Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Майкл Холл Боб Боденхамер

НЛП-МАСТЕР: полный сертификационный курс

Высшая

магия нлп

2-е международное издание

Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»

Москва «ОЛМА-ПРЕСС»

ББК 88.53

УДК 159.9.019+159.98 Х36

Права на перевод получены издательством «прайм-ЕВРОЗНАК»

соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания)

при участии Агентства Александра Корженевского (Россия)

Все права защищены. Никакая часть данной книги

не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме

без письменного разрешения владельцев авторских прав

Холл М., Боденхамер Б.

Х36 НЛП-мастер: полный сертификационный курс. Высшая магия НЛП. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 320 с. (Проект «Главный учебник».)

ISBN5-93878-141-8

Это пособие является содержательным продолжением и логическим завершением книги М. Холла и Б. Боденхамера «НЛП-практик: полный сертификационный курс». Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надежному усвоению материала — данное руководство предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее из НЛП для повышения своей профессиональной квалификации от уровня Практика к уровню Мастера НЛП — в управлении своими способностями и совершенном владении моделью мастерства.

Холл Майкл, Боденхамер Боб

НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС. ВЫСШАЯ МАГИЯ НЛП

Перевод с английского: Н. Миронов

Редактор: Н. Мигаловская

Научный редактор: С. Комаров

Компьютерная верстка: Е. Маликова

Подписано в печать 12.03.2004. Формат 84 х 108 У16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33, 6.

Тираж 3 000 экз. Заказ 1614.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 41.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2-953000, книги, брошюры.

Заказ на печать размещен через издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23а, строение 10.

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий». 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.

ISBN 5-93878-141-8 ISBN 1899836888 (англ.)

© Crown House Publishing Ltd., 2003

© Bob G. Bodenhamer, L. Michael Hall, 2003

© Перевод на русский язык: Миронов Н.

© Серия, оформление: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

© прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

f КРАТКОЕ\СОД ЕРЖАН И Е

ЧАСТЫ. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП..... 13

Глава 1. Системное мышление в НЛП. НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики.........................14

Глава 2. Кинотеатр сознания. Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной

кинематографической продукции...............................................................................................20

Глава 3. Путь к мастерству.....................................................................................................................39

ЧАСТЫ1. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП...................................................................59

Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими фильмами..........................................................60

Глава 5. Управление метасостояниями....................................................................................................70

Глава 6. Мастерство метасостояний........................................................................................................90

Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни. Четвертая метасфера......................................104

Глава 8. Метамодальности. Использование фрейма кинематографических характеристик...........................114

Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера Метапрограмм.................................................123

Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм..................................136

Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели...........................................154

Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели..................163

ЧАСТЫН. СИСТЕМНОЕ НЛП.................................................................................... 171

Глава 13. Системное НЛП. Системное мышление о кинематографии нашего сознания..................................172

Глава 14. Теория метасостояний как единая теория поля...........................................................................186

Глава 15. Единые теории поля НЛП. Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер.....................................................196

ЧАСТЫУ. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП......................................... 211

Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП..........................................................................................212

Глава 17. Моделирование с использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП....................................224

ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО..................................................................239

Глава 18. Мастерство транса...................................................................................................................240

Глава 19. Линии разума. Разговорный рефрейминг..................................................................................254

Глава 20. Использование линий разума в повседневной жизни...................................................................268

Глава 21. Пресуппозиционное использование языка. Часть I.....................................................................280

Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II.....................................................................292

Глава 23. Практическое НЛП. Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных

отношений, здравоохранения и личностного роста.....................................................................305

Глава 24. Мастерство НЛП......................................................................................................................317

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................9

Что означает стать мастером.........................................................9

Осознанное и неосознанное обучение.........................................10

Расширение практического опыта................................................11

Достижение мастерства..............................................................11

Комментарии к данному руководству и стилю изложения...............12

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП...............13

Глава 1. Системное мышление в НЛП.

НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики..14

Системное мышление................................................................15

Системное мышление о системах НЛП........................................17

Системная Модель-Ill.................................................................18

Овладение системным НЛП...........'..............................................18

Резюме.....................................................................................19

Глава 2. Кинотеатр сознания. Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной

кинематографической продукции.............................20

Часть 1

Составляющие субъективности....................................................21

Информационные процессы в нашей нейро-лингвистической

системе.....................................................................................23

От фильмов к смыслу.................................................................25

Базовая коммуникативная модель НЛП.........................................25

Фреймы наших фильмов.............................................................26

Кинематография НЛП/НС............................................................27

Режиссура фильмов сознания......................................................28

Упражнения в кинематографии....................................................29

Часть 2 Свет, звук, мотор! «Коммуникация» как фактор, вызывающий

к жизни наши фильмы................................................................31

«Успех» как картирование полезных фильмов................................33

Кинематография как нейро-семантическая система........................34

Так почему же люди смотрят такие фильмы?................................35

Благие намерения, стоящие за жуткими фильмами.......................36

Метасферы наших фильмов........................................................38

Резюме.....................................................................................38

Глава 3. Путь к мастерству.....................................39

Часть 1

Установка, творящая чудеса.........................................................40

Установка волшебника................................................................41

Пресуппозиционные установки....................................................42

Построение гештальт-метафрейма..............................................47

Часть 2 Встраивание в сознание пресуппозиций как обогащающих

нас метасостоянии......................................................................57

Тестирование и оценка духа мастерства........................................58

Резюме.....................................................................................58

ЧАСТЫ!. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП................59

Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими фильмами...............................................60

Нейро-лингвистические состояния...............................................61

Пути к состояниям......................................................................62

Отработка навыков менеджмента состояний........................'..........63

Базовый курс менеджмента состояний.........................................63

Кинематография и эмоции..........................................................68

Использование магии ментальных фильмов..................................68

Вперед, в мир нейросемантики!..................................................69

Магия трансформации фильмов..................................................69

Резюме.....................................................................................69

Глава 5. Управление метасостояниями.....................70

Часть 1

Введение в метасферы...............................................................71

