Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура и использование в повседневной жизни. Когда ребенок делает что-то неправильное, что нужно прекратить, скажите «нельзя» твердым голосом и отвлеките ребенка






 

Когда ребенок делает что-то неправильное, что нужно прекратить, скажите «нельзя» твердым голосом и отвлеките ребенка, предложив какие-то новые действия, или перенесите его в другое место. Сделайте что-то, что прекращает прежние действия и несет явный смысл сообщения: «Сделай это вместо того, что ты делал».

После того как вы сказали «нельзя», всегда хвалите ребенка даже за кратковременное прекращение действий. Уделяйте ребенку особое внимание, если он начал какую-то другую заменяющую деятельность. Очень важно, чтобы ребенок узнал «что можно делать», а не только «что нельзя делать».

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: сопровождайте слово «нельзя» соответствующим жестом, означающим «нет» или «прекрати». Убедитесь, что ребенок вас видит.

Дети с двигательными нарушениями: если у ребенка имеются очень серьезные двигательные нарушения, у вас будет очень мало возможностей говорить ему «нельзя», так что это упражнение ему не подходит. Однако убедитесь, что ребенок знает значение слова «нельзя» в других контекстах. Попробуйте говорить «нельзя», замещая «Мне это не нравится», «Я не хочу», «Не делай так» (см. пункт 10k).

 

Критерий: Ребенок обычно быстро прекращает свою деятельность, когда ему говорят «нельзя».

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12g. Идентифицирует три названных предмета или человека

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Наблюдая за ребенком в течение дня, старайтесь определить, что или кто привлекает его особое внимание. Называйте эти игрушки, зверей или людей. (Например, «Это же папа пришел», или «Это — собачка. Какая хорошая собачка. Погладь собачку», или «Это мячик. Давай покатаем мячик. Толкни мячик ручкой, вот так» и т.д.).

Привлекайте внимание ребенка к тем предметам, которые вы называете. Смотрите на них, указывайте пальцем. Если можно, давайте их в руки ребенку. Если вы несете ребенка на руках, дайте ему дотронуться до названного предмета, а потом чуть отступите назад так, что его рука еще будет протянута к этому предмету, но не касается его. Протяните туда же и свою свободную руку, снова называя предмет и говоря о нем. Если ребенок еще не подражает вам, указывая пальцем, физически помогите ему осуществить это движение. Держите его руку в направлении того же предмета, на который указываете вы, и говорите при этом: «Видишь...?» (называя предмет).

Начинайте спрашивать ребенка «Где...?», называя вещи, зверей, людей, имена или названия которых вы уже много раз произносили. Если ребенок не показывает на этот объект или другим способом не демонстрирует, что он понял, о ком (чем) идет речь, скажите: «Да вот же он, здесь. Видишь...?» Можете не только сами показать пальцем, но и вытянуть в этом направлении руку ребенка.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: если ребенок имеет очень слабое зрение, он не сможет указывать на предметы. Вместо этого научите ребенка определять предметы на ощупь, запах и звук. Называйте предметы или людей, к которым ребенок прикасается или как-то иначе исследует. Также научите ребенка «изучать» обстановку, передвигая руку по поверхности предметов, чтобы он понимал, где он находится. Чтобы проверить понимание названий, поместите 2-3 предмета так, чтобы ребенок мог их легко обнаружить, и скажите: «Найди...», или если знакомый человек вошел в комнату, сел и заговорил, скажите: «Где...?», чтобы увидеть, может ли ребенок подойти к человеку. Исправляйте ошибки, помогая ребенку дальше исследовать предмет, о котором вы его спрашиваете, и тот, который он нашел, чтобы ребенок мог понять разницу.

Дети с нарушениями слуха: сопровождайте свои слова жестами, когда учите ребенка названиям предметов и именам людей.

Дети с двигательными нарушениями: ребенок не может показать рукой вследствие двигательных нарушений, используйте взгляд как «индикатор» понимания.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок идентифицирует 3 предмета или человека, названия или имена которых были произнесены или показаны жестами. Большинство детей показывают рукой или пальцем. Также ребенок может прикасаться или брать предметы, которые были названы. Вместо указания рукой ребенок с двигательными нарушениями может указывать взглядом.

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12h. Выполняет просьбу «Дай мне»

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Когда ребенок занят игрой с маленьким предметом или игрушкой, попросите: «Дай мне...», - и протяните руку. Если ребенок не дает вам игрушку, деликатно отберите ее у него, скажите: «Спасибо», - и сразу же отдайте ее обратно ребенку. Сделав это быстро и весело улыбаясь при этом, вы сможете легко превратить такую процедуру в приятную и интересную для ребенка игру. Возможно, ребенок вскоре начнет сам, не дожидаясь просьбы, протягивать вам игрушку. Обязательно говорите «спасибо» и возвращайте игрушку обратно.

Однако у детей бывают любимые игрушки, с которыми они предпочитают не расставаться. Не просите такую игрушку у ребенка до тех пор, пока у него по вашим наблюдениям не сформируется твердая уверенность, что вы всегда возвращаете взятую игрушку и на вас вполне можно положиться.

Не надо забирать у ребенка игрушку, если он очень огорчается или протестует.

