Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ситуация развития

Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития. В психологии этот период назы­вают переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подростково­го возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сме­няется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуве­ренность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном пе­риоде развития. Кризисные, негативные явления подрост­кового возраста С. Холл связывал с переходностью, проме­жуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для та­кого объяснения очевидны. Подростковый возраст харак­теризуется бурными изменениями в анатомии и физиоло­гии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбу­димость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой при­чины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и срав­нения себя с другими [20. С. 292].

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки.Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают каче­ственно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различ­ных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обу­чение. У подростка появляется осознание себя как учас­тника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с под­ростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.



Внутренние предпосылки.В этот период происходит бур­ный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на централь­ную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созре­вания различных органических систем в этот период при­водит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздра­жительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосы­лок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

♦ «эгоцентрическая» — интерес к собственной лич­ности;

♦ «доминанта дали» — установка на большие масштабы;

♦ «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению,
к сопротивлению (упрямство, протест);

♦ «доминанта романтики» — стремление к риску, геро­
изму, к неизвестному [18. С. 293].

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относитель­но четырех основных сфер: тела, мышления, социально! жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно корот­
кого периода тело подростка претерпевает значительные из­
менения. Это влечет две основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телеснТ>го образа «Я» и
построения мужской или женской идентичности;

2)постепенный переход к взрослой сексуальности.



2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной
сферы подростка характеризуется качественными и коли­
чественными изменениями, которые отличают его от дет­
ского способа познания мира. Становление когнитивных
способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влия­
ние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием
группы сверстников, выступающей источником референт­
ных норм поведения и получения определенного статуса.
Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответ­
ствии с двумя задачами развития:

1) освобождение от родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоци­
альной идентичности, лежащее в основе феномена подростко­
вого самосознания, включает три основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного
«Я», включающей детское прошлое и определяющей проек­
цию себя в будущее;

2)осознание себя как отличного от интериоризованных
родительских образов;

3)осуществление системы выборов, которые обеспечива­
ют цельность личности (профессии, половой идентичности
и идеологических установок).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Придание презентации нужного внешнего вида | У ДІТЕЙ

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал