Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический «огонек».






 

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.

Педагогические задачи таких «огоньков»:

- привить навыки самоанализа и коллективного анализа происходящего, коллективного обсуждения;

- научить ребят видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего избежания подобных ошибок;

- воспитать в ребятах потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами;

- научить ребят правилам поведения и выступления, искусству разговора;

- формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, мыслей, поступков и построения перспектив на будущее.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и самим собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в этих «огоньках» – систематичность [9, с.29].

Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о значении для отряда в целом и каждого в отдельности прошедшего периода времени, проведенных дел; о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?

Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время «огонька».

На аналитическом «огоньке» вожатый выражает свое мнение через слова и высказывания ребят. Он соглашается с тем, что говорили одни, не соглашается с тем, что говорили другие, поддерживает третьих и т.д. Вожатый цитирует слова детей, ссылается на их мнение, приводит их оценки. В этом случае в подростке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются; усиливается желание все чаще и чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

Итак, что в аналитическом «огоньке» должно быть обязательно и чего не должно быть:

а) выступление, по возможности, каждого члена отряда; б) предложена схема анализа; в) особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней); г) обсуждение и оценка работы командира отряда, или органов самоуправления, или творческой группы и т.д.; д) слова вожатого, обобщающие мысли детей. а) выступлений лишь отдельных ребят; б) обсуждения чисто эмоционального восприятия происходящего; в) обидной критики; г) длинной речи вожатого; д) нерешенных вопросов и проблем по окончании «огонька» (по крайней мере, должен быть намечен некий план действий).

 

Тематический «огонек»

 

Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием» [9, с.42].

Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).

Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор» [9, с.42].

Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.

И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

- развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины.

Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:

а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;

б) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.

Для решения этой задачи педагог может использовать следующие приемы (предложены в методических рекомендациях к.п.н Морозовой М.И.) [17]:

- Микроисследование, экспресс-опрос (по карточкам).

- Демонстрация аудиовизуального ряда (отрывки из фильмов, слайды, фотографии, прослушивание авторских песен и т.п.).

- Чтение отрывков художественных или публицистических произведений (газета «1 сентября» – «Пушкинские проповеди» Л.И. Маленкова, «Человековедение» - В.А. Сухомлинский «Письма к сыну»).

- Элементы психологического тренинга (Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения).

- Перечисление пословиц и поговорок.

- Примеры из биографии, жизненного опыта великих людей, анализ афоризма.

- Незаконченное предложение (Хорошая жизнь – это…; Чтобы иметь друзей, надо …).

- Анализ факта, события, ситуации.

Во время тематического «огонька» должно идти разностороннее обсуждение проблемы, определение каждым собственного мнения, собственной позиции, соблюдаться правило корректности ведения разговора.

Ведущий «огонька» для получения более эффективного результата может использовать такие приемы ведения диалога, как [там же]:

- Парафраз (краткий пересказ сказанного, если мысль выражена подростком недостаточно четко, запутанно…).

- Стимулирование идей, суждений («О! Это интересная мысль. Давайте подумаем вместе…»)

Технологические правила [там же]:

- не спешить брать на себя роль арбитра в споре,

- не прерывать обсуждение собственными высказываниями («Вожатый говорит не ранее, чем пятый»),

- оперативно определять и заострять противоречия,

- использовать разногласия в суждениях выступающих,

- промежуточное подведение итогов (если поток идей прекратился, но проблема еще не полностью раскрыта)

Приемы расширения мысли [там же]:

- вопросы продуктивного типа: что будет, если…? При каком условии это утверждение будет верно?

- анализ ситуации, суждения, афоризма (должны быть заготовлены заранее).

Приемы корректировки мысли [там же]:

- попросить разъяснить понятие, слово (что ты имеешь в виду, когда говоришь…);

- попросить доказать суждение (при этом можно определить софистическое звено в цепочке рассуждений).

Сигналом к завершению разговора может служить начавшееся повторение суждений. На этом этапе формулируются общие выводы, обобщается сказанное.

Подросткам предлагается минуту помолчать и мысленно ответить на вопросы: «Что дал мне этот разговор? Что я понял, осознал?»

Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

а) разностороннее обсуждение темы, проблемы;

б) создание условий для активного высказывания идей, суждений;

в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

 

Конфликтный «огонек»

 

Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.

В коммунарской методике «огонек»-откровенный разговор был одним из самых важных, поскольку на этом «огоньке» не анализировался день или дело, не обсуждались конкретные поступки. «Откровенный разговор» - это «огонек», на котором обсуждался каждый член отряда как личность, давалась общественная характеристика, оценка ему как человеку, товарищу, члену коллектива» [9, с.33].

Подобный «огонек» труден как для детей, так и для вожатого. Детям нелегко преодолеть барьер психологического комплекса «ложного товарищества». Для вожатого нелегко создать такой настрой, чтобы «огонек» не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.

В настоящее время в «Орленке» проводятся несколько иные «огоньки» - конфликтные. Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатый пытается разрешить проблему разными путями: более тщательно продумывает индивидуальную занятость подростков, совместную деятельность, организовывает занятия вместе с психологами и т.д. И в том числе проводит конфликтный «огонек», если приходит к решению, что такой «огонек» нужен его отряду.

В принципе данный «огонек» схож с «откровенным разговором», поскольку и здесь идет обсуждение ситуации, дается оценка поступка. Но только не каждому члену отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам возникновения и возможным последствиям.

Конечно, так или иначе, на «огоньке» будет идти обсуждение ребят, причастных к возникновению конфликта. Здесь также возможно прикосновение к чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребенка – его самооценке. Потому подобный «огонек» готовится с особой тщательностью.

«Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет «огонек», когда у отряда есть «эталон» для сравнения, для обсуждения. Возможно, так и родился «этический рассказ» (или «легенда», как мы говорим в обиходе)» [9, с.34].

Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.

Вожатому (а этот «огонек» ведет только он!) необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений.

Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:

а) особая тональность разговора; б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»; г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым). а) разбора «персональных» дел; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.