Метасостояния и кинотеатр нашего сознания................................73

Повышение качества менеджмента состояний с помощью

метасостоянии...........................................................................75

Характеристики метасостоянии....................................................76

Первичные состояния и метасостояния.........................................76

Эффективное различение первичных состояний

и метасостоянии........................................................................77

Обучение, ускоренное метасостояниями.......................................78

Часть 2

Переживание метасостоянии.......................................................78

Якорение метасостоянии............................................................79

Психо-логика метасостоянии.......................................................80

Кинематографический клей.........................................................81

Трансформация фильмов «о неудачах»..........................................82

Рефлексивность метасостоянии...................................................83

Картирование смыслов наших фильмов........................................84

Уровни смыслов наших фильмов..................................................85

Базовый паттерн вхождения в метасостояние................................86

Развитие навыков с помощью метасостоянии................................86

Искусство выявления метауровней................................................87

Резюме.....................................................................................89

Глава 6. Мастерство метасостоянии........................90

Признание роли метасвязей........................................................91

От метасостоянии к гештальт-состояниям.....................................92

Модулирование и интегрирование метасостоянии.........................93

Многопорядковость: язык уровней наших метасостоянии...............94

Воссоздание культурных реалий в метасостояниях.........................94

Технология проектирования метасостоянии..................................96

Работа с негативными эмоциями с помощью метасостоянии...........96

Уничтожение и/или приручение дракона......................................97

Повышение самооценки и самоуважения с помощью метасостоянии 99

Паттерн «от-сознания-к-мускулам»............................................. 100

Работа с «намерениями»

в метасостояниях......................................................................101

Резюме...................................................................................103

Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни. Четвертая метасфера........................104

Термин «суб-модальности»........................................................106

Структура и уровень «суб-модальностей»...................................106

Когда «суб» на самом деле «мета».............................................108

Назад к истокам наших репрезентативных систем........................109

Кинематографические характеристики наших ментальных фильмов 109

Тестирование старого НЛП-паттерна изменения убеждений.........110

Использование фрейма подтверждения для новых убеждений.....110

Структурный фрейминг с использованием информационных

различий.................................................................................111

Символическая природа «суб-модальностей»..............................113

Резюме...................................................................................113

Глава 8. Метамодальности. Использование фрейма кинематографических характеристик......................114

Секреты «суб-модальностей»....................................................115

Как фреймы управляют кинематографическими характеристиками

наших фильмов........................................................................117

Когда паттерн «суб-модальностей» не работает..........................119

Резюме...................................................................................120

Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера Метапрограмм................................... 123

Общий обзор метапрограмм.....................................................124

Сортировка выборов, составляющих континуум...........................125

Контекстуальные фреймы сознания...........................................125

Изменение метапрограмм........................................................125

Профилирование с помощью метапрограмм...............................126

Метауровневый анализ метапрограмм........................................128

Учимся распознавать паттерны восприятия..................................129

Достижение мастерства в использовании метапрограмм..............130

Высокое искусство изменения метапрограмм..............................131

Изменение метапрограмм во «времени» и с помощью «времени» 132

Воздействие метапрограмм на «суб-модальности»......................132

Шаблон метапрограмм.............................................................133

Резюме...................................................................................133

Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм........................136

Перечень метапрограмм...........................................................137

Метапрограммы ментальных процессов переработки информации 139

Метапрограммы эмоциональной сортировки...............................141

Волевые метапрограммы.......................................................... 144

Концептуальные метапрограммы и метапрограммы высших

уровней...................................................................................146

Метапрограммы внешнего реагирования...................................147

Концептуальные метапрограммы...............................................150

Личностные метапрограммы: различные измерения ощущения

себя........................................................................................150

Резюме.................:.................................................................153

Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели......................154

Возвращение к структуре магии................................................155

Овладение первой метасферой.................................................156

Суть Метамодели.....................................................................157

Вопросы, задаваемые с целью редактирования...........................158

Форматирование и структурирование Метамодели......................158

«Логические уровни» Метамодели.............................................159

Резюме...................................................................................161

Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели.........163

Ценность Метамодели..............................................................164

Расширение Метамодели..........................................................165

Что описывают новые паттерны.................................................165

Овладение мастерством Метамодели.........................................167

Овладение пресуппозициями Метамодели.................................169

Резюме...................................................................................169

ЧАСТЫИ. СИСТЕМНОЕ НЛП..................................171

Глава 13. Системное НЛП. Системное мышление

о кинематографии нашего сознания.......................172

Системное мышление и оценка в метасостояниях.......................173

Вхождение в метасостояния как системное мышление................174

Принципы системного мышления.............................................. 174

Предпосылки матрицы сознания................................................179

Работа с фреймами в метасостояниях с целью создания

самоорганизующейся системы...................................................180

Эффекты метасостояний..........................................................181

Резюме...................................................................................185

Глава 14. Теория метасостояний как единая

теория поля......................................................186

Метасостояния как метафреймы................................................187

Системное мышление, формирующее единое поле НЛП............189

Системное мышление в единой теории поля............................191

Резюме...................................................................................195

Глава 15. Единые теории поля НЛП. Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер..............................................196

Первая системная модель НЛП: Сеть Нейро-Логических уровней 197 «Технология проектирования человека» (DHE) Бэндлера как вторая

попытка создать единую теорию поля........................................201

Модель Метасфер: третья попытка создания системного НЛП.....203

Перенос структуры в процессе индивидуального развития...........205

Модель интерфейсного взаимодействия метасфер.....................207

От первичных состояний к многослойным метасостояниям...........207

Ключевые свойства метасфер....................................................208

Резюме...................................................................................210

ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП.............................................211

Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП.........212

Стратегия опыта......................................................................213

В начале была модель ЮТЕ......................................................213

Модель Стратегий...................................................................213

Разработка модели Стратегий...................................................214

Обогащенная модель ЮТЕ........................................................215

Овладение мастерством НЛП, понимание ЮТЕ...........................217

Пример распаковки стратегии....................................................218

Паттерн выявления стратегии....................................................219

