Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-методические и правовые основы ОЕИ






ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Организационные основы ОЕИ

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - комплекс установленных стандартами взаимоувязанных правил, положений, требований и норм, определяющих ор­ганизацию и методику проведения работ по оценке и обеспече­нию точности измерений.

Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) через подведомственные ему метрологические службы.

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Органами государственной метрологической службы являются:

· государственные научные метрологические центры,

· органы государственной метрологической службы на территориях субъектов федерации,

· государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ),

· государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО),

· государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Госстандарт России осуществляет управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации. На него возложены следующие функции:

· межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;

· представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

· установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

· определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

· осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

· осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

· руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

· участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Госстандарт России руководит службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) и координацию их деятельности.

Структура метрологических служб представлена на рис. 3.1

Из приведенного перечня функций Госстандарта и научных метрологических центров следует, что основными сферами их деятельности являются законодательная и теоретическая (или фундаментальная) метрология.

Законодательная метрология - раздел метрологии, предметом которой является установление единых метрологических правил и норм, направленных на обеспечение единства измерений, а также контроль за их исполнением.

Теоретическая (фундаментальная) метрология - раздел метрологии, предметом которого является разработка фундаментальных основ метрологии.

Основной сферой деятельности метрологических органов, находящихся ниже на структурной схеме рис. 22, является практическая (или прикладная) метрология.

Практическая (прикладная)метрология - раздел метрологии, предметом которого являются вопросы практического применения разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии).

Государственные службы ГСВЧ, ГССО, ГСССД осуществляют межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений - по специализации служб.

Органы государственной метрологической службы, действующие на территории субъектов федерации, осуществляют на этой территории государственный метрологический надзор и контроль за соблюдением метрологических норм и правил, находящихся в сферах компетентности государственных органов.

Государственные инспекторы по обеспечению единства измерений - непосредственные исполнители работ по государственному метрологическому надзору и контролю на конкретных объектах. Для осуществления надзора и контроля государственный инспектор имеет право посещать любые предприятия независимо от их подчиненности и вида собственности. При выявлении нарушений метрологических правил и норм инспектор имеет право:

· запрещать применение дефектных средств измерений и при необходимости изымать такие средства измерения из эксплуатации,

· представлять предложения по аннулированию ранее выданных лицензий на метрологическую деятельность и по отмене решений об аккредитации метрологических лабораторий и служб,

· давать обязательные предписания о ликвидации нарушений метрологических правил и норм.

Метрологические службы и подразделения органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений

· проводят надзор за состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения средств измерений, за соблюдением сроков периодических испытаний средств измерений,

· выпускают обязательные предписания по обеспечению единства измерений в подведомственных им подразделениях.

Основным способом надзора за состоянием средств измерений является экспериментальное определение или контроль сохранности метрологических характеристик средств измерений при их метрологических испытаниях. Возможны два вида метрологических испытаний средств измерений: поверка и калибровка.

Научно-методические и правовые основы ОЕИ

Методика выполнения измерений

По Закону РФ “Об обеспечении единства измерений” измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.

Под методикой измерения понимают совокупность методов, средств, процедур, условий подготовки и проведения измерений, а также правил обработки экспериментальных данных при выполнении конкретных измерений.

Разработка методик выполнения измерений должна включать:

· анализ технических требований к точности измерений, изложенных в стандарте, технических условий или технических заданий;

· определение конкретных условий проведения измерений;

· выбор испытательного и вспомогательного оборудования, а также средств измерений;

· разработку при необходимости нестандартных средств измерений;

· исследование влияния условий проведения измерений и подготовки испытуемых объектов к измерениям;

· определение порядка подготовки средств измерений к работе, последовательности и количества измерений;

· разработку или выбор алгоритма обработки экспериментальных данных и правил оформления результатов измерения.

