Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ща-а-у-у.






Ау!

А эхо ему отвечает:

Ча-а-у-у...

И братец Щ запищал

Ау!

А эхо ему отвечает:

Ща-а-у-у...


И тут увидели братцы две бревенчатые избушки друг против дружки, а из окошек выглядывают подружки-гласные. Смеют­ся, хохочут. Одна: «А-а-а!», и другая в ответ: «У-у-у!» Вот и по­лучается у них вместе: «Ау!»


Выбежала буква А на крылечко, выбежала и буква У. Встре­чают да привечают они братцев Ч и Щ, обещают дорогу домой показать. Но сначала щавелевыми щами и горячими калачами угощают, чаю наливают, весело разговаривают, про чудесную чащу рассказывают:

Сначала солнце просыпается, Лучи сквозь тучу пробиваются

И освещают чащу,

Даря тепло и счастье.



 


И так подружились мягкие согласные Ч и Щ с гласными А и У, что встали они в пары и решили никогда больше не расставать­ся. ЧУ и ЩУ в ладоши хлопают, а ЧА и ЩА распевают:

Трещат кузнечики,

Мычат в лугах телята,

Над морем чайки

Вьются и кричат.

В густых колосьях Шустрые мышата,

Играя в прятки,

Весело пищат.

И с тех самых пор во всех слогах, во всех словах после мяг­кой согласной буквы Ч всегда стоят А или У, и после мягкой согласной Щ всегда пишутся А или У.



 


Набрали ягод, взялись за руки дружные слоги ЧА и ЩА и по­мчались сквозь чашу вприпрыжку домой. Да вдруг слышат, как им вслед кричат грачата:

Бельчатам, галчатам,

И бойким зайчатам,

И всем остальным малышам

Напомним, что с А

Надо всегда

В слове писать

ЧА и ЩА!



 


ЧУ и ЩУ, как и обещали, набрали грибов и ягод, взялись крепко за руки и помчались вдоль речушки домой. Да вдруг услышали из воды:

Щука говорит лещу:

— Схвачу тебя и утащу!

Я научить тебя хочу,

Чтоб с У писал ты

ЧУ и ЩУ!


Я молЧУ — они Я пиЩУ — они Я таЩУ — они Я ворЧУ — они Они вертят — я Они уЧАт — я Я криЧУ — они Я стуЧУ — они Они свистят — я Они грустят — я Они летят — я Они треЩАт — я


Постараемся правильно написать глаголы в единственном и множественном числе, подчеркнём дружные пары. Вспом­ним сказку о том, как подружились буквы и всегда мягкие со­гласные звуки Ч и Щ с буквами и гласными звуками А и У.


Мишка, мой матерчатый, Спи в пижамке клетчатой! Я тебя качаю, Песню напеваю: «Дождь, не лейся часто, Стало так ненастно, Плачут все осины, Клёны и рябины, Чахнут травы и листва -Осень в чащу к нам пришла».

 



 



 


 

За этим забором

Овч__ рка живёт,

Дом сторожит

У дощ__ тых ворот.

Любит своих,

Не пускает ч__ жих

И не прощ__ ет

У Коли колья Для частокола. Частокол у Коли Будет из кольев.

Грубых и злых.

Хотите научиться чисто и быстро произносить скорого­ворки? Сначала прочитаем первую строчку два раза очень медленно, затем читаем все быстрее и быстрее.

Потом учим вторую строчку. Стараемся чётко и ясно проговаривать каждый слог, каждое слово, особенно окон­чания слов.



 


Чего только нет в старом чулане! Посмотрим внима­тельно на эту весёлую картинку и найдём предметы, в названии которых есть слоги ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Выпишем эти слова в два столбика и подчеркнём наши дружные пары.



ЧА-ЩА

Аккуратно раскрасим слоги.


