Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неспособный апостол






Всю жизнь Павел считал, что недостоин быть слугой Христовым. Об этом он говорил в Еф.3: 8 и 2Кор.4: 1. Об этом же он пишет и в 1Кор.15: 9-10: " Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною".

Павел однозначно заявляет, что недостоин быть апостолом, но поставлен таковым по благодати Божьей - не по заслугам. В стихе 10 ход мыслей Павла меняется: слово " благодать" в предложении " но благодатию Божиею есмь то, что есмь" может значить как " незаслуженное Божье расположение", так и " силу Божию". Если вспомнить сказанное о наименьшем из апостолов (ст.9), то слова его значат: " Я недостоин быть апостолом, но стал им лишь по незаслуженному мною расположению Божьему".

Зная же, как продолжит Павел стих 10 и что скажет о влиянии благодати на служение, смысл можно передать и так: " Лишь силой Божьей я выполняю апостольское служение". Думаю, что в данном стихе Павел говорит о благодати в обоих смыслах. Он не вдается в богословские тонкости понятия " благодать", а говорит от чистого сердца, однозначно заявляя: Божьей благодати хватит, чтобы восполнить отсутствие в нем достоинств, дать силы к служению. Словами " Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" он поясняет: " Апостолом я стал лишь потому, что Бог незаслуженно явил мне Свою благодать и дает возможность трудиться для Себя, восполняя мои силы". Дарованная ему сила Божья - тоже незаслуженная благодать.

Подобно Павлу, мы с вами нуждаемся в обоих проявлениях благодати, ибо как и он - недостойны и бессильны. Например, школьный совет проводит предварительные собеседования с кандидатами на должность директора школы, чтобы выбрать человека с твердым характером (достойного), и опытного профессионала (подходящего на должность). Ряд кандидатов - люди достойные, но не компетентные; другие - компетентные, но не достойные; а совету школы нужен человек и достойный, и компетентный. Богу ни того, ни другого не нужно. Слава Его в том, что на службу Себе Он призывает людей, которых нельзя назвать ни достойными, ни компетентными и дает им достоинство (но не в самих себе, а во Христе). Он оснащает их всем необходимым для служения, совершая в них труд Духом Своим.

Послушайте, как эта мысль отражена в Кол.1: 28-29: " Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол.1: 28-29). Свое достоинство Павел обрел в Христовом достоинстве, а силу - в Христовом могуществе.

Во 2Кор.2: 14-17 он говорит о служении благовестника, от которого, собственно, зависят жизнь и смерть человека. Верующий уходит в вечную жизнь, а неверующий - в вечную смерть. Признавая значимость труда благовестника, Павел восклицает: " И кто способен к сему? " (ст.16).

Вы можете рассказывать о Христе соседу, сидя дома на кухне, а можете проповедовать большому собранию. Но в любом случае вы для кого-то будете " запахом смертоносным", а для кого-то - " запахом живительным". Кто к сему способен? В воскресное утро вы стоите перед классом, в котором сидят мальчики и девочки. Вам кажется, что вы не делаете ничего значительного, но вспомните, сколько взрослых людей свидетельствовалио своем обращении к Богу благодаря тому, что услышали и узнали в воскресной школе? Кто к сему способен? Вы разговариваете о Боге с молодым человеком. Потом он вырастает, становится миссионером и переводит Новый Завет на язык какого-нибудь племени, члены которого будут, в свою очередь, благовествовать соседям. Кто к сему способен?

На этот вопрос и отвечает Павел: " Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога" (2Кор.3: 5).

Если вы чувствуете себя неспособным служить Богу, то знайте: вы не одиноки! То же чувствовал и Павел, хотя если и был в истории христианской церкви человек, имевший достаточно оснований полагаться на собственные силы, то это, конечно же, Павел: блестящий богослов, одаренный благовестник, неустанный устроитель церквей, стратег миссионерской работы. Он хорошо понимал разные культуры (" Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев... Для чуждых закона (язычников) - как чуждый закона" - 1Кор.9: 20-21). Но, тем не менее, Павел не считал себя способным.