Нормативно-техническими документами (НТД), регламентирующими методику выполнения измерений являются:

1. Государственные стандарты или методические указания Госстандарта России по методикам выполнения измерений. Стандарт разрабатывается в том случае, если применяемые средства измерений внесены в Государственный реестр средств измерений.

2. Отраслевые методики выполнения измерений, используемые в од-ной отрасли.

3. Стандарты предприятий на методики выполнения измерений, ис-пользуемые на одном предприятии.

В НТД на методики выполнения измерений предусматриваются: нормы точности измерений; специфика измеряемой величины (диапазон, наименование продукции и т.д.); максимальная автоматизация измерений и обработки данных.

Основная потеря точности при измерениях происходит не за счёт возможной метрологической неисправности применяемых средств измерений, а в первую очередь за счёт несовершенства методов и методик выполнения измерений.

В целом точность измерения зависит от:

· точности применяемого средства измерения;

· точности метода измерения;

· влияния внешних факторов.

Например, при измерении массы материала, движущегося по транспортёру, точность базового устройства обычно в 10 - 20 раз выше общей точности взвешивания массы; при поверке ртутных термометров следует учитывать точность " считывания" показаний.

Методики выполнения измерений перед их вводом в действие должны быть аттестованы или стандартизованы. Аттестация включает в себя: разработку и утверждение программы аттестации; выполнение исследований в соответствии с программой; составление и оформление отчёта об аттестации; оформление аттестата методики выполнения измерений.

При аттестации должна быть проверена правильность учёта всех факторов, влияющих на точность измерений, установлена достоверность их результатов. Аттестацию методик выполнения измерений проводят государственные и ведомственные метрологические службы. При этом государственные метрологические службы проводят аттестацию методик особо точных, ответственных измерений, а также измерений, проводимых в организациях Госстандарта России.

Стандартизация методик применяется для измерений, широко применяемых на предприятиях.

Методики выполнения измерений периодически пересматриваются с целью их усовершенствования.

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология, которая представляет собой свод государственных актов и нормативно-технических документов различного уровня, регламентирующих метрологические правила, требования и нормы.

Основными правовыми актами по метрологии в России являются:

1. Закон РФ “Об обеспечении единства измерений” от 27.04.93, № 4871-1 в редакции 2008 г.;

2. РМГ 29 – 99. Метрология. Термины и определения.

3. МИ* 2247-93 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения.

4. ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин.

5. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.

6. ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения.

7. ПР 50.2.014-94 ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

8. МИ 2277-94 ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ.

9. ПР 50.2.002-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм.

10. ПР 50.2.004-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

11. ПР 50.2.017-95 ГСИ. Положение о российской системе калибровки.

12. Постановление Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. N 8 “Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г. N 741)

13. Постановление Госстандарта России от 08.02.94 N 8 “Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций” (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г. N 740).

14. Постановление Госстандарта РФ от 28 декабря 1995 г. N 95 “Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ” (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 1996 г. N 1037).

15. Постановление Госстандарта РФ от 8 феврвля 1994 г. №8 " Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации” (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 1994 г. N 635).

16. ИСО 10012-1: 1992. " Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. - Часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования".

Закон “Об обеспечении единства измерений” осуществляет регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ.

Основные статьи Закона устанавливают:

· основные понятия, применяемые в Законе;

· организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

· нормативные документы по обеспечению единства измерений;

· единицы величин и государственные эталоны единиц величин;

· средства и методики измерений.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора.

Отдельные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение Закона.

Становление рыночных отношений наложило отпечаток на статью Закона, которая определяет основы деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях выведены за рамки законодательной метрологии, а их деятельность стимулируется чисто экономическими методами.

В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.

Положение о лицензировании метрологической деятельности направлено на защиту прав потребителей и охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора:

· за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях;

· за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

· за банковскими, почтовыми, налоговыми и таможенными операциями;

· за обязательностью сертификации продукции и услуг.

Закон создает условия для взаимодействия с международной и национальными системами измерений зарубежных стран. Это прежде всего необходимо для взаимного признания результатов испытаний, калибровки и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.