Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современных условиях






Как отмечалось ранее, во вспомогательном производстве возникло много нерешенных проблем, которые не позволяют эффективно развивать основное производство. Значительная часть проблем – отсутствие должного уровня автоматизации. Рассмотрим особенности проблем вспомогательного производства.

Для вспомогательного производства в настоящее время характерна значительная часть ручного труда, а также нерациональное единичное и мелкосерийное производства, что удорожает продукцию (инструмент, стоимость ремонта).

Во вспомогательном производстве используется малоэффективное оборудование, гораздо более низкий уровень механизации и автоматизации, по сравнению с основным производством.

Крайне низким пока остается уровень специализации и возможности рациональной кооперации со специализированными фирмами (ремонт, транспортировка) не используются продуктивно. Так, например, производство инструмента в РФ на специализированных предприятиях составляет 25% от общего объема, в США эта цифра составляется 65%.

 

Направление совершенствования инфраструктуры предприятия:

· развитие техники, повышение уровня автоматизации, улучшение состава основного капитала. Прежде всего это необходимо в производстве инструмента, оснастки, складском хозяйства.

· Необходимо совершенствовать технологию производства, комплексно решать проблемы основного и вспомогательного производства.

· Необходимо повысить уровень специализации вспомогательного производства в целом в экономике страны, необходимо увеличить долю специализированных предприятий, прежде всего в производстве инструмента, транспортных операциях.

· Необходимо повышение квалификации работников. Вспомогательному хозяйству необходимо уделять больше инвестиционных ресурсов, прежде всего в наукоемких отраслях.

 


Тема: «Планирование деятельности предприятия

в рыночной экономике»

Сущность планирования и задачи разработки плана

Планирование – процесс разработки и реализации планов предприятия. В условиях рыночной экономики плановая деятельность важнейшая функция управления. План предприятие разрабатывает самостоятельно. Поскольку планирование – основа деятельности современных предприятий, то планирование можно рассматривать в различныхаспектах:

7. Важнейшая функция руководителей всех уровней.

8. План задает программу работы предприятия на различные периоды деятельности и тем самым устанавливает важнейшие финансово-экономические показатели и темпы их роста на предприятии.

3. План предприятия является основой для оценки положения предприятия в рыночной экономике, а также оценка его конкурентоспособности.

4. План является основой разработки систем стимулирования труда.

В планах предприятия различных уровней решаются следующие задачи:

5. Обосновывается стратегия на длительную перспективу.

6. Обосновываются важнейшие финансово-экономические показатели и темпы их роста.

7. Обеспечивается экономное использование всех ресурсов.

8. Обеспечивается снижение себестоимости продукции и нужный уровень прибыли предприятия.

9. Обеспечивается эффективный инвестиционный процесс, т. е. процесс расширения производства.

 

Взаимосвязь планирования с общими функциями управления

Функции управления – вид управленческой деятельности. План недостаточно разработать, его надо реализовать. Поэтому все менеджеры выполняют следующие функции управления:

4. Организация деятельности подчиненных – определение задач, вытекающих из плана, установление сроков выполнения управленческих решений, определение состава работников по реализации управленческих решений.

5. Текущее руководство, координация. Промежуточный контроль управленческих решений для реализации плана.

6. Контроль управленческих решений по реализации плана.

7. Мотивация труда – поиск стимулов эффективного труда подчиненных.

 

Система планов предприятия и организация плановой работы

В силу продолжительности процессов планирования, предприятие разрабатывает несколько планов, где разработка ведется в определенной последовательности. Стратегические планы предприятия разрабатываются на перспективу, текущий (технико-экономический) план предназначен для реализации стратегии.

 

Стратегический (долгосрочный) план на 4-5 лет

 

 

Стратегический (среднесрочный) план на 2-3 года

 

 

Текущий план на год

 

Рис. 2.1. Система планов предприятия

Планы разрабатываются в указанной последовательности. Текущий план реализует стратегию. Обратная связь показывает возможность изменения стратегии при изменении внешней среды и результатов работы предприятия.

Долгосрочный стратегический план определяет ключевые показатели развития: новый ассортимент продукции, прибыль, численность занятых, инвестиции. Среднесрочный план содержит более детализированные показатели.

Основные функции плановой работы выполняет планово-экономический отдел.

Его функции заключаются в следующем:

· сбор и анализ данных для разработки планов всех уровней;

· обоснование заданий плана;

· контроль за выполнением плана.

Остальные отделы работают во взаимодействии с планово-экономическим отделом.

Отдел маркетинга осуществляет планирование сбыта, продвижение продукции.

Финансовые службы планируют конечные показатели финансовой деятельности: прибыль, рентабельность, инвестиции в расширение производства.

Отдел кадров осуществляет стратегическое планирование численности, правильное соотношение основных категорий работающих.

 

Стратегическое планирование предприятия

Стратегическое планирование - набор решений, которые приняты руководством и ведут к разработке двух основных стратегий: долгосрочное (4-5 лет), среднесрочное (2-3 года). Планируют укрупненные показатели по всем основным направлениям работы фирмы. Стратегию разрабатывает руководство и представляет её собственникам.

Основные задачи стратегического планирования:

5. Эффективно распределить все ресурсы (фонды, технологический опыт).

6. Адаптироваться к внешней среде, то есть предусмотреть возможные изменения валютных курсов, состояния конкуренции, НТП, иные внешние воздействия.

7. Всесторонне улучшить внутреннюю структуру предприятия, культуру компании.

 

Процесс стратегического планирования

Таблица 3.1

1. Анализ внешней среды → 2.Обследование слабых и сильных сторон фирмы → 3.Формулировка миссии → 4.Определение цели организации →
8.Оценка стратегии ← 7.Реализация стратегии ← 6.Выбор стратегии ← 5.Анализ стратегических альтернатив

 

Рассмотрим сущность отдельных этапов.