Содержание

Использование анализа стратегий для переноса сознания............220

Овладение мастерством модели стратегий.................................221

Использование модели SCORE для моделирования.....................221

Стратегии моделирования........................................................222

Резюме...................................................................................223

Глава 17. Моделирование с использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП...................224

Поднимаясь над ограничениями модели Стратегий.....................225

Использование метауровней в стратегиях...................................226

Моделирование высших уровней сознания и смысла...................226

Системное мышление в моделировании....................................227

Системное размышление о «логических уровнях».......................228

Ремоделирование «Нейро-Логических уровней».........................230

Метауровень фонового знания..................................................233

Распаковка стратегии высокопрофессионального пилота..............234

Вхождение в нужное состояние при моделировании...................234

Организация данных для построения модели..............................235

Резюме...................................................................................238

ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО..............239

Глава 18. Мастерство транса...............................240

Часть 1

Так что же такое гипноз?..........................................................241

Действуем ли мы «неосознанно»?.............................................241

Какова природа гипнотических состояний?.................................242

Как эмоционально переживается транс или гипноз?....................243

Каков язык гипноза?.................................................................243

Каковы невербальные гипнотические процессы?.........................243

Что такое метафорическое направление транса?.........................244

Армирование трансовых состояний путем входа

вметасостояния.......................................................................245

Новые гипнотические языковые паттерны..................................245

Часть 2

Трансовое состояние «времени»................................................248

Трансовые состояния ускоренного и замедленного времени........250

Принятие новых решений «во времени» с помощью

метасостояний.........................................................................251

Опыт спирального вращения ресурсов........................................252

Моментальное развитие терпения.........'....................................253

Резюме...................................................................................253

Глава 19. Линии разума. Разговорный рефрейминг.... 254

Вы когда-нибудь слышали, чтобы линии меняли сознание?.........255

Линии, фреймирующие разум...................................................258

Магический куб........................................................................260

Линии разума: линии, фреймирующие смыслы...........................260

Линии разума: линии, рефреймирующие смыслы,

удерживаемые в сознании.........................................................260

Как работают линии разума?.....................................................261

Как заставить линии работать в сознании для трансформации.......265

Использование линий разума для укрепления эффективных

убеждений..............................................................................266

Резюме................................................................................... 267

Глава 20. Использование линий разума

в повседневной жизни.........................................268

Двадцать шесть способов рефрейминга «неудачи».......................269

Линии способны изменять сознание..........................................272

Эффективные состояния для работы с линиями разума................272

Поддерживающие убеждения для эффективных «магических»

состояний................................................................................274

Краткий обзор линий разума.....................................................276

Подсказки для запоминания линий разума..................................277

Резюме.............................:.....................................................279

Глава 21. Пресуппозиционное использование

языка. Часть I...................................................280

Использование пресуппозиционных терминов для задания фреймов, направляющих сознание и создающих гипнотические

эффекты.................................................................................281

Модель НЛП о репрезентации реальности.................................281

Модальные операторы и метасостояния.....................................288

Пресуппозиции........................................................................290

Резюме...................................................................................291

Глава 22. Пресуппозиционное использование

языка. Часть II..................................................292

Резюме...................................................................................304

Глава 23. Практическое НЛП. Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста.....305

Нейро-лингвистические технологии..........................................306

Разнообразие техник................................................................308

НЛП и психотерапия.................................................................308

Паттерн реимпринтинга............................................................309

Паттерн изменения личностной истории....................................311

Паттерн уничтожения решений.................................................311

Паттерн работы с негативными эмоциями в метасостояниях.........312

НЛП и бизнес..........................................................................313

Фрейм «как если бы»................................................................313

Трансформация «ошибок» в «обучение»......................................314

Паттерн принятия решений.......................................................315

НЛП и образование..................................................................316

Резюме...................................................................................316

Глава 24. Мастерство НЛП...................................317

Задавание фреймов мастерства.................................................318

Путь к мастерству.....................................................................319

Резюме...................................................................................319

Литература..............................................................................320

ВВЕДЕНИЕ

Что означает стать мастером

Становясь практиками НЛП (нейро-лингвисти-ческого программирования), мы отправляемся в путешествие — путешествие, во время которого научимся «управлять своим собственным мозгом». На этом пути вы откроете для себя структуру опыта и усовершенствуете навыки использования различных состояний своего сознания-тела. В самом начале нашего странствия вы познакомитесь с базовой моделью НЛП, а затем получите множество возможностей попрактиковаться в использовании модели, что позволит вам приобрести опыт и мастерство.

Мы описали все это в первом томе данного руководства.* В нем мы подготовили вас к путешествию, познакомив с моделью и содержанием НЛП. Затем мы приступили к изучению компонентов НЛП, процесса моделирования структуры субъективного опыта, исходной лингвистической модели (метамо-дель языка), исходной нейрофизиологической модели (состояния и стратегии), а затем базовой репрезентационной модели (сенсорные модальности и «суб-модальности»), известной также как модель коммуникации. Помимо всего этого мы включили в первый том десятки паттернов трансформации. Являясь практическим курсом, руководство знакомит вас с языком гипноза (Милтон-модель), использованием «суб-модальностей» и играми с ними, а также с сутью метасостояний, объясняющих столь высокую эффективность метауровней НЛП.

Проделав весь этот путь, сегодня мы рады расширить для вас горизонты НЛП и поделиться новыми достижениями в этой области, и прежде всего — достижениями, касающимися нейро-семантики (НС). В соответствии с поставленными перед собой задачами мы излагаем в этой книге материал, относящийся к уровню, который мы назвали уровнем практикующего мастера НЛП. Являясь таковым по сути, этот курс открывает вам возможность овладеть мастерством НЛП как с точки зрения навыков, так и с точки зрения установки. Второй том руководства приглашает вас продолжить путь от практика НЛП к уровню практикующего мастера, потому что во время этого пути вы обретете не только знание НЛП, но и проникнетесь его духом. Стремясь помочь вам в этом, мы сосредоточим свое внимание на процессах, которые облегчат вам переход от уровня практика к уровню мастера в управлении

своим собственным мозгом и моделировании структуры мастерства.

