Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как ваш мозг различает время.






Вспомните, что в НЛП мы фокусируемся, глав­ным образом, на процессе или структуре, а не на содержании. Поэтому мы задаем вопрос: «Как наш мозг понимает время?» Что, происходящее внутри головы, позволяет нам знать о различии между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о последовательности событий в прошлом? Мозг должен делать что-то для этого, иначе мы не смогли бы разделять события, происходящие в нашей жизни. Одна под­сказка заключается в самом способе, которым мы го­ворим о времени:

«Это еще впереди».

«Я постоянно оглядываюсь назад и не могу изба­виться от этого».

Такие высказывания являются пространственны­ми метафорами понятия времени, и описывают, как мы при помощи метафор наделяем «понятия» смыс­лом. Пространственная метафора времени позволя­ет нам «установить положение» времени в простран­стве относительно своего тела.

Проведите следующий эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните время около пяти лет назад, когда вы де­лали это. Конечно, вы, наверное, не сможете вспом­нить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществ­ляли это действие. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. Затем вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года спустя и пять лет спу­стя.

Когда вы вспоминали и представляли данную де­ятельность, вы, вероятно, наблюдали в своем созна­нии ряд картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы за­мечаете.

Черно-белой или цветной выглядит каждая карти­на?

Содержит ли каждая картина движущиеся эле­менты?

Трехмерной или плоской выглядит каждая карти­на?

Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

Каждая ли картина заключена в рамку или выгля­дит как панорама?

Насколько яркими выглядят картины?

Становится ли яркость больше или меньше, когда вы уходите дальше в прошлое?

Как далеко вы видите каждую картину?

Как различается фокус картин?

Где вы видите каждую картину в своем поле зре­ния?

Способ, которым мы кодируем время, позволяет нашему мозгу мысленно различать «прошлое», «настоящее» и «будущее». Он также позволяет нам знать, к насколько давнему времени относится дан­ное воспоминание. Мы также можем различать прошлое и настоящее, прошлое и будущее и знаем, на­сколько далеко находится это будущее. Обычно мы делаем это неосознанно. Подсознание помнит поло­жение воспоминаний. Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных психотерапии, на линии времени зада­ет такой вопрос: «Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?» Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний, и когда мы смотрим в зеркало, мы сравниваем то, что видим, с прошлыми воспоминаниями о том, как мы выглядим, и говорим: «Да, это я». В НЛП мы называем этот на­бор воспоминаний линией времени. Наше ощущение идентичности является метауровневой системой от­счета.

При работе с линией времени важнейшим компо­нентом является положение картин. Большинство людей кодируют и сохраняют «время» линейным образом. Обратили ли вы внимание на важность по­ложения в списке субмодальностей линии времени? Это связано с тем, что для «времени» вы используе­те пространственную метафору. Кодирование «вре­мени» при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.

Для кодирования изменений времени мозг должен выбрать аналоговую субмодальность.

Из-за пространственной метафоры (линии), ис­пользуемой в случае «времени», для кодирования и сохранения «времени» мы используем, главным об­разом, визуальную субмодальность положения. Хронологическое расстояние по времени мы кодируем в терминах размера и/или расстояния. Яркость и интенсивность указывают на другие аспекты времени. У нас есть «потухшие воспоминания», «смутное или мрачное прошлое» или «яркое будущее».

Кодирование «времени» при помощи поло­жения — основной способ репрезентации мозгом времени последовательным обра­зом.

Аудиальные субмодальности не позволяют осуще­ствить одновременный доступ к воспоминаниям. Неточность кинестетических субмодальностей у боль­шинства людей исключает всякий смысл их использования для хранения времени. Мы можем репрезентировать намного больше информации визуально, чем при помощи аудиальной или кинестетической системы. Конечно же, каждый человек обладает своим собственным способом хранения време­ни. Итак, одна система имеет преимущество перед другими. Однако способ, при помощи которого вы храните время, имеет определенное значение. Что случится, если ваше прошлое появится прямо перед вами? Ваши воспоминания, появившиеся прямо пе­ред вами, будут управлять вашим состоянием и по­ведением.

Субмодальности «линии времени» (выполняется в группе из трех человек)

1. «Б» выбирает действия, которые выполняет до­статочно часто. Возьмите, например, поездку на работу, чистку зубов, завтрак и т. д.

2. «А» подводит «Б» к тому, чтобы он подумал о нескольких случаях выполнения данной деятель­ности. (Если «Б» испытывает трудности при из­влечении из памяти конкретных воспоминаний, ему следует просто представить, как он выполнял/будет выполнять эти действия).

а) год назад;

б) неделю назад;

в) вчера;

г) сегодня;

д) завтра;

е) на следующей неделе;

ж) в следующем году.

3. «А» узнает у «Б» различающиеся субмодально­сти каждого воспоминания. Проверьте в этом уп­ражнении все три основные репрезентативные си­стемы. Уделите пристальное внимание таким па­раметрам, как положение картины, ассоциация/ диссоциация, расстояние, размер, четкость, внут­ренний диалог и т. д.

Для определения различий этих картин при их не­изменном содержании «Б» будет некоторым обра­зом осуществлять к этим картинам внутренний доступ. Как он узнает, что одна картина относится к прошлому, другая – к настоящему, а третья – к будущему? Как он узнает различия между дав­ним и недавним прошлым?

4. Поменяйтесь ролями.

5. Обсудите результаты, поделившись сходствами и различиями.

6. Поэкспериментируйте с личными формами време­ни для того, чтобы узнать, как это изменяет переживания. Предположим, что в воспоминаниях о прошлом вы ассоциированы, а в картинах будуще­го – диссоциированы; что случится, если вы из­мените это на противоположное? Или, предполо­жим, что ваше будущее появляется слева, а прош­лое – справа; что случится, если вы измените это? Какой эффект произведет переключение с одной картины на другую? Поэкспериментируйте с другими субмодальностями. Когда закончите, верни­те все в исходное состояние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.