Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная обстановка в первой половине 20-х годов и внешняя политика советского государства






В годы гражданской войны и иностранной интервенции совет­ское правительство неоднократно предлагало соседним и другим странам Европы заключить мир, выступало за развитие торговых отношений с ними. Вопреки противодействию английских и фран­цузских правящих кругов в 1920 г. были заключены мирные дого­воры с Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией. В январе 1920 г. экономическая блокада России была отменена по решению Вер­ховного совета Антанты. Однако борьба против советского госу­дарства продолжалась.

Несмотря на все усилия к заключению мирного договора с Польшей, отношения между двумя странами обострялись. На вой­ну с Россией Польшу подталкивали правящие круги западных стран. Да и само польское руководство хотело этого.

10 апреля 1920 г. правительство Польши согласилось на перего­воры с представителями Советской России, и они начались в го­роде Борисове. Однако непримиримая и ультимативная позиция Варшавы сорвала их. Польские войска были подтянуты к границе и 25 апреля начали наступление на белорусском направлении. На следующий день польский премьер-министр Ю. Пилсудский от­кровенно заявил о желании оккупировать Украину. В эти же дни из Крыма с остатками белых войск начал наступление генерал Вран­гель. Создалось трудное для Красной Армии положение.

Отбив нападение польской армии, советские войска перешли в контрнаступление и стали продвигаться к Варшаве. Польша, по­лучая помощь и поддержку от Англии и Франции, отказывалась от мирных переговоров.

Еще в декабре 1919 г. было опубликовано предложение мини­стра иностранных дел Англии Дж. Керзона о линии границы меж­ду Польшей и Советской Россией. В июле 1920 г. Лондон в ультима­тивном тоне потребовал остановить наступление Красной Армии и согласиться на установление границы по этой линии. Советское правительство заявило о готовности немедленно заключить пере­мирие и начать переговоры о мире. Но польская сторона затягива­ла открытие переговоров. Польша продолжала войну и предприня­ла новые наступления даже тогда, когда Совнарком РСФСР зая­вил о согласии подписать мир о границе по «линии Керзона». И все же усилия советского правительства не пропали даром. 12 октября между Польшей и Советской Россией было подписано переми­рие, а 18 марта 1921 г. заключен мир. В целях быстрейшего оконча­ния военных действий Россия согласилась установить общую гра­ницу восточнее той линии, которую предлагал Керзон.

Еще до этого, в ноябре 1920 г.. Красная Армия овладела Кры­мом. После окончания гражданской войны и провала иностранной интервенции в России международная обстановка стала несколь­ко нормализовываться.

На Западе стали думать о том, как налаживать отношения, и прежде всего торговые, с Советской Россией. На состоявшейся в январе 1922 г. конференции стран Антанты в Каннах было приня­то решение о созыве весной 1922 г. в Генуе экономической конфе­ренции европейских государств, на которую предполагалось по­звать Советскую Россию, а также Германию, Австрию, Болгарию и Венгрию. Итальянское правительство направило на имя предсе­дателя Совета народных комиссаров В. И. Ленина официальное приглашение.

Повестка дня конференции в Генуе была утверждена Верхов­ным советом Антанты. Один из ее пунктов был посвящен установ­лению европейского мира и решению финансовых и экономичес­ких вопросов с целью облегчить Германии выплату репараций.

Франция пыталась не допустить проведения конференции или хотя бы добиться ее отсрочки. Однако Лондон настоял на созыве конференции в апреле 1922 г. Советское правительство вело актив­ную подготовку к ней. 22 февраля между РСФСР, Азербайджанс­кой ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Украинской, Бело­русской, Бухарской, Хорезмской и Дальневосточной советскими республиками было подписано соглашение о том, что все республики предоставляют правительству Советской России право подписать от их имени документы, которые могут быть приняты на конферен­ции в Генуе. Чрезвычайная сессия ВЦИК утвердила В. И. Ленина руководителем делегации, а его заместителем – народного ко­миссара по иностранным делам Г. В. Чичерина. Но, учитывая со­стояние здоровья Ленина и отказ итальянской стороны гаранти­ровать его безопасность, позднее было решено, что возглавлять делегацию будет Чичерин.