В первом томе руководства мы заложили фундамент для этой работы. Теперь мы представляем вам новые аспекты модели НЛП, их знание необходимо для полного понимания и совершенного владения моделью. Каковы же эти дополнительные аспекты? Что нового предлагает вам данная книга?

• Метапрограммы.

• «Суб-модальности» как средства фрейминга на метауровне.

• Различения высшего уровня в метамодели.

• Линии разума как речевые паттерны рефрей-минга (ранее известные как паттерны «фокусов языка»).

• Лингвистические различения высшего уровня (пресуппозиции).

• Транс как метауровневый феномен.

• Паттерны временных линий высшего уровня.

• Системное мышление в НЛП.

• Системную модель метасфер.

• Практические приложения НЛП.

Но самая главная цель, которой мы стремимся достичь в этом втором томе руководства, описывающем уровень мастера, — это заложить в ваше сознание нечто еще более важное, а именно саму установку, позволяющую человеку эффективно использовать модель.

Каждый, кто уже имеет опыт работы с НЛП, не сомневается в том, что, когда речь идет о человеческом факторе, этот подход поистине способен творить чудеса. НЛП предлагает множество моделей и паттернов, способных вызывать чудесные преображения разума и души человека. Но если мы хотим достичь в использовании этой преображающей силы уровня настоящей магии, мы сами должны подняться до высших пределов своего мышления и сознания. И на то есть веские причины: НЛП не для робких.

Чтобы достичь мастерства в использовании модели системы сознания-тела, вам потребуется немалая доля мужества, целеустремленности и страсти. Эти паттерны никогда не откроют вам своих истинных возможностей, если вы будете подходить к их использованию с сомнением, опасением или отсутствием энтузиазма. Сила любого волшебника за-

* Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

ключена не только в инструментах, находящихся в его распоряжении, но также и в любви, отваге и страсти, которые движут им при использовании этих инструментов. И здесь на помощь передовым достижениям науки и техники приходит искусство мага.

Дух НЛП заключает в себе страстное и преданное служение на благо себе и другим, веру в возможности используемых средств и их дальнейшее развитие, ответственность, заставляющую стремиться стать безупречным мастером своего дела, пытливую любознательность, призывающую: «Ищи и пробуй», радость игры и уважение. И это только начало. Дух НЛП позволит вам почувствовать себя бесконечно богатым, что даст вам возможность.действовать, заботясь не только о собственной выгоде, но и об интересах других людей. При этом дух НЛП побуждает не страшиться ошибок, а, напротив, делать ошибки и ценить их, поскольку они являются необходимой обратной связью. Человек, проникнувшийся этим духом исследования и эксперимента, не пасует перед неопределенностью, а сложности и проблемы его лишь вдохновляют.

А нас вдохновляет возможность познакомить вас с нашей работой. Значительная часть материала этой книги уже содержится в других изданиях (включая и наши собственные): Однако лишь в не многих из них, если таковые вообще найдутся, затрагивается тема установки или духа НЛП в том смысле, в которым мы говорим об этом в данной работе. Именно этот дух отличает тех, кто готов использовать НЛП в полную силу и с уважением и при этом получать удовольствие от своих действий, и тех, кому недостает такого мастерства и присутствия воли. Этот дух отличает тех, кто прославляет своими деяниями имя НЛП, от тех, кто использует это имя не по назначению. Однако сам этот факт нисколько не умаляет ценности модели. Скорее он призывает нас удостовериться в том, что мы используем этот инструмент в соответствии с его духом.

Для достижения своей цели мы разбили предлагаемый материал, учебные примеры, практические демонстрации, паттерны и трансы по уровням сложности, чтобы их последовательное прохождение способствовало вашему развитию.

• Страсть, сдерживаемая уважением и почтением к другим людям.

• Энтузиазм, сдерживаемый осознанием других контекстов и ценностей в вашей жизни.

• Целеустремленность, необходимая для достижения такого качества своего мышления и эмоций, которое позволит вам гордиться тем, как живете вы и окружающие вас люди.

Осознанное и неосознанное

обучение

Будучи тренерами, мы стремимся заложить в вас знания и навыки не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Мы пытаемся сделать и то и другое. Мы убеждены, что человек, практикующий НЛП, должен обладать знанием и пониманием модели, а также мышлением, порождаемым этим знанием и пониманием, и достичь максимума эффективности в работе с моделью, и тогда он будет абсолютно уверен, что может реализовать соответствующие навыки. Знание и опыт будут идти рука об руку, составляя в совокупности мощный рабочий инструментарий.

Некоторые тренинги по НЛП нацелены исключительно на то, чтобы встроить эти знания и навыки непосредственно в подсознание. Мы сомневаемся в том, что это возможно. Можно ли встроить даже такой простой навык, как навык езды на велосипеде, непосредственно — без осознанной практики и понимания? А умение набирать текст вслепую? Даже умение говорить на родном языке — казалось бы, один из наиболее неосознаваемых навыков — требует многих и многих часов практики. Понаблюдайте за ребенком, который часами проводит время за игрой и получает бесконечное удовольствие, показывая пальцем на вещи и называя их, и пытаясь воспроизвести новые для себя звуки. Вот это и называется практикой. И даже если вам удастся встроить некоторые сложные технические приемы в поведение человека так, что он не получит при этом над ними сознательного контроля, то кто будет «управлять автобусом»? Управляет ли такой человек своим собственным мозгом? Суть НЛП состоит в том, что вы управляете вашим собственным мозгом, не передавая бразды правления другим людям (включая даже тренера по НЛП), и в полном осознании того, как вы это делаете.

Этот факт подчеркивает важность когнитивного понимания модели и выработки четко сформулированных представлений, позволяющих объяснить, почему вы выбираете именно данный паттерн, а не другой, и чего вы хотите достичь за счет его использования. Одну лишь способность использовать технические навыки, без знания, направляющего этот процесс, еще нельзя назвать мастерством. В результате такой подготовки человек окажется практически беспомощным, стоит только окружающим условиям и внешним сигналам измениться. Автоматическое неосознанное обучение действительно эффективно по отношению к моторным навыкам и таким областям деятельности, где условия среды и ситуативные контексты относительно постоянны.

