Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как поступить, если следователь возбудил уголовное дело






Если спорная ситуация по уплате налогов обернулась возбуждением уголовного дела, то в первую очередь следует обратить внимание на некоторые процессуальные вопросы расследования уголовных дел. Так, можно определить, находится ли дата возбуждения уголовного дела в пределах срока проведения проверки по материалам, поступившим к следователю. Напомним, этот срок равен 30 суткам с момента получения следователем материалов (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). Также необходимо выяснить, направил ли следователь прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела — такое требование прямо предусмотрено частью 4 статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса. В противном случае можно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела немаловажно учитывать и сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Если эти сроки истекли, то следователь не может возбудить уголовное дело, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению (ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В случае с налоговыми преступлениями этот фактор играет весьма важную роль. Так, по данным Судебного департамента, при Верховном суде в 2013 году в отношении 167 человек уголовное преследование по налоговым преступлениям было прекращено в связи с истечением сроков давности. При этом всего к уголовной ответственности по этим составам суды привлекли 449 человек. Получается, что практически каждое третье уголовное дело по налоговым преступлениям прекращается в связи с истечением срока давности.


Более того, Пленум ВС РФ рекомендовал судам при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, принятые в порядке гражданского судопроизводства и имеющие значение для разрешения уголовного дела (п. 9 постановления № 64). Поэтому при наличии спорных ситуаций по уплате налогов важно использовать все предусмотренные законодательством способы обжалования решения налогового органа.

 

В случае уголовного преследования важно ориентироваться на разъяснения, которые дал Пленум ВС РФ в постановлении от 28.12.06 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — постановление № 64). Пленум ВС РФ, в частности, указал, что уклонение от уплаты налогов можно совершить только с прямым умыслом и с целью полной или частичной неуплаты налогов (п. 8 постановления № 64). Поэтому следователю надлежит установить и доказать вину, а также цель преступления. При определении вины ВС РФ рекомендует учитывать обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения. Они перечислены в статье 111 Налогового кодекса.

В частности, вину исключает выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Такие разъяснения должны быть даны непосредственно налогоплательщику или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (как правило, это ФНС России и Минфин России). Независимо от даты издания документов для своей защиты можно применять лишь те, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых было совершено налоговое правонарушение. Причем разъяснения не применяются, если они основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. Несмотря на ряд строгих требований к таким разъяснениям, для минимизации рисков целесообразно обращаться за официальными разъяснениями в уполномоченные органы.

Кроме того, важно помнить о том, что избежать привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям можно, возместив на стадии расследования уголовного дела ущерб, причиненный государственному бюджету (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ). При этом возмещение ущерба — это уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом и с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Причины изменения порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям Снижение количества уголовных дел происходило на фоне устойчивого роста собираемости налогов Представители бизнеса и системы правоохранительных органов кардинально расходятся в оценках эффективности усложненного порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Официальная статистика Судебного департамента при Верховном суде говорит о тенденции к уменьшению числа осужденных по таким преступлениям. За 2009 год было осуждено 2114 человека, за 2010й — 1039, за 2011й — 662. После вступления в силу особого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым статьям за 2012 год осуждено 519 человек, за первое полугодие 2013 года — 210. Но интересно изучить и статистику ФНС России по собираемости налогов. Так, за 2011 год в бюджет поступило 9 720 млрд рублей, за 2012 год — 10 959, 3 млрд рублей. За первое полугодие 2013 года уже собрано 5 432 млрд рублей. Из этих данных видно, что на фоне снижения числа обвинительных приговоров по налоговым преступлениям статистика налоговых органов показала устойчивую тенденцию к росту собираемости налогов. Выводы напрашиваются сами собой.

 

Вы внимательно прочитали статью? Тогда ответьте на вопрос: В компании еще не было выездной налоговой проверки за 2013 год. По итогам камеральных проверок налоговых деклараций за этот период никаких налоговых нарушений установлено не было. Если кто-то из сотрудников заявит в правоохранительные органы о том, что компания занижает налоги с помощью незаконных схем, может ли следователь возбудить уголовное дело по налоговой статье, учитывая, что инспекция еще не установила факт налоговых правонарушений и даже не нашла недоимку?
Да, может.
Нет, не может.

Федеральный закон № 308-ФЗ изменил порядок возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198 – 199.2 УК РФ). Если раньше следователь мог возбудить уголовное дело по таким составам только после поступления материалов из налогового органа (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ в прежней редакции), то теперь поводом к этому могут стать любые источники информации о преступлении.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.