Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и задачи восстановительного обучения






Современные представления о высших психических функциях, о закономерностях их нарушения, путях их восстановления позволили сформулировать главные задачи восстановительного обучения: восстановление нарушенной функции как психической деятельности, а не приспособление больного к дефекту и возвращение больного в нормальную, а не в упрощенную среду жизнедеятельности.

Л.С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под руководством А.Р. Лурия. Их условно делят на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические принципы.

К первым, психофизиологическим, можно отнести:

принцип квалификации дефекта (нейропсихологический анализ нарушенной функции и выявление его механизма, т.е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения).

Принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении. В ряде случаев пораженное звено функциональной системы может быть заменено сохранным.

Принцип опоры на разные уровни организации психических функций. Восстановительное обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы и использовать сохранные уровни нарушенных функций для их восстановления.

Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей (например, на речь, память, интеллект).

Принцип контроля, исходящий из положения о том, что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия).

К психологическим принципам относятся:

принцип учета личности больного. Восстановительное обучение должно исходить из задач лечения человека, восстановления нарушенной функций у больного, а, следовательно, опирается на мотивационную сферу деятельности.

Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного. Опора на прошлый опыт больного позволяет перенести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный, уровень её осуществления.

Принцип опоры на предметную деятельность. Как известно, психические процессы формируются в предметной, специально организованной деятельности. Естественно, что их восстановление должно идти в тех же условиях.

Принцип программированного обучения предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения.

Психолого-педагогические принципы, это:

Принцип «от простого к сложному». При этом главное - определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции. Например, для больного с сенсорной афазией гораздо сложнее выделить отдельный звук, чем понять большой текст.

Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным.

Принцип учета сложности вербального материала. Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста.

Принцип учета эмоциональной сложности материала. Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой клиента.

Л.С. Цветкова, опираясь на свой опыт, подчеркивает необходимость системного применения методов восстановительного обучения, обеспечивающих комплексное воздействие на дефект и восстановление поведения в целом. Практика показала, что изолированные метод или прием могут привести лишь к частичному и малоустойчивому эффекту, к восстановлению изолированной операции, а не функции в целом.

Использованная литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., ПСС, Т.3, 1986, 2001

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М., 1960

3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти, М., 1976 т.1

4. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение МПСИ. 2005

5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии, Ростов/Д, 2003

6. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе М., 1985

7. Хомская Е.Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии М., 1991

8. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение, М., 1988

9. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности, М., 1995

10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение МПСИ. 2005

11. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, 2010

12. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.