Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя






Основная задача семинарских занятий — научить студентов пони­мать смысл и содержание нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и применять эколого-правовые нормы к конкретным ситуациям.

Необходимый для подготовки к занятиям нормативный материал приведен ниже в перечне основных и дополнительных нормативных актов. При пользовании этими перечнями сле­дует иметь в виду, что они носят лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших, нормативно-правовых актов и теоретических источников. Для этого студенты должны пользоваться возможностями библиотечного фонда, изучать актуальные тексты международно-правовых актов, содержащихся в справочных правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др., в связи с этим, в списках нормативных актах не указываются источники их первоначального опубликования. Приветствуется использование ресурсов Интернета в части поиска информации на официальных сайтах природоохранных министерств и ведомств, уставными документами, программами деятельности общественных экологических организаций.

Ниже также приводится основная и дополнительная литература. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Указание к каждой теме списка дополнительной литературы не означает, что студент при подготовке к занятиям должен ознакомиться с каждым из указанных в данном списке источников. Дополнительную литературу следует использовать в ходе подготовки рефератов, обзоров судебной практики, курсовых и дипломных работ.

Закон как источник экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г., иные специальные (экологические) федеральные законы как источники экологического права. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации как источников экологического права. Указы Президента Российской Федерации как источники экологического права. Постановления Правительства Российской Федерации как источники экологического права.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) как источники экологического права. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права. Корпоративные (локальные) нормативные правовые акты как источники экологического права.

Нормативный договор как источник экологического права. Между­народные договоры как источники экологического права. Федеративный договор, договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­цией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как источники экологического права. Иные виды нормативных договоров как источники экологического права.

Государственные стандарты, природоохранные, строительные, са­нитарные, противопожарные и иные специальные нормы и правила Другие нормативно-технические акты (документы). Их соотношение с источника­ми экологического права.

Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа в межсессионный период, которая составляет не менее 34 % от общего объёма, отведённого на изучение дисциплины.

В самостоятельной работе студент опирается на учебную программу курса «Экологическое право» и методические рекомендации по его изучению. Наряду с учебной и дополнительной литературой, указанной в настоящем учебно-методическом комплексе, нужно самым тщательным образом изучать источники действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Надо также следить за изменением в законодательстве, которые публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете», а также пополнять их за счёт нормативных баз данных «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс» и др. и усваивать соответствующие вопросы тем с учётом происходящих изменений.

Необходимо систематически знакомиться и знать руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации. Информацию о судебной практике возможно получить в журналах «Российская юстиция» и Бюллетене Верховного суда Российской Федерации.

Большое значение для источников российского законодательства имеют решения Конституционного суда Российской Федерации. Принимаемые им решения (постановления) могут существенно влиять на содержание и юридическое значение законодательства. Конституционный суд РФ вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащий Конституции РФ, а такое решение, по сути своей означает, что закон в целом или его часть не подлежит применению.

Значительную помощь студентам при изучении курса «Экологическое право» и применение его знаний на практике может оказать журнал «Экологическое право». Целью индивидуальной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения материала, навыков самостоятельной работы с рекомендованной литературой и нормативными источниками, развитие у студента умения самостоятельного сбора нормативной и фактической информации для научного анализа правовых явлений, норм экологического права, экологических правоотношений и вопросов их реализации. Результатом выполнения заданий для индивидуальной работы должны быть: правильный ответ на вопрос задания; юридическая обоснованность ответа со ссылкой на конкретные правовые нормы, логичность и последовательность изложения, максимально краткая и точная формулировка выводов.

 

Задания для самостоятельного контроля знаний

 

1. Экологическое право относится к числу:

1)самостоятельных отраслей российского права

2)неосновных отраслей

3)институтов административного права

4)подотрасли конституционного права

 

2.Предметом экологического права являются отношения по:

1)природопользованию

2)охране окружающей среды

3)использованию земельных участков различных категорий

4)взаимодействию общества и государства

 

3.Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

1)экологический контроль

2) экологическую экспертизу

3) правовой режим особо охраняемых природных территорий

4)охрану земель и недр

5) правовой режим лесопользования

 

4.Методы эколого-правового регулирования...

1)императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий

2) формально-юридические методы

3) сравнительно-правовые методы

4) убеждение и принуждение

5)гипотеза, диспозиция, санкция

 

5.Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов- это.

1)антропогенный объект

2)природно-антропогенный объект

3) природный ландшафт

4) искусственный ландшафт

 

6.Основным конституционным правом человека является право...

1) каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2)граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной

среды

3)граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность

4) на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений

 

6.Соответствие между понятиями по различным методам (объектам)

1)земля, вода, недра: императивный и диспозитивный

) гносеология, статистический, сравнительно-правовой

3) дозволение, предписание, запрет

4) объекты охраны окружающей среды

5) метод правового регулирования

6) метод научного познания

7)средство (метод) эколого-правового регулирования

8)метод (форма) реализации экологического права

 

7.Эколого-правовые норма, определяющая права и обязанности участников
экологического правоотношения, делятся на.

1) материальные нормы

2)процессуальные нормы

3) срочные нормы

4) исполнительные

 

8.Экологические правоотношения могут возникнуть между:

1) органом исполнительной власти и гражданином

2)гражданином и общественным объединением

3) политическими партиями

4) органом исполнительной власти и окружающей средой

5) предприятием и окружающей природной средой

 

9.Субъектом экологического права выступают:

1)государственные органы исполнительной власти

2) общественные объединения

3)граждане

4) чрезвычайная ситуация природного характера

5)земля, животный и растительный мир

 

10.Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права...

1) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

2)Конституция РФ

3)Гражданский кодекс РФ

4)Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

5) Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»

 

11.Граждане и юридические лица могут иметь в собственности...

1)земельные участки

2) леса, расположенные на землях лесного фонда

3)реки и озера

4) недра

5)животный мир в естественной среде обитания

 

12.Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к

1)федеральной собственности

2)собственности Федерации и субъектов РФ

3)государственной и муниципальной собственности

4) граждан

5)юридических лиц

 

13.Изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, называется.

1) реквизицией

2) конфискацией

3) национализацией

4) приватизацией

 

 

14.Комплексное природопользование является формой...

1)специального природопользования

2)общего природопользования

3) особого водопользования

4)коллективного природопользования

 

15.Субъектами специального природопользования могут выступать.

1)юридические лица и индивидуальные предприниматели

2) любые физические и юридические лица

3) только юридические лица

4)субъекты РФ

16.Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не.

1) наносит ущерба окружающей среде

2)нарушает прав и законных интересов иных лиц

3) вредит интересам других лиц

4)нарушает интересов государства

 

17.Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой.

1)управление

2)наблюдение

3)мониторинг

4) аудит

5)экспертизу

 

18.Органы специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это... 1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ

2)Федеральное Собрание РФ

3)Правительство РФ

4) Государственный комитет экологии

5) Министерство охраны окружающей среды

 

19.Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является.

1) обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды

2)оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий

3) нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды

4) разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации

 

20.Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам. 1)Министерства здравоохранения и социального развития РФ

2)Министерства природных ресурсов РФ

3) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

4)Министерства сельского и лесного хозяйства

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.