Мы не способны - способности нам дает Бог. Об этом говорит Павел в 1Кор.15: 10: " И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их других (апостолов) потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (15: 10). Божья благодать и Божья сила были с Павлом, причем так обильно, что он даже говорит: я потрудился более других апостолов. Заявление очень серьезное. Может показаться, что Павел хвастает. Эти его слова всегда меня смущали: я-то думал, что хвастовство - не в характере смиренного Павла! Но потом я понял, что Павел вовсе не хвастает. Нет, он восхваляет Божью благодать, которая позволила ему потрудиться больше, чем остальным. Им двигала Божья благодать: давала силы трудиться и благословляла плоды труда.

Понимая, что его слова могут быть неверно истолкованы, Павел добавляет: " не я впрочем, а благодать Божия". Пожалуй, правильно их понять нам поможет Жан Кальвин: " Сказав что-то лично о себе, Павел тут же исправляется и переводит разговор на Бога, воздавая Ему славу. И только Ему - я настаиваю на таком толковании. Ибо Павел говорит, что не он сам чего-то добился, а - благодать Божия в нем. Это замечательный стих. Он не только втаптывает в прах людскую гордыню, но и поясняет, как свершается в нас Божья благодать: неверно назвав себя источником добрых свершений, Павел исправляется и говорит, что причиной всему - лишь Божья благодать. Не нужно думать, что Павел надевает маску смирения. Он говорит от чистого сердца, говорит искренне. А потому давайте помнить: в нас есть лишь то благо, которое щедрой рукой дарует Господь. Единственное добро, которое мы можем сделать, - это добро, которое свершает через нас Он. Не хочу сказать, что мы сами ничего не делаем. Но мы свершаем дела, лишь " получив внутренний заряд", иными словами - под руководством и вождением Святого Духа".

Для тех, кто, прочитав слова Кальвина, решит вообще списать со счетов " человеческий фактор", повторю его высказывание: " Не хочу сказать, что мы сами ничего не делаем. Но мы свершаем дела, лишь " получив внутренний заряд". Из Послания к Колоссянам мы узнаем библейский взгляд на " труд по благодати": " Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол.1: 29).

Здесь слово " подвизаться" - значит, делать что-то с усилием, " прилагая к чему-то все силы, не сторонясь тяжкого труда". Итак, в 1Кор.15: 10 нет и намека на бездействие. Павел признается, что много трудился. Но трудиться ему позволила укрепляющая Божья благодать. В этом стихе не сказано, что Бог и Павел трудились на равных. Бог не благовествовал, не созидал церквей. Это делал Павел. Но делал по благодати Божьей, обретая Божью силу через Духа Святого.

Р.С.Х. Ленски проливает свет на соотношение Божьей благодати и собственных усилий Павла: " Ошибочно изображать Божью благодать и Павлове усердие в виде двух лошадей, тянущих вместе воз.., ибо усилия их не согласованы. Если посмотреть, то усилия Павла предприняты по благодати Божьей, и сам он может что-то делать, лишь пока его ведет, направляет и вдохновляет Святой Дух". К этому я бы еще добавил - " и дает силы".

Дух Святой будет не только вести, направлять, вдохновлять, но и благословлять наши начинания - лишь тогда они будут успешными. Павел это признавал: " Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий" (1Кор.3: 6-7).

И Павел, и Аполлос могли трудиться очень много, находясь в смиренной зависимости от Божьей благодати. Тем не менее, они могли и не увидеть плодов своего труда, потому что не умели изменять людские сердца. Лишь Бог умеет произрастить новое. Лишь Он может посеять слово, заставить его пустить корни и возрасти в сердце маленькой девочки - ученицы воскресной школы. Лишь Он может отворить людские сердца навстречу Евангелию. Лишь Он может заставить слушать человека, с которым вы говорите о Боге.

Божья благодать нужна и слушателю проповеди, и проповеднику. Итак, во всем следует быть зависимым от Его Духа, Который не только свершает в нас и через нас работу, но и трудится в сердцах тех, кому мы служим.

В этой и предыдущей главах говорилось, что мы без Бога - немощны, недостойны, ни на что не способны. Так оно и есть! Мы не стремимся себя принизить, а смотрим правде в глаза и отдаемся на Божью милость, ожидая ощутить в себе труд Его благодати. Перефразируя слова Иакова, скажем так: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4: 6). Это предостережение гордым и обетование смиренным, т.е. тем, кто признает свою слабость, греховность, неспособность. Им-то Бог и обещает благодать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.