Введение

Но когда мы имеем дело с непрерывно меняющимся окружением, нам необходима гибкость, позволяющая не реагировать на происходящие события бездумно и автоматически. Нам нужна осмысленная гибкость, являющаяся результатом осознанного понимания, позволяющая нам делать новый выбор и побуждающая нас к этому.

Эффективное встраивание навыков мастерства предполагает сбалансированное сочетание осознанной и неосознанной отработки этих навыков. Мы построили наши тренинги и эту книгу таким образом, чтобы обеспечить вас как информацией, так и программами, необходимыми для задействования и сознательной и подсознательной части вашего разума. Мы уверены, что вы сможете лучше усвоить предлагаемый материал и сохранить его в форме, готовой к практическому применению, если не только получите опыт работы с паттернами, но и понимание всех «почему» и «зачем», связанных с их использованием.

С целью облегчить для вас как осознанное, так и неосознанное усвоение материала мы будем на протяжении всей книги регулярно задавать вам следующие вопросы.

• Какова цель данной техники?

• В какой сфере мы можем ее использовать?

• Каковы механизмы ее работы?

• Как связана она с другими паттернами и моделями?

Расширение практического опыта

После того как вы изучите базовую коммуникационную модель НЛП в главе 2 (рис. 2.2), перед вами откроются более широкие горизонты возможностей практической подготовки в НЛП. Предлагая вам этот путь, мы взяли в руки большую кисть, чтобы широкими мазками нарисовать перед вами масштабную картину этой работы. Чтобы достичь этой цели, мы намерены, прежде всего, детально ознакомить вас с моделью метасостояний, а также продемонстрировать, как эта модель связана с метамоде-лью языка и моделью метапрограмм восприятия. Мы покажем вам, какую роль метауровни сознания, порождающие наши концептуальные фреймы большинства объектов и явлений, играют в целостной матрице человеческого разума. Эти фреймы включают такие понятийные категории, как время и пространство, а также фрейминг кинематографических характеристик наших внутренних фильмов («суб-модальноей») и многое другое.

Разумеется, все предлагаемые нами модели представляют собой метафоры. Мы сменим эти метафоры на транс и поднимемся выше, к самым вершинам

нашего сознания, и затем посмотрим, что произойдет. Мы заменим метафору «ловкости рук» (или «фокусов языка») на метафору магических линий, заколдовывающих наш разум (линии разума). Мы задействуем метафорические концепты «зоны чистой потенциальности» и «пустоты» в качестве метафор ряда высших концептуальных фреймов, так что вы сможете отправиться на ковре-самолете в путешествие по неизведанным и чудесным территориям сознания. И помня о том, что «карта — не территория», вы будете наслаждаться осознанием того, что все без исключения формы языка функционируют на метафорическом уровне. Ни одна из этих форм не является реальной. Да они и не должны быть таковыми. Язык должен лишь эффективно способствовать достижению результатов, улучшающих нашу жизнь. Наши слова не обязательно должны указывать на некие внешние, реально существующие объекты. Они лишь обязаны обеспечивать нас более полезными и дающими больше возможностей картами для ориентации в мире, так чтобы мы могли пуститься в путешествие по новым местам, в поисках новых открытий, свершений и приключений.

Достижение мастерства

Мы хотим, чтобы вы с самого начала четко уяснили для себя, что мастер в любой области — это вовсе не.тот, кто «знает все». Никто не знает всего. Мастер является мастером именно благодаря своему осознанию того, что он не знает всего, и становится первопроходцем тех областей, которые ему неизвестны. Неизведанное манит таких людей и толкает их на поиски. Они становятся мастерами, потому что постоянно учатся, исследуют, экспериментируют и совершенствуются, набрасывая контуры новых карт и паттернов и глядя на них глазами ученика. Стать истинным мастером — значит стать вечным учеником. Вот почему настоящие мастера всегда отличаются скромностью. Надменные всезнайки никогда не достигнут такого совершенства: они тратят все свои силы на создание, поддержание и защиту своего имиджа всезнаек.

Сегодня НЛП стоит лишь у подножия тех вершин, которых можно достичь на пути мастерства, выявляя и детализируя структуру субъективности и формируя новые паттерны, позволяющие людям полностью использовать свой потенциал. Сегодня НЛП даже еще не пришло к окончательной формулировке самой модели, к «единой теории поля» в сфере человеческой психологии и деятельности. Две попытки в этом направлении уже были предприняты, и мы предлагаем вам результаты третьей попытки создания единой теории, объединяющей

Введение

четыре метасферы НЛП. Но и это является лишь началом, а вовсе не последним словом.

Мы избрали в качестве своей привилегии право свести в одном томе весь тот материал, который мы изложили в других работах, посвященных многочисленным аспектам «Курса мастера НЛП». Вы можете найти описание других аспектов этого курса в следующих книгах:

«Дух НЛП» (The Spirit of NLP, 1996, 2000): курс мастера НЛП, предложенный Ричардом Бэндле-ром в конце 1980-х годов.

«Линии разума» (Mind Lines, 1997, 2001): паттерны фокусов языка, переформулированные с использованием логических метауровней.

«Формирование линий времени» (Time-Lining, 1997): паттерны линий времени высшего уровня.

«Секреты индивидуального мастерства» (Secrets of Personal Mastery, 2000): введение к трехдневному тренингу Метасостояний — раскрытие гения в самом себе.

«Гипнотизирующий язык» (Hypnotic Language, 2001): гипнотический язык с использованием гештальт-психологии и психологии развития.

«Что значит разбираться в людях» (Figuring Out People, 1997): перечисление и подробный анализ 51 Метапрограммы.

