Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренние интеграционные процессы и региональная политика.






В течение нескольких столетий Германия была раздроблена на ог­ромное количество владений различных категорий: княжества, граф­ства, герцогства, епископства, вольные города, которые террито­риально переплетались в самой причудливой чересполосицей. Мно­гие земли нынешней Германии сохранили свое оригинальное «лицо»: культуру, уклад жизни, хозяйственную специфику.

Переход экономики восточной части Германии на рыночные отношения привел к резким изменениям ее хозяйственных струк­тур. Многие отрасли и предприятия сократили объемы производ­ства, сменили ассортимент производимых товаров или оказались невостребованными и были ликвидированы. Ряд территорий ста­ли «зонами бедствия» — Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрин­гия (табл. 2.3). Глубокой реконструкции подвергся топливно-энер­гетический комплекс бывшей ГДР. В несколько раз сократилась добыча бурого угля. Была реорганизована на новом техническом

уровне электроэнергетика.

На общем фоне тотального сокращения объемов производства на востоке Германии некоторые отрасли сумели сохраниться и получить развитие. Это относится к автомобилестроению. Заводы в Айзенахе, Цвикау и Людвигсфельде (производили легковые авто­мобили «Вартбур», «Трабант» и грузовики) после реконструкции стали выпускать автомобили «Опель», «Фольксваген» и «Дайм-лер-Бенц». В крупные центры автомобилестроения превратились Лейпциг и Хемниц, где разместились филиалы компаний «БМВ» и «Фольксваген». Электротехнические производства возникли в Саксонии. Бурное развитие переживает столица объединенной

Германии — Берлин.

Важнейшим условием интеграции стало воссоединение транс­портной системы страны. Восстановлено регулярное автомобиль­ное, железнодорожное, водное и авиационное сообщение между западной и восточной частью страны. В качестве крупнейшего транс­портного узла возродился Берлин.

В первые годы после воссоединения экономический рост в во­сточных землях достигал 10 %. В настоящее время эти темпы резко замедлились и стали ниже западногерманских показателей. Поэто­му уровень ВВП на душу населения на востоке страны сейчас со­ставляет 60 % от западного. Уровень безработицы на востоке почти в 2 раза выше, чем на западе страны. Для окончательного и реаль­ного объединения Германии потребуется еще значительное время и дополнительные субсидии.

Социально-экономические и военно-политические катаклиз­мы, неоднократно потрясавшие Германию в XX в., безусловно, сказались на масштабах и характере проводимой ею региональ-


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Социально-экономические показателе земель ФРГ   Табл ица 2.3
Земля Площадь Население ВВП
тыс. км2 % млн чел. % %
Баден-Вюртемберг 35, 7 10, 0 10, 4 12, 7 13, 6
Бавария 70, 5 19, 8 12, 1 14, 8 16, 2
Бранденбург 29, 4 8, 3 2, 6 3, 2 2, 0
Гессен 21, 1 5, 9 6, 1 7, 4 8, 1
Мекленбург — Передняя Померания 23, 2 6, 5 1, 8 2, 2 1, 3
Нижняя Саксония 47, 6 13, 3 7, 9 9, 6 7, 3
Северный Рейн — Вестфалия 34, 1 9, 6 18, 0 21, 9 26, 5
Рейнланд-Пфальц 19, 8 5, 6 4, 0 4, 9 4, 1
Саар 2, 5 0, 7 1, 1 1, 3 1, 2
Саксония 18, 4 5, 1 4, 5 5, 5 3, 0
Саксония-Анхальт 20, 4 5, 7 2, 7 3, 2 1, 7
Тюрингия 16, 2 4, 5 2, 5 3, 0 1, 8
  Шлезвиг-Гольштейн 15, 7 4, 4 2, 8 3, 4 3, 1
  Берлин 0, 9 0, 3 3, 6 4, 0 4, 1
  Бремен 0, 4 0, 1 0, 7 0, 8 3, 9
  Гамбург 0, 7 0, 2 1, 7 2, 1 2, 1
  Старые земли 248, 1 69, 6 64, 9 81, 4 89, 2
  Новые земли 108, 5 30, 4 17, 6 18, 6 10, 8
  Германия 356, 6 100, 0 82, 5 100, 0 100, 0

