Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На работу не вернулся






Окончив факультет международной экономики, Акимов, конечно, мечтал поработать за границей. После первой деловой поездки в Японию в 1977 году случай получить еще одно назначение представился довольно скоро. В 1978 году он на полгода отправился на стажировку в Люксембург в East-West United Bank, а в 1981 году — в Швецию, договариваться с экспортным агентством о кредите на $100 млн. День приезда в Стокгольм, 13 декабря, Акимов хорошо запомнил: в Польше было введено военное положение, которое продлилось полтора года. Опасался, что уедет из Швеции ни с чем, но переговоры все же прошли успешно. Вскоре после этой поездки Акимов получил многократное разрешение на выезд за рубеж и побывал во многих странах, в том числе и в Швейцарии — в знаменитом совзагранбанке «Восход Хандельсбанк» (Wozсhod Handelsbank).

Все совзагранбанки должны были содействовать кредитованию СССР и стран соцлагеря. А у швейцарского банка была еще и эксклюзивная функция — торговать золотом по заданию Политбюро. Было и поручение манипулировать ценами на золото. В своей книге «История советских и российских банков за границей» со ссылкой на очевидцев тех событий Николай Кротов писал, что золото из СССР перевозили в Швейцарию под креслами пассажирских самолетов. «Подключение Союза к мировому рынку привело к тому, что мы начали серьезно влиять на мировую цену золота. Мы были номером два среди стран-поставщиков после ЮАР. Они давали 700 т золота из мирового ежегодного объема 1100–1200 т, мы — 200–300, иногда поболее», — вспоминал в интервью «Эксперту» в 2000 году валютный директор Wozсhod Handelsbank Юрий Карнаух.

Но в 1984 году в Wozсhod началась проверка по линии Внешторгбанка, а потом — банкротство. Вскрылось, что один из трейдеров открыл большие позиции, поставив на рост цены золота и на падение курса доллара, но проиграл. Позже Виктор Геращенко, много работавший в системе совзагранбанков, вспоминал, что «потеряли мы тогда в Швейцарии достаточно много денег». Акимову поручили «разобрать кредитный портфель» Wozсhod Handelsbank. Ему потребовалась помощь аудитора, и он решил привлечь Pricewaterhouse. Но московские товарищи засомневались, вспоминает, улыбаясь, Акимов: не является ли Pricewaterhouse порождением американского империализма? Он подготовил справку о том, что у компании, существующей с XIX века, английские корни. После этого Pricewaterhouse допустили до балансов швейцарского совзагранбанка. Убеждать работать с советской структурой и обязательно открывать офис в Москве пришлось и Pricewaterhouse. «Объяснял им, что Россия в будущем — это огромный рынок, но они не верили: ведь тогда в СССР только рассуждали, давать ли землю в аренду», — вспоминает Акимов.

Выполнив свою работу в Wozсhod Handelsbank и пройдя «проверку», через несколько месяцев Акимов получил возможность жить в Цюрихе, заняв должность заместителя генерального директора швейцарского отделения Внешторгбанка (правопреемник Wozсhod Handelsbank). Еще через два года в возрасте 34 лет Акимов переехал в Австрию, получив назначение на пост генерального директора Donaubank. Можно ли в таком возрасте возглавить совзагранбанк, не будучи сотрудником спецслужб? «Это было необязательно, — уверяет Симонян, познакомившийся с Акимовым во времена Donaubank. — Он был молодой, но очень умный и уже со связями за рубежом. Хорошо знал Австрию и людей в Австрии». Сам Акимов объясняет Forbes, что его карьера в совзагранбанках развивалась при Михаиле Горбачеве, который и сам в 47 лет стал самым молодым партийным функционером, а в 1985 году — генсеком ЦК КПСС. Лозунг «Дорогу молодым» действительно имел место, подтверждает экономист Олег Ожерельев, который в те годы заведовал сектором экономических наук ЦК.

Акимов, обосновавшийся за границей в апреле 1985 года, с самого начала перестройки, был очень увлечен идеями экономических преобразований в СССР. Он искал новые направления развития Donaubank, «имея предвидение», вспоминает Лякин: «Процесс изменений в Советском Союзе шел, появлялось все больше субъектов, которые имели право заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе совместные предприятия». В банке появились новые подразделения, они расширяли спектр деятельности. Например, Donaubank при Акимове начал устраивать международные конференции. Собирали иностранцев в Нью-Йорке, привозили делегации из СССР, проводили семинары, объясняя, что происходит в стране, и хорошо на этом зарабатывали: с каждого участника конференции брали по $1000.

Так Donaubank стал одним из опорных пунктов для приезжающих из СССР для обмена опытом. Однажды во время одной из таких поездок в Австрии оказался Ожерельев. Экономист вспоминает, что ночевал прямо в офисе Donaubank — дворце Коллоредо-Мансфельдов XIX века на Рингштрассе. Через Ожерельева, которого радушно принял в Вене, Акимов потом и передавал свои письма Горбачеву с советами насчет перестройки. Он вообще любил принимать людей с неординарным мышлением, всячески поддерживал реформаторов, вспоминает Райр Симонян, в те годы работавший в Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР.

В дальнейшем эти связи, завязавшиеся в 1980-е, помогли Акимову в его собственном бизнесе. Еще в 1985 году, переехав в Цюрих, он задумал создать компанию — финансового консультанта по привлечению инвестиций в СССР. Время для этого пришло в 1990 году, когда закончилась его командировка в Donaubank. Акимов зарегистрировал в Швейцарии группу компаний Investment Management & Advisory Group (IMAG) и из командировки в Австрию не вернулся: в назначенный срок не вышел на работу в московский офис Внешторгбанка, и его заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.