашей точки зрения:

А) физические данные и профессиональные характеристики;

Б) социальные характеристики и политические убеждения;

В) анкетные данные.

2. Дайте краткие определения следующим категориям:

- организация;

- разделение труда;

- структура организации.

3. Назовите общие черты и отличия функциональной и дивизиональной организационных структур управления предприятием.

4. Сформулируйте основные требования к современным организационным структурам и к организациям в целом.

5. Какие организационные структуры управления различными предприятиями соответствуют современному уровню развития производительных сил?

6. Назовите главные пути совершенствования управленческих структур.

7. Выберите в тесте правильный вариант ответа:

7.1. Структура аппарата управления, дополненная связями и взаимодействием отдельных органов управления, называется:

1) менеджмент;

2) организационная структура управления;

3) топ-менеджмент;

4) производственная структура.

7.2. При этой структуре деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам:

1) линейная;

2) проектная;

3) функциональная;

4) дивизиональная.

7.3. В какой структуре управления предприятием обеспечивается полное выполнение принципа единоначалия:

1) линейная;

2) проектная;

3) функциональная;

4) дивизиональная.

7.4. Какие из перечисленных типов организационных структур от­носятся к категории бюрократических:

1) линейная;

2) функциональная;

3) линейно-функциональная;

4) дивизиональная;

5) проектная;

6) матричная?

7.5. Определите, каким типам организационных структур (функциональной, дивизиональной, проектной, линейно-функцио­нальной, линейной) присущи перечисленные ниже свойства:

1) в структуре имеется закрепление связей на основе двойного под­чинeния - линейному и функциональному руководителю;

2) каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который выполняет работу по всем функциям управления и несет ответственность за работу всех сотрудников подразделения;

3) гибкость, оперативное принятие решений по межфункциональным проблемам, ориентация на новые технологии и рынки;

4) каждый подчиненный имеет несколько руководителей, выполняющиx различные функции. Связи в структуре сложные, перекрестные;

5) специализация и компетентность, быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы, ориентация на действующие технологии и рынки.

7.6. Что из нижеперечисленного относится к преимуществам линей­ных структур управления:

1) единоначалие;

2) подотчетность исполнителя одному лицу;

3) увеличенное время прохождения информации;

4) простота и четкость управления;

5) келейность при принятии решений;

6) стимулирование развития компетентности руководителя?

7.7. Что из приведенного списка относится к недостаткам функцио­нальных структур управления:

1) возможность получения противоречивых указаний исполните­лями;

2) специализация деятельности руководителей;

3) сложность разделения взаимосвязанных функций;

4) сложность контроля выполнения указаний;

5) короткое время прохождения информации?

7.8. Какие из приведенных позиций относятся к преимуществам линейно-функциональной структуры управления:

1) расширение возможности принятия компетентных решений;

2) сохранение принципа единоначалия;

3) отсутствие гибкости и динамичности процессов управления;

4) возможность привлечения высококвалифицированных специа­листов;

5) трудность регулирования отношений линейных и функциональ­ных руководителей?

7.9. К достоинствам дивизиональной структуры относятся:

1) специализация, многопродуктовость;

2 специализация, гибкость;

3) оперативность, инновационность.

7.10. К достоинствам матричной структуры относятся:

1) гибкость, инновационность;

2) оперативность, специализация;

3) гибкость, специализация.

7.11. Назовите принципы построения организационных структур управления предприятием:

1) соответствие структуры управления целям и стратегии развития предприятия;

2) единство структуры и функции управления;

3) первичность функции и вторичность органа управления;

4) уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

5) квалификация работников;

6) комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности.

7.12. Что из приведенного списка относится к требованиям при про­ектировании организационных структур управления:

1) оптимальность ступеней управления;

2) оперативность процесса принятия и исполнения управленческих решений;

3) простота структуры управления;

4) экономичность структуры управления на основе оптимального разделения управленческого труда;

5) гибкость структуры управления в соответствии с изменениями внешней среды и стратегии развития предприятия?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.