Комментарии к данному руководству и стилю изложения

Мы постарались избежать изложения в стиле «учебного пособия» и представить материал в виде рабочей книги участника тренинга. Это означает, что, отказавшись от академического тона, на страницах этой книги мы будем «разговаривать» с вами так, как мы излагали бы те же самые идеи, проводя тренинг.

Отнеситесь к этой книге как к настольной, которую вы будете читать не один раз. Она написана с таким расчетом, чтобы вы могли прочесть ее несколько раз подряд с начала до конца. После того как вы получите общее представление о ее содержании, вы можете знакомиться с ним в произвольном порядке, постепенно пополняя свой запас знаний и навыков.

Мы также включили в книгу множество упражнений. Однако их нельзя пропускать, считая второстепенными. Наша цель состояла в том, чтобы вы

выполняли их — чтобы, дойдя до них, вы тут же прекратили чтение и использовали эти упражнения в качестве мысленных экспериментов, а также попробовали применить их в общении с людьми. Некоторые из этих упражнений требуют участия партнера, а иногда даже «метаучастника», который будет наблюдать, записывать и/или следить за тем, чтобы вы не отклонялись от инструкции. Если вы захотите и сможете найти единомышленников, которые составят рабочую группу, вы получите от изучения этой книги еще больше пользы. Если нет, вы все равно сможете выполнить большую часть упражнений самостоятельно, хотя мы описывали их как упражнения, выполняемые с партнером. По крайней мере вы сможете в той или иной степени извлечь пользу из всех упражнений.

При выполнении упражнений вы должны помнить о том, что при этом имеет значение все — все, что касается репрезентативных систем, калибровки, темпа работы, управления своим состоянием и т. д.... Всегда начинайте с настройки на выполнение задания, установите раппорт с вашим партнером или партнерами, а затем приступайте.

Вы обратили внимание на то, что мы только что использовали опущение? Вы знаете, что означает многоточие в середине предложения? Мы используем это средство не только в качестве указания на пропуск в цитате, но и для того, чтобы вы замедлили чтение... прекратили бегло просматривать материал... и прочувствовали слова, которые читаете. Это, прежде всего, относится к введениям... введениям в состояние... введениям в транс.

Что касается орфографии, то мы часто используем дефисы для обозначения взаимосвязей, а также короткие тире для восстановления связей между понятиями, которые легко могут быть ошибочно представлены как независимые или противопоставляемые элементы окружающего мира. Отсюда термины: нейро-лингвистика, нейро-семантика, сознание-тело, сознание-эмоции-тело, пространство-время и другие подобные конструкции. Когда мы имеем в виду формальную модель, мы используем заглавные буквы: Метамодель, Метапрограмма, Метасостояние, в остальных же случаях эти термины напечатаны строчными буквами. В тексте этой книги мы использовали и другие приемы письма. Вы найдете их объяснения в главах 11 и 12, посвященных Метамодели.

Майкл Л. Холл

Боб Дж. Боденхамер

часть 1

ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО

ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП

г

Чтобы овладеть НЛП и научиться эффективно его использовать, мы должны сделать модель НЛП предметом своего системного мышления. Это необходимо, поскольку НЛП само по себе является системной моделью. НЛП не только описывает системы (такие, как система сознания-тела человека, система сознания-языка, сенсорная и метарепрезентатив-ная системы или система человеческой культуры), и не только базируется на моделировании ряда систем (таких, как семейные системы по Вирджинии Сатир и не-аристотелевская система Альфреда Ко-жибски), но и само функционирует системным образом и имеет систематическую структуру.

В этом состоит одна из причин того, почему столько людей нашли книги по НЛП трудными для понимания. Создатели НЛП, для которых системное мышление стало неотъемлемой частью жизни, не пожелали (а возможно, в то время и не могли) отказаться от нелинейной подачи предлагаемого ими материала. Этот материал не укладывался в строго линейную форму изложения. Чтобы по достоинству оценить ранние работы по НЛП («Из лягушек в принцы», «Рефрейминг», «Транс-формации»), читатель должен начать мыслить более системно. И если это верно по отношению к НЛП в целом, то тем более это касается уровня практикующего мастера НЛП, к которому мы подойдем, когда начнем работать с четырьмя метасферами НЛП и использовать Метамодель, метамодальности («суб-модальности»), Метапрограммы и Метасо-стояния с целью описания и моделирования субъективных переживаний и взаимодействия с ними.

Системное мышление

Системное мышление в значительной степени является фактором, разграничивающим уровень практика НЛП — знакомого с отдельными компонентами и деталями модели, умеющего использовать НЛП-технологии и умеющего работать с паттернами — и уровень мастера НЛП. После изучения отдельных компонентов и деталей НЛП начинается уровень мастерства — обучения тому, как сводить эти детали в единую систему. Это и означает мыслить системно. Системное мышление — ключевое условие совершенного владения не-аристотелев-ской моделью сознания-тела. Поэтому выработка системного мышления является одной из первоочередных задач, которую мы ставим в этой книге.

Но одно дело — сказать, и совсем другое — осуществить это на практике. Так как же нам научиться мыслить системно? Как соединить системное мышление с навыками и технологией работы с НЛП?

Прежде всего, мы должны посмотреть свежим взглядом на НЛП как систему: на компоненты и

детали, составляющие эту модель, на то, как элементы модели сочленяются между собой, и на то, каким образом они функционируют как единое целое. Это также предполагает поочередное рассмотрение модели крупным и общим планом. Сначала мы рассматриваем крупным планом отдельные детали того или иного паттерна или концепции, а затем переключаемся на общий план, чтобы получить представление о более крупном гештальте — паттерне, возникающем из совокупности различных частей, но представляющем собой нечто большее, чем просто совокупность этих частей. При этом гештальт является не только чем-то большим, но и чем-то иным.

Чтобы начать мыслить системно, мы должны выйти за рамки «элементарного» мышления. Мышление в категориях отдельных элементов противостоит системному мышлению. Вы можете знать все детали, все элементы, даже все механизмы и процессы, соединяющие эти части между собой, и все же быть не способным увидеть или ощутить систему в целом.