ЧУ-ЩУ




У коровы — У лисы — У белки — У грача — У волка — У зайца — У свиньи — У лошади — У кролика — У галки —


Допишем, как называют детёнышей этих животных и шпиц. Только не будем торопиться, сначала произнесём, проверим себя.


 



В дремучей чаще по ночам Не спится сразу двум сычам. Один бурчал: — Кричать хочу, Вот полечу и закричу! — Нельзя кричать, — Ворчал другой, — Сиди как можно тише! И ты услышишь, как порой Пищат под ёлкой мыши.

Посчитаем, сколько выделенных слогов надо подчеркнуть.

Мимо сивуча Плывёт чавыча. Нелегко сивучу Поймать чавычу.


Незадача Вот какая неудача — Не решается задача! Борщ поела я сначала, Телевизор я включала, После как-то невзначай Пролила горячий чай! Обещала я братишке Почитать о чуде в книжке За окном уже темно. Покричала я в окно, Но никто не отвечает И никто не выручает! Целый день я так грущу, Час, другой ответ ищу. Вот какая незадача — Не решается задача! Посчитаем, сколько слов с ЧА—ЩА и с ЧУ—ЩУв этом сти­хотворении, и выпишем их. Ведь для внимательных ребят это совсем несложная задача.

ЧА-ЩА

ЧУ-ЩУ

 


Под чудесные частушки При свечах в одной лачужке Симпатичные девчушки Чуни-лапотки плетут. А вот в Дымкове девчушки Лепят яркие игрушки, Ловко лепят и поют. Две слепили двух крольчат, Одна — трёх зайчат, Одна — трёх бельчат, Одна — двух галчат.

Сколько чудесных девчушек сделали сколько чудных игрушек?

 

2+1+1+1=

 

2+3+3+2=

 


 

Ответ: ч___ десных девч__ шек

сделали ч_ дных игрушек,


Поможем решить эту задачу девочке, которая всё время отвлекается и никак не может сделать уроки.


Что за чудный мост такой, И жемчужный, и цветной, Вдруг поднялся над рекой?

(радуга)

Ч__дные ушки у зай__т,

Чудесные зубки у бель__т,

 

Колючая шубка у ежа, Блестящая шкурка у моржа.



Подчеркнём выделенные только безударные слоги, а про­пущенные буквы вставим.


Нас оно встречает Щавелевыми щами, Кормит, угощает Борщами, овощами, Щедро привечает Жаркими лучами. (лето)

Щука быстра, На добычу шустра, А не может поймать Леща с хвоста.

Запомним, как пишется слово ЩАВЕЛЬ. Обратим вни­мание на то, что ударение надо ставить на второй слог. Повторим, запомним, чтобы писать и произносить пра­вильно.


Чего только не нарисовал здесь художник! Посмотрим внимательно на эту весёлую картинку и найдём предме­ты, в названии которых есть ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Выпи­шем слова в два столбика и аккуратно подчеркнём друж­ные пары.





Часто-часто Чищу чушку, Щекочу я Чушке брюшко. Пусть не будет Грязной чушкой, Станет розовою хрюшкой! Станет чистой — научу С буквой У Писать ЧУ, ЩУ.

У ткача нет ткани Для девчушки Тани. Отыщу парчу, Отнесу ткачу. Дам ткачу я ткани Для девчушки Тани.


Попробуем прочитать быстро эти чистоговорки.



Я маг, волшебник, Чародей Читать, писать Учу детей.  

(учебник)

Замечательно, чудесно Самому уметь читать! Заме___ тельно, _______десно

 

 

Узнавать

Стучат, стучат И не молчат. Прислушаешься чутко Услышишь, Как они ворчат: — Ты береги минутку! (часы)

И много знать!


Вставим пропущенные буквы, найдём и подчеркнём вы­деленные безударные слоги.


Князь защищает

Свой народ,

Державу защищает.

На льду

Жестокий бой ведёт

И жалости не знает.

Тут кони мчат,

И льды трещат,

Враги друг друга

Не щадят.