1. Анализ внешней среды – изучение влияния всех компонентов среды, состояния экономики внутренней и мировой, политических процессов в странах, изменение законов, НТП. Для анализа применяются специальные методики.

2. Обследование слабых и сильных сторон фирмы – управленческое обследование. Для обследования применяются специальные методы, например SWOT-анализ. Обследование ведется по следующим направлениям:

· 2.1 производство;

· 2.2 маркетинг;

· 2.3 финансы;

· 2.4 кадры;

· 2.5 культура фирмы.

3. Формулировка миссии – краткая формулировка основных целей фирмы, сущности её работы на рынке. Подчеркиваются различные аспекты деятельности, например качество товаров, доступность цен.

4. Определение целей организации. Цели должны быть максимально конкретными, по возможности должны быть представлены числовыми показателями. Например: увеличить долю рынка с 24% до 26%.

5. Анализ стратегических альтернатив. Альтернатива – возможный вариант стратегии. При выборе альтернатив учитывают 4 базовые стратегии:

· Стратегия ограниченного роста. Используется в традиционных технологиях, то есть без быстрых темпов роста. Цели и темпы роста устанавливаются по показателям прошлого года.

· Рост фирмы – ежегодное значительное повышение показателей над уровнем прошлого года. Применяется в динамично развивающихся отраслях, в наукоемких производствах.

· Сокращение. Темпы роста показателей ежегодно уменьшаются по сравнению с предыдущим годом.

· Сочетание стратегий. Применяется обычно лишь в крупных компаниях.

6. Выбор стратегии. Выбирается одна стратегия. Для реализации нужного отбора применяются специальные методики.

7. Реализация стратегии. Предусматривает специальные программы, позволяющие выполнить стратегию при изменении среды функционирования.

8. Оценка стратегии при необходимости ее уточнение и пересмотр.

 

Технико-экономическое (годовое) планирование

Годовой план включает в себя 6 разделов, и как отмечалось является детальной программой работы предприятия на год.

Главная цель - обеспечить сбалансированную работу предприятия в целом и всех его подразделений. Годовой план имеет поквартальную разбивку. План связан с оперативным планированием показателей на меньшие периоды времени.

Содержание годового плана.

План разрабатывается до начала года планово-экономическим отделом. После разработки нужные показатели доводятся до подразделений.

1. Производство продукции.

1.1. Объем производства в натуральном и стоимостном выражении.

1.2. Реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении (планируются объемы, которые должны быть обязательно проданы).

2. Ресурсное обеспечение предприятия.

2.1. Основные производственные фонды (обновление и эффективность использования).

2.2. Оборотные фонды (потребность в них и эффективность использования).

2.3. Оборотные средства (собственные и заемные).

2.4. Трудовой потенциал (затраты на оплату труда, численность занятых).

3. Оценочные показатели.

3.1. Себестоимость продукции.

3.2. Производительность труда.

3.3. Процент роста реализованной продукции.

3.4. Прибыль, рентабельность продукции и капитала.

4. Финансовые обязательства предприятия.

4.1. Платежи в федеральные и местные бюджеты.

4.2. Погашение кредита и выплата процентов по ним.

5. Социальное развитие.

5.1. Развитие непроизводственной сферы.

5.2. Улучшение условий труда.

5.3. Подготовка и повышение квалификации кадров.

6. Природоохранные мероприятия.

6.1. Уменьшение влияния производства на окружающую среду (реализация отходов, уменьшение загрязнения).

6.2. Безопасность продукции для человека и внешней среды.

 

Планирование производства и фонда оплаты труда

План производства и реализации – важнейший раздел плана. План состоит из двух разделов:

· план производства и реализации продукции в натуральном выражении;

· план производства и реализации в стоимостном выражении.

План производства в натуральном выражении – это показатели выпуска продукции определенной номенклатуры и ассортимента. Эта часть плана решает две задачи:

- согласовать выпуск продукции с потребителями рынка;

- согласовать выпуск конкретных видов продукции с производственными мощностями и материальными ресурсами.

Раздел плана по определению выпуска в стоимостном выражении позволяет осуществить увязку плана производства с финансовыми показателями предприятия.

Важнейшим плановым показателем является плановый объем товарной продукции, который рассчитывается по формуле:

ТПпл = ∑ (Вi * Цi) + ∑ Уj, где

n – количество видов товарной продукции;

m – количество услуг;

Вi – план выпуска i-го вида продукции;

Цi – оптовая цена i-го вида продукции;

Уj – объем услуги i-го вида в стоимостном выражении.

 

При планировании заработной платы рассчитывают фонд заработной платы в текущем году и среднюю зарплату.

Плановый фонд заработной платы (ФЗП) это сумма денежных средств для выплаты за год по следующим видам:

· тарифные ставки;

· оклады;

· сдельные расценки;

· премии;

· все виды доплат (за совмещение, за качество).

При планировании ФЗП соблюдают следующие условия:

· рост производительности труда должен опережать рост заработной платы;

· необходимо усиливать ориентацию работников на цели предприятия;

Для расчета оплаты труда применяют различные методы: укрупненный метод, по средней заработной плате, нормативный метод.

Фонд заработной платы в планируемом году по укрупненному методу:

ФЗПпл = ФЗПбаз * Ко + Эчисл * ЗПсред, где

ФЗПбаз – фонд заработной платы в базовом (прошлом) году;

Ко – коэффициент роста объема производства;

Эчисл – изменение численности работников в планируемом году;

ЗПсред – средняя зарплата в базовом году.

 


Тема: «Планирование инвестиций

и оценка их экономической эффективности»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.