По дороге в Геную советская делегация провела совещание в Риге с прибалтийскими государствами, затем остановилась в Бер­лине, где состоялись переговоры с представителями германского правительства об урегулировании взаимных претензий, возник­ших в период первой мировой войны и после ее окончания.

Конференция открылась 10 апреля 1922 г. во дворце Сан-Джорджо. В ней приняли участие 29 стран (а если считать и английские доминионы, то 34 страны). Выступая на ее заседаниях, Г. В. Чиче­рин выдвинул от имени советских республик программу установ­ления прочного мира, всеобщего сокращения вооружений и запрещения применения всех военных средств, которые являются уг­розой мирному населению, и заявил об их готовности установить экономические отношения со всеми странами.

В Генуе продолжились переговоры между представителями Советской России и Германии, начатые в Берлине. В результате 16 ап­реля в предместье Генуи Рапалло был подписан советско-германский договор. Стороны обязались немедленно восстановить дипло­матические и консульские отношения, установить и развивать экономические отношения на основе принципа наибольшего бла­гоприятствования, взаимно отказались от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков, нанесенных во время войны. Германия признала национализацию находившейся в Рос­сии немецкой государственной и частной собственности, Советс­кая Россия отказалась от репараций с Германии.

Значение этого договора трудно переоценить. Во-первых, он показал реальную возможность установления мирных отношений между странами без аннексий и контрибуций. Во-вторых, договор явился первым юридическим документом о признании Советской России одной из крупных капиталистических держав. В-третьих, он открыл большие возможности для развития экономических от­ношений между двумя странами и был выгоден как Советской России, так и Германии.

На Генуэзской конференции рассматривался вопрос о возмеще­нии Россией довоенных долгов и убытков, понесенных в ней инос­транцами. Советская делегация заявила, что Россия готова уплатить довоенные долги и возместить убытки при условии, если западные страны, со своей стороны, откажутся от претензий в отношении военных долгов и возместят ущерб, нанесенный интервенцией.

Официально Генуэзская конференция завершилась 19 мая 1922 г. Фактически же она прекратила работу 2 мая после вручения со­ветской делегации меморандума 8 государств. Этот меморандум представлял собой попытку навязать Советской России неприем­лемые, по существу кабальные условия и был отвергнут.

В Генуе была достигнута договоренность о созыве другой конфе­ренции, по чисто экономическим проблемам. Она состоялась в Гааге с 15 июня по 20 июля 1922 г. В ней приняли участие делегации тех же стран, за исключением Германии. По существу это была конферен­ция экспертов, представлявших интересы тех иностранных монопо­лий в России, которые были национализированы. Главную свою цель ее участники видели в возвращении национализированной собствен­ности. Обсуждались и вопросы, связанные с получением долгов.

Страны Антанты продолжали добиваться от Советской России признания долгов царского правительства и возвращения нацио­нализированных предприятий иностранным собственникам. Совет­ская делегация заявила, что правительство РСФСР готово рассмот­реть эти требования при условии предоставления странами Антан­ты кредитов для восстановления экономики, возмещения ими ущерба, который был нанесен интервенцией и блокадой, и отказе от требования о возмещении военных долгов.

Непримиримая позиция бывших иностранных собственников и нежелание западных государств обсуждать вопрос на приемле­мых условиях практически сорвали дальнейшую работу конферен­ции и привели к ее закрытию.

Генуэзская и Гаагская конференции показали безусловные успехи внешней политики молодого советского государства. Им­периалистические державы не смогли навязать ему свои условия. Их планы были сорваны, а рапалльский договор означал прорыв Советской России на международную арену. Несмотря на проти­водействия реакционных сил США, Англии, Франции и других стран, ей удавалось укреплять свое международное положение. В 1923-1925 гг. Советская Россия установила дипломатические от­ношения со многими государствами. Этот период вошел в исто­рию советской внешней политики как «полоса признаний».

Образование в конце 1922 г. Советского Союза и укрепление его международного положения вызвало усиление попыток вновь раздуть антисоветскую кампанию. Весной 1923 г. во многих странах Европы эта кампания особенно усилилась. Английское правитель­ство использовало любой повод для обострения отношений с СССР. В марте 1923 г., после того как советская канонерка задержала ан­глийский траулер «Джеймс Джонсон» за незаконную рыбную лов­лю в пределах 12-мильной зоны, в Англии началась антисоветская истерия. В это же время Лондон пытался оказать давление на Со­ветский Союз и по вопросам, касающимся исключительно внут­ренней компетенции государства.

8 мая 1923 г. министр иностранных дел Англии Дж. Керзон на­правил советскому правительству меморандум, который известен в исторической литературе как «ультиматум Керзона». Он требо­вал отказаться от антибританской пропаганды, якобы проводимой советским правительством, отозвать советских представителей из Ира­на и Афганистана, освободить задержанные английские траулеры и выплатить компенсации членам экипажей, гарантировать бес­препятственный рыбный промысел английских траулеров в 3-миль­ной зоне в районе Мурманска и т.д. Ультиматум заканчивался угро­зой, что если в 10-дневный срок советское правительство не выпол­нит все требования, то Англия разорвет с ним отношения.

Эта угроза сопровождалась демонстрационными военными ме­рами. Два английских крейсера в сопровождении других военных судов, подойдя 26 мая к Мурманску, оставались в советских водах в течение многих дней. Другой военный корабль зашел в аквато­рию Архангельска. На проходившей в это время в Лозанне конфе­ренции против членов советской делегации совершались провока­ционные действия. 10 мая был убит советский делегат В.В. Воров­ский. Швейцарский суд оправдал убийцу. Действия англичан были поддержаны другими странами, в том числе Соединенными Шта­тами Америки.

Ультиматум Керзона и антисоветские действия Англии и дру­гих стран вызвали всеобщее возмущение советских граждан. По­всюду прокатились массовые демонстрации. В Москве 12 мая со­стоялась полумиллионная демонстрация протеста. По всей стране шел сбор средств на строительство воздушного флота.

11 мая 1923 г. советское правительство отвергло все надуман­ные обвинения Керзона, заявив, что «путь ультиматумов и угроз не есть путь улаживания частных и второстепенных недоразумений между государствами; во всяком случае, установление правильных отношений с советскими республиками на этом пути не достижи­мо». Надо отметить, что в ряде стран, в том числе и в Англии, среди населения высказывалось неодобрение открытой антисовет­ской политикой.

В мире происходили большие изменения. Развития междуна­родных экономических и торговых отношений настоятельно тре­бовали объективные условия. Неспокойная международная обстановка, ухудшающееся экономическое положение, рост безрабо­тицы послужили той основой, на которой развивалось и ширилось движение за признание советской страны. О перемене настроений в Англии свидетельствовал тот факт, что претендовавший на пост премьер-министра Керзон не получил его и 22 мая 1923 г. прави­тельство возглавил Болдуин. К концу этого года в Англии о необ­ходимости нормальных связей с СССР писала, хотя и с оговорками, даже консервативная печать.

На парламентских выборах в Англии в декабре 1923 г. победили лейбористы, внешнеполитическая программа которых выступала за установление политических и экономических отношений с на­шей страной. Сформировав правительство, лейбористы, однако, не торопились с признанием СССР, пытаясь добиться уступок в вопросе о долгах и выплате компенсаций за национализирован­ную собственность английских владельцев. И все же правительство Макдональда 2 февраля 1924 г. сообщило народному комиссару по иностранным делам, что оно признает СССР и предлагает заклю­чить соглашение о торговле. До обмена послами Англия назначала поверенного в делах и просила советское правительство направить своих представителей в Лондон для выработки окончательного договора о союзе двух стран. 8 февраля Совнарком заявил о готов­ности начать переговоры, отметив, что стороны должны отказать­ся от вмешательства во внутренние дела друг друга. Англия стала одиннадцатым государством, признавшим СССР и установившим с ним дипломатические отношения*****.

***** К началу 1924 г. дипломатические отношения с СССР имели 10 стран: Эсто­ния, Литва, Латвия, Финляндия, Иран, Афганистан, Турция, Польша, МНР и Германия.

 

В феврале 1924 г. были также установлены дипломатические отношения Советского Союза с Италией и Австрией, а в марте - с Турцией, Китаем и Швейцарией.

Франция ставила нормализацию отношений с СССР в зависи­мость от его согласия признать долги царского и Временного пра­вительств и выплатить компенсацию французским гражданам, иму­щество которых было национализировано. Как и в Англии, здесь усиливалась оппозиция этому курсу. За признание СССР и уста­новление с ним дипломатических отношений выступали видные политические деятели, посетившие в разное время нашу страну. Однако правительство Р. Пуанкаре упорно продолжало настаивать на своих требованиях. В качестве повода для обострения отноше­ний с СССР был использован вопрос о Бессарабии, которую Ру­мыния стремилась присоединить к себе и оккупировала еще в 1918 г. Советское правительство предпринимало усилия с целью добить­ся переговоров с Румынией, но французское правительство вме­шалось и сорвало намечавшиеся переговоры.

В мае 1924 г. во Франции состоялись парламентские выборы, на которых победил только что созданный «левый блок», в предвы­борной платформе которого содержался призыв к признанию СССР. Сформированный Эррио кабинет признал советское правитель­ство лишь спустя 5 месяцев – 28 октября 1924 г. Признание Совет­ского Союза Францией, которая на протяжении семи лет занима­ла по отношению к нему непримиримую позицию, означало боль­шую победу молодого советского государства.

Из стран американского континента первой признала СССР Мексика, соглашение с которой об установлении дипломатичес­ких отношений было подписано 4 августа 1924 г.

20 января 1925 г. дипломатические и консульские отношения были установлены с Японией. В подписанном в этот день в Пекине японо-советском соглашении предусматривался вывод японских войск из северной части Сахалина к 15 мая 1925 г. Стороны согла­сились об оставлении в силе заключенного в 1905 г. Портсмутского мирного договора. Вместе с тем СССР сделал оговорку, что он не разделяет ответственность с царским правительством за некото­рые статьи этого договора и за его заключение. Этим подчеркива­лось, что содержавшиеся в договоре положения о Сахалине и Ку­рильских островах являлись временными.

Заключение советско-японского соглашения 1925 г. как бы под­вело черту под периодом, вошедшим в историю как «полоса при­знаний». К середине 20-х годов СССР имел дипломатические от­ношения с 22 странами.

С окончанием гражданской войны и иностранной интервен­ции отпала необходимость в буферном государстве на Дальнем Востоке. В ноябре 1922 г. было принято решение о вхождении Даль­невосточной Республики в состав Советской России.

В начале 20-х годов обострилась обстановка на Ближнем Восто­ке. Произошло это из-за стремления Англии значительно укрепить свои позиции в этом регионе. Она планировала объединить свои колонии в Африке с Индией, Палестиной, Сирией и Месопота­мией. Главным препятствием к этому была Турция. Но спровоци­рованная война Турции с Грецией не оправдала надежды. Турец­кие войска нанесли Греции сокрушительное поражение.

В целях ослабления напряженности на Ближнем Востоке наркоминдел 24 сентября 1922 г. предложил Англии, Франции, Ита­лии, Югославии, Болгарии, Румынии, Греции и Египту созвать конференцию всех стран, заинтересованных в урегулировании ближневосточного кризиса. Это предложение не было принято. Турецкая армия продолжала наступление, тесня греков и продви­гаясь к проливам и Константинополю. Обстановка заставила анг­личан начать переговоры с турками.

Крупное поражение греков привело к отставке двух прави­тельств: Греции и Англии. Греческий король Константин отрекся от престола. Премьер-министр Англии Ллойд-Джордж ушел в от­ставку, и после новых парламентских выборов правительство Ан­глии сформировал Бонар Лоу.

Важное значение для стабилизации положения на Ближнем Востоке имели переговоры советского правительства с Ираном, в результате которых 26 февраля 1921 г. был подписан советско-иранский договор. СССР отказался от всех неравноправных договоров, конвенций и соглашений, которые были заключены царской Рос­сией с Ираном.

Спустя два дня, 28 февраля 1921 г., был заключен договор между Советской Россией и Афганистаном. Обе стороны признали независимость друг друга и обязались оказывать взаимную помощь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.