Смешались

В тесном круге

Щиты, мечи,

Кольчуги!

Но победил князь Невский

 

 

Тех рыцарей немецких!


Прочитайте книгу «Александр Невский» в нашей заме­чательной серии «История России», и вы узнаете много интересного не только о том, как во время Ледового по­боища на Чудском озере русичами был разгромлен враг.




Щ__ вель в лугах ищу Для борща и щей. Всех в доме угощу: Нет ничего вкусней!

Целый день я хлопо Всё в гнездо своё та_

Разбудить кого хо__ — Очень громко затре__: Глазки, соня, открывай, Утро новое ветре__ й!  

 


 


(сорока)

Вставим пропущенные буквы. Поставим правильно уда­рение в слове щавель. Если забыли, посмотрим на стра­нице 19.

 



У Иван Иваныча Грядки не в порядке,

У Иван Иваны__

Зарастают грядки Диким молочаем, Частым иван-чаем. Надо среди грядок

Навести порядок.

 

 

На голове
Чугунный горшок.
На палке в руке —
Чахлый пучок.
Птиц с огорода гоняет

Гал__ т и гра__ т пугает


Вставим пропущенные слоги, аккуратно подчеркнём выделенные безударные слоги.


(подъемный кран)

То худа, то полна,

И ч__ десна, и ч__ дна.

По ноч__ м не спит она.

Среди частых ярких звёзд Занимает главный пост.

Человеку помогаю — Дом до неба поднимаю: Ч__ дной шеей повер___, Груз тяжёлый подхва____________________.

(луна)



Аккуратно впишем всегда мягкие Ч и Щ синим цветом, гласные А и Украсным цветом.


Так случается порой, Что из тучи грозовой Льдинки круглые летят. Называют это


Крик журавлиный Печально звучал, Клин на чужбину От нас улетал. — Прощайте! Прощайте! Весной возвращайтесь! — Шептали печально Осенние чащи.

О каких признаках осени мы прочитали? Какие ещё из­менения происходят в природе с приходом осени? Как животные и птицы готовятся к зиме?


Посмотрим внимательно и найдём пчёл, которые пря­чутся от щурков и учат их русскому языку. Посчитаем, на сколько больше пчёлок, чем юрких щурков.

На обрыве у реки В норках прячутся щурки. Пища им знакомая: Это — насекомые.

До того щурки красивы, Разноцветные на диво! Перышки их чудные, Ярко-изумрудные.






Целый час кричал Архип, Через час Архип охрип: — Я теперь уж не кричу, Я тихонько вам шепчу:  

Посмотрим внимательно, на что не обратил внимания ненаблюдательный Архип.




 






Громы и молнии мечут, Чащи от засухи лечат. Приходят они и грохочут, Уходят — трусливо бормочут.

 

 

По горизонтали:

1. В старину защищала воинов от стрел врагов.

5. Освещает ….солнца.

6. Актеры учат …

7. Птица.

8. Предмет мебели.

9. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.

10 Характер.

 

По вертикали:

2. Маленькая ветхая избушка.

3. Детский писатель.

4. Птенцы галки.

Ответы:

По горизонтали:

1. кольчуга.

5. луч

6. роль

7. чиж

8. шкаф

9. яма

10 нрав

 

По вертикали:

2. лачужка

3. Чарушин

4. галчата

 


 
 




Bomкакие чудеса! Чудеса нам, да какие, Обещают сны ночные! Если только захочу, Я за тучу полечу, Где щуки мычат, Зайчата рычат, Где чайки мурлычут, А не кричат!

На небесах — смотрите сами! — Летит корабль под парусами, Большая щука от леща Плывёт, от страха трепеща. Волчата мчатся от зайчат — Как-будто те их съесть хотят. Но ветер вдруг подул слегка — И вот умчались _ _ /_ _ /_ _.


Весёлые подсказки. Русский язык

Популярное пособие для педагогов, родителей и детей Для младшего школьного возраста






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.