ной политики. Начало (первый этап) активных усилий ФРГ по региональному переустройству страны относится лишь к после­военному периоду (конец 40-х — конец 50-х гг.) в связи с необ­ходимостью оказания срочной помощи территориям, наиболее сильно пострадавшим в результате Второй мировой войны. Сле­дующий этап (60 —80-е гг.) ассоциируется с относительно бла­гоприятной фазой экономического развития страны, когда эко­номика была на подъеме, а уровень занятости оказался настоль­ко высоким, что в ряде отраслей материального производства проявилась даже нехватка рабочей силы. В связи с этим регио­нальная тактика заключалась в первую очередь в мобилизации резервов недоиспользуемой рабочей силы и концентрации уси­лий на так называемых федеральных центрах роста. Негативные 82


ч

моменты данного этапа проявились в связи со структурными трудностями в регионах концентрации каменноугольной и ме-талЛургической промышленности (Руре, Сааре и др.), породив­ших проблемные зоны.

Наконец, выделение новейшего этапа обусловлено вхождени­ем новых федеральных земель (бывшей ГДР) в хозяйственный комплекс страны, в результате чего экономика Германии оказа­лась расколотой. После объединения страны диспропорции в со­циально-экономическом развитии земель значительно усилились. С одной стороны, в стране имеются такие регионы концентрации производственных мощностей, как Рейнско-Майнский, Рейнско-Неккарский, Штутгартский, Мюнхенский, Ганноверский, Бер­линский, Бременский, Нюрнбергский, Гамбургский, Лейпциг-\. ский, концентрирующие 2/3 всего населения страны и до 80 % промышленного производства. С другой — прибавились сравни­тельно слаборазвитые и менее заселенные бывшие округа ГДР — \ Росток, Шверин, Нейбранденбург (земля Мекленбург в прошлом, •сегодня — Мекленбург—Передняя Померания), которые наряду; с бывшей пограничной зоной с ГДР (от Фленсбурга до Пассау), •.отдельными местностями на юге и юго-западе страны, а также староосвоенными горнопромышленными Руром и Сааром пред­ставляют собой сегодня «головную боль» для боннского прави­тельства. Последнее вынуждено решать две качественно разные и весьма сложные задачи: необходимость решения назревших струк­турных перемен и дальнейшего приспособления хозяйства к внеш­ним и внутренним вызовам и коренной системной трансформа­ции экономики бывшей ГДР.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем можно объяснить современное федеративное устройство стра­ны, ведь она с известной долей условности может считаться моноэтни­ческой страной? 2. Почему немецкая нация считается одной из самых «молодых» в Европе? 3. В каких отраслях мировой экономики позиции Германии особенно весомы? 4. Что вам известно о региональной поли-, тике ФРГ, направленной на выравнивание уровней развития западных и восточных земель страны? 5. Одна из ведущих отраслей экономики ФРГ — туризм. Популярными местами являются Альпы, Озерные края в Голь-штейне и Мекленбурге, Боденское озеро (Швабское море) и озера в предгорьях Альп в Баварии. Продолжите перечень туристских мест в Гер­мании. 6. Один из наиболее крупных городов Германии был основан еще римлянами как «колония ветеранов», отчего и получил имя «колон». В Средние века его называли Святым городом, Римом Севера и даже Иерусалимом Севера (из-за проживания в те времена крупной еврей­ской общины). Здесь находится один из самых знаменитых в мире кафед­ральных соборов, называемый стеклянным храмом (благодаря обилию витражей). О каком городе идет речь?


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.