Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Правовое регулирование третейского судопроизводства






 

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Какие нормативные правовые акты составляют основу регулирования третейского разбирательства?

Основополагающим являются названный ранее Федеральный закон от 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации». Правовое регулирование третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются третейские соглашения, кто может быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.

Помимо этого закона третейское разбирательство регулируется положениями и регламентами о третейских судах, а также, в значительной степени, волей сторон. Последняя вообще имеет решающее значение, так как именно ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная с того, будут ли стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия в третейском суде и, соответственно, обязательность исполнения будущего решения стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает.[9]

Еще одним актом, регулирующем эту сферу деятельности, считается Закон РФ от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».[10] Он очень близок по содержанию закону о третейских судах, а основываются оба этих правовых акта, так же, как и новый АПК РФ, на одних и тех же международных документах: во-первых, это регламент ЮНСИТРАЛ; во-вторых, Нью-Йоркская конвенция 1956 года о порядке признания и исполнения решения международного коммерческого арбитража.

Противоречий между ними нет. Положения закона о третейских судах не распространяются на решения споров международного коммерческого арбитража, так как последний регулирует отношения с участием международного (иностранного) элемента.[11]

Указанные законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих третейских учреждений закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.[12] Названные законы предусматривают возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский процессуальный кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в суде общей юрисдикции.[13] Таким образом, ГПК РФ так же составляет основу регулирования третейского разбирательства.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.