Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры для развития познавательной сферы, которая является психологической базой для развития многих навыков.






Кубики с прорезями развивают зрительное восприятие. Задача - соотнести форму объемной фигуры с прорезью такой же формы. Предлагается детям с трех лет. В этом возрасте ребенок будет действовать методом проб и ошибок, а к пяти годам он должен уметь выполнять задание при зрительном соотнесении.

Мяч развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции. Мяч можно привлекать при решении практически любой развивающей задачи (например, при развитии памяти или фонематического слуха, расширении словарного запаса, автоматизации звуков и т.д.). Особенно подвижные игры с мячом рекомендуется использовать при работе с чрезмерно подвижными детьми. С помощью игр с мячом энергию детей можно направить в нужное русло, структурируя их деятельность, придавая ей целенаправленный характер.

Набор геометрических фигур разной формы (квадраты, треугольники, круги). Предлагаем разложить их по группам. В этом задании развиваются способности объединять предметы по общему признаку (совершать простейшие обобщения). Также фигуры используются для развития счетных операций, моторики и конструирования.

Пирамидка - с ее помощью можно работать сразу по нескольким направлениям:

  • восприятие величины колец - учимся классифицировать предметы от большого к маленькому, понятия " большой - маленький";
  • восприятие цвета - отрабатываем основные названия цветов предметов по названию;
  • счет (пересчет колец);
  • развитие памяти (какого цвета кольцо спрятано);

Пирамидкой можно начинать играть с 1, 5 - 2-х лет. К 2, 5 - 3 годам ребенок должен уметь собирать пирамиду с учетом величины колец.

Более простым пособием, чем пирамида являются бочонки, вкладывающиеся друг в друга. Ими начинаем работать в 1 - 1, 5 года.

После того, как научились собирать бочонки, можно переходить к матрешке из трех - четырех элементов. Позже доходим до шести. Здесь мы можем наблюдать понимание инструкции, разумность и последовательность действий, учет размеров частей матрешки. К пяти годам дети способны собирают шестисоставную матрешку.

Мягкий конструктор используется для развития моторики пальцев рук, зрительного восприятия и таких мыслительных процессов, как анализ и синтез. Анализ - это расчленение целого на части, а синтез - это составление целого из частей. Эти процессы развиваются у ребенка с одного года, когда он стремится сломать игрушки, посмотреть, что у них внутри. Задача малыша, собирающего мягкий конструктор, правильно соотнести части между собой, собрав из них целое.

Пелых Н. И., учитель-логопед ДОУ № 1410, Москва

В нашем детском саду комбинированного вида пять логопедических групп, в которые входят воспитанники от 4 до 6 лет с общим недоразвитием речи (средняя, старшая, подготовительная). Дети, поступающие в среднюю группу, находятся либо на I уровне ОНР (реже на II), либо имеют моторную алалию. В анамнезе: патология беременности, родов, родовая травма, асфиксия и др.
Логопедическое обследование проводится ежегодно с 1 по 15 сентября. Ребята обследуются только индивидуально, в несколько приемов: проверяется уровень их умственного и речевого развития.
Стандартная форма речевой карты для неговорящих детей подходит мало, поэтому автор составил другую, где акцент делается на понимание речи ребенком, его общее развитие, логическое мышление, поскольку иногда в группы попадают воспитанники с задержкой психического развития (Приложение).
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (большой, средний, маленький);
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток);
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей, пирамиду из пяти колец);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего).
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (звукоподражаниями; отдельными слогами, как правило, ударными, вместо целого слова; двухсложными или трехсложными словами; словосочетаниями; предложением из аморфных слов);
- использует ли мимику, жесты;
- обращается ли с просьбами.
При обследовании понимания речи ребенку предлагается ряд заданий.
Выполнение просьб и инструкций
- Открой/закрой дверь, шкаф, глаза, рот; принеси/отнеси куклу, мяч, книгу; дай/возьми карандаш, машину, тетрадь;
- возьми пирамиду со стола и принеси ее мне;
- возьми книгу, положи ее на стол, а карандаш со стола принеси мне.
Обследование номинативного словаря
1. Предметный словарь:
- покажи предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
2. Предикативный словарь:
- покажи, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит).
3. Классификация предметов:
- покажи, где находятся (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).
Обследование грамматических категорий
- Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
- единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
- настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
- формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
- нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
закрась карандашом контур предмета;
- выполнение действий в соответствии с названным признаком (вези машинку быстро/медленно);
- предлоги и предложно-падежные конструкции (достань куклу из-под стола, посади ее на стул, за стол, под стол и т.д.).
Обследование связной речи
Здесь можно использовать беседу.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Кто еще живет с тобой дома?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в дет-
ском саду?
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок на этом этапе, как правило, еще недоступно, но можно попросить ребенка разложить простые рисунки в нужной последовательности и ответить на наводящие вопросы логопеда если не словом, то жестом.
Данные, полученные при логопедическом обследовании, специалист может представить в виде речевой карты на каждого ребенка или оформить как таблицу-схему, в которой будут указаны результаты всех детей группы. Таблицей удобно пользоваться, поскольку она более наглядно отражает уровень развития каждого воспитанника в сравнении с другими.
Приложение
Методика обследования умственного развития детей
Эта методика предусматривает выявление знаний о цвете, форме, величине, пространстве, конструктивной деятельности, об элементарных математических понятиях.
Сначала логопед проверяет уровень знакомства детей с основными цветами: в активной речи, в пассивной, в зрительном соотнесении с образцом или в несоотнесении. По его просьбе ребенок называет цвет предлагаемых колец пирамиды-елочки (логопедический кейс О.Н. Усановой). Если он ошибается, логопед просит дать ему зеленое кольцо. Если сомневается, можно попросить его найти такое же по цвету.
Аналогично обследуется знание геометрических форм, величины предметов. При изучении ориентировки в пространстве можно попросить ребенка поднять руки вверх, опустить вниз, вытянуть вперед, спрятать назад, за спину, показать правую руку, левую. Можно выявить употребление этих слов в активной речи, поиграв с ребенком в игру «Поймай бабочку». Параллельно можно проверить знание расположения предметов в пространстве и понимания предлогов («за», «на», «под», «над») в пассиве и активе. При обследовании конструктивной деятельности ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку, матрешку, сложить картинку. Если ребенок не справляется, логопед помогает ему, показывая, как правильно выполнить задание (например, разбирая пирамиду, выложить колечки в ряд, а затем собрать их в обратной последовательности). При обследовании знаний элементарных математических понятий логопед использует счетные палочки, елочки, грибочки. Можно поиграть с ребенком в игру «Грибники».
Проверка знакомства с обобщающими понятиями также проводится в активе (логопед предлагает ребенку назвать картинки), в пассиве (показать, например, овощи в ряду других предметов, или соотнести их по образцу при за
труднении). Выделение четвертого лишнего можно проводить на слух и по картинкам, что более доступно для детей с ОНР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.