Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группировка способностей






Каждая специальность требует своеобразных способностей, а специальностей — тысячи, десятки тысяч. Каковы же основные группы способностей?

Прежде всего нужно выделить относительно общие способности, необходимые для достижения успеха в любой деятельности (см. схему 7). Среди относительно специальных (необходимых для достижения успеха в каком-то определенном, ограниченном круге видов деятельности) уместно выделить две крупные группы: интерсоциальные и конструктивные способности.

Интерсоциальные способности — это все те личные качества, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

Конструктивные способности — это все те личные качества, которые обеспечивают успех в преобразовании окружающего мира, в его улучшении (изучение и практическое преобразование природы и общества).

Оба эти вида способностей (как и другие, рассматриваемые ниже) взаимно переплетаются, и приведенное на схеме деление их достаточно условно.

Среди интерсоциальных способностей в свою очередь уместно выделитьорганизаторские и коммуникативные. Комплекс организаторских способностей был приведен на стр. 131. К коммуникативным способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают способность человека к согласованным действиям в коллективе (способность понять и учесть интересы других людей, способность подчинить свое поведение коллективным задачам).

Среди конструктивных способностей целесообразно выделить оперативно-исполнительские и гностические (познавательные).

Оперативно-исполнительские способности — это все личные качества, которые обеспечивают энергичные, точные, четкие, быстрые, ловкие и т. п. действия по практической реализации замыслов. Об организаторских способностях мы уже говорили.

144

Психомоторные способности — это личные качества, обеспечивающиедвигательную умелость (по-латыни «мотор» — двигающий, «мотус» — движение). Эти способности ярко проявляются в спорте, искусстве (балет, ваяние), в таких «вечных» профессиях, как слесарь, хирург, гравер, в работе всякого мастера-умельца (вспомните рассказ Лескова о легендарном Левше, подковавшем блоху).

Автору этих строк довелось видеть, как машинист экскаватора (на стройке), вызванный в связи с возникшей небольшой аварией, быстро и ловко орудовал огромным ковшом, уверенно пронося его в нескольких миллиметрах от уже установленных витринных стекол. По сложности эта задача, по-видимому, была не ниже, чем балетное соло. Во всяком случае, когда дело было сделано, раздались аплодисменты наблюдавших за работой. В сознательной деятельности (в труде, спорте, производственном обучении) движения всегда как бы опираются на знания, опыт, рассуждения о ходе работы. Человек как бы соединяет голову с руками, поэтому и говорят «психомоторные», а не просто «моторные» (двигательные) способности. Человек с ярко выраженными психомоторными способностями — это, образно говоря, человек с «умными» руками (а если речь идет о спорте или балете, то с «умным» телом).

К гностическим (от греческого «гнозис» — познание) способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают, с одной стороны, быстрое и точноераспознавание предметов, явлений (ориентировку в обстановке, в наблюдаемых фактах), а с другой стороны — успешное оперирование отраженными образами действительности (знаками, символами, понятиями, идеями, общими правилами или типизированными представлениями — художественными образами).

Среди гностических способностей можно выделить диагностические и креативные. Диагностические — это те, благодаря которым человек быстро замечает, распознает важные конкретные признаки известных общих закономерностей, видов и групп явлений и по отдельным признакам делает (конструирует) общее заключение, диагноз.

Например, дежурный по станции, встречая и наблюдая поезд, замечает, в частности, особый шум и

145

ненормальный внешний вид буксы одного из вагонов. Это позволяет принять необходимые меры и, может быть, спасти жизнь людей. Наладчик ткацких станков должен учесть множество признаков (симптомов), быстро и точно поставить правильный технический диагноз — определить причину неполадки, брака и пр. Диагнозы, строго говоря, ставит не только врач. По-гречески «диагностикос» — значит способныйраспознавать, определять. Любой разумный работник в любом деле должен ставить своего рода диагнозы. Без этого невозможна никакая работа. Организатор должен распознавать настроение руководимого им коллектива; агроном — состояние всходов, почвы и несметное количество других обстоятельств; животновод — особенности состояния и поведения животных, качество корма и т. п. Человек, обрабатывающий какой-либо материал (металл, дерево, ткань), должен диагностировать и качество сырья, и качество инструмента, и качество продукта.