Системы — это не те объекты, которые можно увидеть или ощутить непосредственно. Они содержат невидимые связи, паттерны и процессы, занимающие место между частями системы. Поэтому, переходя к системному мышлению, мы будем двигаться над и вне элементарного мышления. Мы войдем в метапрограмму глобального мышления, а затем проследуем дальше — к гештальт-мышлению. Чем дольше ваше сознание будет оставаться прикованным к деталям, к содержанию, тем труднее вам будет достичь мастерства в НЛП. Однако если вы решили настойчиво добиваться своей цели стать мастером, предлагаемый в этой книге курс обучения поможет вам изменить данный аспект вашего мышления, и ваше сознание станет намного более глобальным.

Фактически, вы станете более искусным в том, что можно назвать «метадеталировкой». Это не означает, что вы начнете рассматривать все глобально и перестанете видеть детали. Такое описание само по себе является образцом линейного мышления, мышления в терминах «или-или», движущегося исключительно в пределах одного измерения: либо глобально — либо конкретно. Вместо этого вы научитесь более гибко переключать фокус вашего осознания с деталей на глобальный масштаб и обратно — к деталям. Одна лишь способность к глобальной переработке информации еще не сделает вас более глубоким мыслителем. Само по себе глобальное мышление (как и освоение метапрограммы) еще не тождественно системному мышлению. Как правило, освоение глобального мышления облегчает переход к системному мышлению, но не эквивалентно ему. Мы встречали многих людей, в высшей сте-

Часть I • Введение в мастерство

пени развивших навыки глобального мышления, но не выработавших системного мышления, а потому не ставших мастерами НЛП. ■

Системное мышление предполагает способность сделать шаг назад, перейти на метауровень и получить целостное представление о предмете. Это важнейшая часть системного мышления, однако еще не исчерпывающая. Системное мышление предполагает рефлексивность, о которой говорится в' описании Метасостояний и которая позволяет нам двигаться по кругу, но с пользой для себя.

Ключевые слова в этой фразе — «с пользой для себя». Двигаться по кругу мы все умеем. Фактически, именно так можно описать работу нашего сознания, но многим подобное описание не по душе. Более того, многие считают его оскорбительным. Они пытаются перестать мыслить таким образом. Однако, пытаясь исключить из своего мышления двусмысленность, неопределенность и сложность, эти люди совершают большую ошибку. Чтобы начать мыслить системно, мы должны научиться входить в мыслительные петли и даже в спирали и получать от этого удовольствие.

Только в этом случае мы можем научиться эффективно управлять своим мышлением. Такое обучение — просто пытка для тех, кто предпочитает «процедурное мышление» и кем движет «процедура» в качестве метапрограммы.

Переработка и сортировка информации в соответствии с процедурами — важнейший и последний этап системного мышления. После того как мы вошли в систему, исследовали ее, получили опыт взаимодействия с ней, «прокрутили» его в петлях своего сознания и, наконец, смоделировали систему, нам нужно разложить по полочкам те последовательные действия, которые позволили нам получить о системе целостное представление. После этого мы можем разработать линейный пошаговый процесс, который позволит другим повторить наш опыт. Мы должны свести воедино все богатство нашего осознания процесса моделирования, чтобы на заключительном этапе сформировать новые паттерны и процессы. Это, безусловно, решающий шаг на пути достижения мастерства в НЛП, поскольку он позволяет нам получать новые результаты и способствовать прогрессу человеческого знания.

Однако чрезмерное увлечение раскладыванием всего по цолочкам на ранних стадиях освоения модели убьет системное мышление. Сначала мы должны научиться жить в состоянии неопределенности, жить, поражаясь волшебству и чуду того опыта, который мы так хотели бы понять и смоделировать. Сначала мы должны получить доступ к состоянию, в котором мы как раз и открываем возможность рассортировать различные варианты, — состоянию

свободного дрейфа — и научиться использовать его. В своей книге «Экология разума»* Бейтсон (Bate-son, 1972) называет это состояние «свободным мышлением».

Когда Бейтсон приступал к исследованию новой предметной области, например начинал антропологическое исследование или изучение феномена «культуры» как такового, он изобретал слова, которые давали ему возможность ощутить «материю» этой культуры и почувствовать ее «вкус». Он намеренно использовал такие неопределенные, трудноуловимые понятия, как «материя» и «вкус», чтобы напомнить себе, что он переходит в режим свободного мышления и что впоследствии, после того как получше освоится на новой для него территории, он пересмотрит введенную им терминологию, придав ей большую точность. Свобода в использовании терминов, метафор и идей позволяла ему осваивать новую область без знания всех деталей и без необходимости быть уверенным в том, что его знание в точности соответствует действительности. Он использовал эти термины только для начала, чтобы углубиться в процесс исследования, а также для того, чтобы не привязываться к собственным представлениям и терминологии.

Свободное мышление и свободная терминология позволяют нам войти в некую сферу, не испытывая давления, побуждающего нас стремиться получить об этой сфере исчерпывающее знание или сразу составить правильное представление о ней. Оно способствует тому, что мы принимаем творческую установку, которая позволяет нам использовать обратную связь для пересмотра, уточнения и совершенствования своего понимания и своей модели со временем. Системность такого подхода состоит в том, что он позволяет нам выстроить более масштабную общую картину, а затем использовать результаты своей рефлексии в качестве обратной связи, подаваемой на вход вместе с новой информацией.

Мы также начнем со свободного мышления, которое позволит нам войти в новую для нас область изучения нейро-семантической реальности других людей, а затем проследовать по петлям человеческого мышления. С точки зрения Метасостояний такой подход потребует от нас отношения терпимой неопределенности. Это означает, что мы позволим себе оставаться в неведении. Чтобы оставаться в этом состоянии, мы должны использовать воодушевляющий фрейм: «Ничего страшного, сейчас мы просто проводим исследование, мы все расставим по местам позже». Если мы будем действовать иначе, мы слишком быстро навяжем себе некую структуру и начнем опускать те или иные процессы системы прежде, чем хорошо познакомимся с ней.

* Бейтсон Г. Экология разума. — М.: Смысл, 2002.