 

В повседневной жизни:

 

Демонстрируйте многократно в течение дня звучание и смысл фраз со словом «дать». Если ребенок тянется за чем-то во время еды, скажите: «Тебе дать это? На». Протягивая ребенку или кому-то другому за столом что-то вкусное, говорите «Дать тебе...?»

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: если ребенок имеет серьезные нарушения зрения и не может видеть руку, протянутую к нему, прикоснитесь к ребенку, говоря: «Дай мне...»

Дети с нарушениями слуха: сопровождайте свои слова жестами, работая с ребенком, имеющим нарушения слуха.

Дети с двигательными нарушениями: пропустите это упражнение, если ребенок не может отпустить предмет или подтолкнуть его к вам. Продолжайте разговаривать о том, что значит «давать», предлагая предметы ребенку или другим людям. Говорите о том же самом, когда целуете, обнимаете или как-то по-другому проявляете привязанность к ребенку, и попытайтесь создать ситуацию, чтобы ребенок действовал так же.

 

Критерий: ребенок систематически отвечает на просьбу «дай мне» (переданную на словах или жестами), отдавая взрослому то, что тот просит.

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12i. Выполняет простые команды

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

В течение дня многократно возникают ситуации, когда можно и нужно попросить ребенка что-то сделать. Старайтесь формулировать эти просьбы максимально просто и понятно («Положи ложку на стол», «Принеси мне книжку», «Отдай это Маше» и т.д.). Всегда как-то выражайте свою радость от того, что ребенок выполнил просьбу.

Если ребенок не выполняет ваших указаний, показывайте ему, что вы от него хотите. Можете также физически помочь ему осуществить ту последовательность действий, которая предполагалась вашей просьбой. И в этом случае тоже выразите свое удовольствие и одобрение.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: работая с детьми с нарушениями слуха, сопровождайте слова жестами.

Дети с двигательными нарушениями: если ребенок имеет значительные двигательные нарушения, легко забыть о том, что можно просить о чем-либо. Важно внимательно обдумать, что ребенок способен делать и как можно использовать это при обучении его пониманию языковых концептов, выраженных в простых командах (например, «туда», «сюда», «здесь», «там»). Если ребенок совсем не может двигаться, учите его с помощью движения глаз: «Посмотри на меня», «Посмотри на...», «Посмотри вверх», «Посмотри вниз» и т.д. Также убедитесь, что ребенок находится в таком положении, что имеет много возможностей для наблюдения за тем, как дети без двигательных нарушений выполняют описанные команды.

 

Критерий: Ребенок выполняет как минимум три разные простые команды, выраженные словесно или жестами.

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12j. Узнает наиболее знакомые предметы, когда их называют

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Смотри процедура и использование в пункте 12g.

 

Адаптация процедуры:

Смотри «Адаптация процедуры» в пункте 12g.

 

Критерий: Ребенок идентифицирует большинство знакомых объектов (как минимум 10), когда их называют словами или жестами. Идентификацией может быть признан четкий ответ, включая прикосновение, указывание, передачу и взгляд.

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12k. Адекватно отвечает «да» или «нет» на вопросы

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

В течение дня задавайте ребенку простые вопросы, требующие ответов «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?» или «Это мой ботинок?» (когда вы держите у своей ноги ботинок ребенка). Начинайте с вопросов, на которые ребенок наверняка знает ответ.

Подождите несколько секунд, давая ребенку понять, что вы ждете от него ответа. Если ребенок не отвечает, продемонстрируйте ожидаемый ответ. Например, покивайте головой и скажите: «Да, ты хочешь яблоко», или покачайте головой и скажите: «Нет, это не мой ботинок, это твой ботинок». Если ребенок еще не умеет говорить «да» и «нет», помогите ему кивнуть или покачать головой.

Поправьте ребенка, если он явно ошибся. Однако, если ребенок дал неожиданный ответ на вопрос «Ты хочешь?», не надо его поправлять. Действуйте в соответствии с ответом ребенка. Например, ребенок ответил «нет» на вопрос «Ты хочешь яблоко?» (сказал или покачал головой). Скажите: «Нет? Тогда я сама съем это яблоко». Если ребенок огорчиться, скажите: «Ты, наверно, ошибся. Ты сказал нет (покачайте головой), а хотел сказать да (кивните головой)».

Важно, чтобы ребенок понял, что его ответам верят и действуют так, как он сказал.

 

Примечание: Дети часто учатся отвечать «нет» раньше, чем говорить «да». Они могут на каждый вопрос говорить «нет». Будьте последовательны и действуйте согласно тому, что ребенок сказал, а не тому, что, по вашему мнению, он думал. Это лучший способ помочь ребенку эффективно общаться.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: используйте как слова, так и жесты, задавая вопросы ребенку.

Дети с двигательными нарушениями: если ребенок не может ни двигать головой, ни говорить достаточно хорошо, чтобы можно было различить «да» от «нет», попытайтесь определить, какие два вида его поведения вы хорошо различаете и научите использовать их как ответ «да» и «нет». Например. Вокализация простого гласного звука может быть принята вами как «да», а поворот головы как «нет». Говоря с ребенком, используйте эти его знаки, воспроизводя их, чтобы закрепить у ребенка модель поведения.

 

Критерий: Ребенок всегда адекватно отвечает на вопросы «да» и «нет». Адекватность ответа определяется последующим поведением ребенка, если взрослый поступает так, как ребенок сказал.

 

 

Область 12. Ответы на общение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.