Способность ставить правильные диагнозы в той или иной области — ценнейшее профессиональное качество человека. Недаром говорят: «Один да зорок — не надо и сорок».

Креативные способности позволяют человеку по-новому представить виденное, придумать нечто новое, неизвестное ранее. Эти способности можно подразделить на научные и художественные. Например, у каждого человека, очевидно, когда-нибудь «текли слюнки» при стуке посуды, запахе пищи и др. Однако великий ученый физиолог И. П. Павлов нашел в этом, казалось бы, всем известном явлении нечто удивительное и новое. В самом деле, стук посуды, звук шагов человека, приносящего обычно пищу, сигналы сами по себе «несъедобные». Почему же они вызывают пищевую реакцию? В результате «неотступного думания», тщательного экспериментального изучения этого явления И. П. Павлов создал теорию условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Согласно преданию, Исаак Ньютон удивился однажды самому обычному явлению — падению яблока. В самом деле, почему оно падает, и падает именно вниз, а не вверх? В результате тщательного изучения явлений падения тел люди узнали о законе всемирного тяготения.

146

Карл Маркс, по словам В. И. Ленина, берет самое обычное, повседневное явление — обмен и, анализируя его, вскрывает все противоречия капиталистического общества.

Все эти примеры проявления высокого уровня способностей к научной работе — из прошлого. В настоящее время научная работа становится столь же массовым занятием, как и многие другие; она находится на службе общественного управления, производства, здравоохранения. Многие сотни и тысячи научных работников изо дня в день на своих рабочих местах добывают и анализируют факты, делают выводы; поэтому можно было бы приводить неисчислимое множество соответствующих примеров.

Примеры проявления художественных способностей можно также в бесчисленном количестве найти не только в области литературы, музыки, театра, архитектуры, но и в области прикладного искусства, в сфере культурного обслуживания трудящихся. Строго говоря, художественные профессии тоже становятся массовыми, и представители их обслуживают тех, кто работает у станка, водит комбайн, лечит людей и т. д.

Общая классификация способностей приведена на схеме 7. Почти каждая профессия (специальность) требует наличия одновременно многих способностей, но в разных соотношениях. Ни один из этих видов способностей сам по себе, без остальных, как правило, не может обеспечить успешной деятельности.

Могут спросить: «А где же педагогические или, например, технические способности?» Вспомним комплекс педагогических способностей (см. стр. 132). Пункты 1, 4, 7 и 8 относятся к конструктивным, и притом главным образом гностическим способностям, пункты 2, 3, 5 и 6 — к интерсоциальным. Если иметь в виду не учителя средней общеобразовательной школы, а, например, мастера профтехучилища, спортивного тренера ил«преподавателя балетной школы, то в комплекс их способностей нужно добавить и психомоторику. Мастер должен уметь не только рассказать, но и мастерски показать. Итак, педагогические способности складываются из определенного сочетания выделенных нами групп способностей.

Точно так же обстоит дело с техническими способностями. Но прежде всего следует учесть, что мир техники

147

так же необъятен, как человеческая практика, и при этом все расширяется. Технические способности портного-модельера, конструирующего новую одежду, отличаются от технических способностей химика-аппаратчика, дистанционно управляющего технологическим процессом, или кулинара, конструирующего новый вкусовой букет, или конструктора-машиностроителя, или инженера — организатора производства.

Техника — это не обязательно только то, что связано с механизмами, это совокупность орудий и навыков трудовой деятельности. Для инженера-организатора техника может состоять, например, в картотеке оперативного контроля, системе хранения и быстрого поиска нужных документов, системе видеотелефонной связи с управляемыми объектами, а техника для инженера-куратора (информатора) — в системе справочников и других информационных средств.

Приведенные на схеме 7 основные способности в различных сочетаниях могут обеспечить хорошую пригодность к самым разнообразным видам труда, профессиям, специальностям.

Упражнение. Приведите примеры (из жизненных наблюдений, кино, художественной литературы и т. п.) яркого проявления у людей различных групп способностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.