Глава 1 • Системное мышление в НЛП

Системное мышление о системах НЛП

В этой книге мы введем четыре метасферы НЛП:

• Метамодель.

• Метапрограммы.

• Метасостояния.

• Метамодальности («суб-модальности»).

Эти четыре модели, управляющие метасферами сознания и субъективного опыта, представляют собой четыре окна в человеческую реальность. Первые три будут описаны хронологически, в порядке их появления, тогда как четвертая присутствовала в НЛП с самого начала, однако не рассматривалась как метасфера. Первая модель включает сферу языка и выражения в языке нашего внутреннего мира, кодирования нашего опыта, функционирования нервной системы и речевых навыков. С этого началось НЛП. Когда Бэндлер и Гриндер впервые поставили перед собой задачу смоделировать терапевтическую магию Перлза, Сатир и Эриксона, они начали с изучения особенностей их речи. Здесь берут свое начало Метамодель и обратная ей Милтон-модель, или гипнотическая модель.

Решение этой задачи привело к разработке базовой НЛП-модели коммуникации и модели человеческого функционирования, а также многих других техник изменения, трансформации и обновления моделей мира, согласно которым живут люди. Все ранние паттерны НЛП были направлены на пересмотр обедненных-моделей мира и формирование более совершенных и ресурсных моделей.

Однако через некоторое время создатели НЛП начали осознавать слабые стороны своей модели. Подвергая проверке свою Метамодель, паттерны метамоделирования, введения в транс и другие компоненты модели, они обнаружили, что в ряде случаев классические паттерны НЛП просто не работают. По мере того как Лесли Кэмерон-Бэндлер продолжала выявлять недостатки модели, они с Ричардом Бэндлером начали идентифицировать метапрограммы, препятствующие ее эффективной работе. Тем самым была заложена база второй метасферы НЛП.

Лесли и Ричард обнаружили, что иногда тот или иной паттерн оказывался неэффективным вследствие особенностей мышления индивидуума и используемых им способов сортировки информации. Им казалось, будто в сознание их клиентов на некотором уровне заложена программа, препятствующая работе модели, вступающая в конфликт с паттерном и заставляющая терапевтическую технику терпеть поражение. На основании своих наблюде-

ний они смогли идентифицировать 9 метапро-грамм, другие разработчики модели увеличили это число до 14, а затем до 21, а нам впоследствии удалось довести это число до 51 (Hall & Bodenhamer, 1997).

Открытие Метапрограмм обогатило НЛП моделью паттернов мышления, фильтров восприятия, или сортирующих устройств нервной системы (сортировочного аппарата). Их появление дало начало составлению индивидуальных профилей людей — лабораторных НЛП-профилей, в которых учитывался тот факт, что индивидуальные стили восприятия могут превратиться в операционные программы, функционирующие на неосознаваемом уровне, но определяющие и формирующие способы мышления людей, восприятия ими действительности и т. д. Эта сфера еще более обогатила НЛП-модель коммуникации, а также модель Стратегий.

В процессе работы с метамоделью был обнаружен и другой аспект, в котором модель оказалась неадекватной, что в конечном итоге привело к появлению модели Метасостояний. На сей раз толчком к ее созданию послужил ряд проблем, свидетельствующих о неадекватности модели Стратегий. Моделируя сложное состояние психологической мобилизации (resilience), я (М. X.) обнаружил, что линейная по своему характеру НЛП-обогащенная модель ТОТЕ («Проверка — Действие — Проверка — Выход») не учитывала высшие состояния сознания, всегда определявшие человеческий опыт.

Люди, находящиеся в состоянии повышенной мобилизации, испытывали точно такую же череду эмоциональных взлетов и падений, как и не находящиеся в состоянии мобилизации. И все же на более высоком уровне сознания они знали, что испытают эту встряску, а затем снова вернутся в обычное состояние. Кроме того, они иначе относились к своим мыслям и чувствам, испытываемым ими в критический период. У них просто присутствовало знание, фрейм сознания, что эмоции — это всего лишь эмоции, что отрицательный опыт переживают все, что это не окончательное поражение, а лишь промежуточная обратная связь, и что у них есть силы вернуться в прежнее состояние. Продолжая моделировать состояние мобилизации, я обнаруживал все новые метауровни этого состояния и новые фреймы сознания. Однако модель Стратегий не располагала сколько-нибудь надежными средствами описания этих высших состояний и фреймов сознания. Это дало толчок к открытию и описанию модели Метасостояний (Hall, 1995/2000). В свою очередь модель Метасостояний позволила нам усовершенствовать технику моделирования, а затем и составления профилей нейро-семантических сетей убеждений, фреймов, типов личности и т. д.

Часть I • Введение в мастерство

Четвертая сфера до последнего времени оставалась в тени. Причиной тому послужило неудачное название, которое она получила. Обозначив ее термином «суб-модальности», мы все представляли себе эту сферу как относящуюся к низшему «логическому уровню» репрезентативных систем и наших ментальных фильмов, а не к высшему. Здесь сыграл злую шутку как раз один из тех фокусов языка, неверных обозначений, о которых вы прочтете в главах 7 и 8.

Итак, располагая четырьмя моделями метасфер, сегодня НЛП может двигаться по четырем магистральным путям, предоставляющим нам исчерпывающую и даже избыточную информацию, позволяющую задавать форматы и фреймы субъективного опыта и личной реальности:

• Язык: лингвистическое описание, картирующее сенсорные реальности.

• Восприятие: способы мышления и восприятия, застилающие наши глаза и мешающие внимательно рассматривать и рассортировывать объекты и явления.

• Состояния: многослойные состояния.или фреймы сознания, позволяющие нам сохранять устойчивость своих мыслей и чувств и превращать их в метафеномены, которые мы можем проносить с собой через все испытания.

• Кинематографические характеристики (эффекты): способы, посредством которых мы кодируем и фреймируем наши внутренние фильмы, создаваемые нашими сенсорными репрезентативными системами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непосредственная поддержка с воздуха | Боровенская Мария Владимировна




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.