Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очень-очень вкусный пирог






Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...(не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...(отломил)

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту...(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек...(не нашли)
(Д. Хармс)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас...(напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в...(пасть).

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало...(ясно).
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою...(булку).

(Д. Хармс)

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: " Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета. Вы достаете из сумки, например, тарелку и спрашиваете, для чего она нужна? Малыш дает несколько объяснений, называя функции тарелки. Иногда ребенок даже сообщает, какие бывают тарелки. Один мальчик, отвечая на данный вопрос, так и заявил: " У нас тарелки есть большие и маленькие, они на кухне в шкафу. А еще есть в большой комнате, за стеклом, но их мама не дает, она говорит: " Этих даже не касайтесь, перебьете сразу, потому что вам всем наплевать, что они немецкие".

Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?
- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?
- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?
- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?
- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?
- Покажи, в чем варят суп. Как это называется?
- Покажи, чем чистят ботинки. Как это называется?
- Покажи, на чем жарят котлеты. Как это называется?
- Покажи, во что складывают продукты. Как это называется?

Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: " Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: " белая", " блестящая", " широкая" и т. д. В случае явных затруднений помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: " А она тебе нравится? Почему? "

Ложка какая? (Большая)
Стол какой? (Деревянный)
Лопата какая? (Тяжелая)
Ваза какая? (Хрустальная)
Диван какой? (Мягкий)
Ковер какой? (Красивый)
Ведро какое? (Грязное)
Стулья какие? (Маленькие).

Вариантом этого задания служит " Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: " Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:

Самолет... летает.
Лягушка... прыгает.
Червяк... ползает.
Рыба... плавает.
Поезд... едет.
Лампочка... горит.
Корова... мычит.
Лошадь... скачет.
Доктор... лечит.
Корабль... плывет.
Кот... мяукает.

Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения типа " медвежья шкура", " волчий хвост":

Это чье ухо? Заячье.
Это чей хвост? Медвежий.
Это чья нора? Лисья.
Это чьи лапы? Волчьи.
Это чья шерсть? Кошачья.
Это чей нос? Беличий.

Если услышите " волкин", " медведевый", не расстраивайтесь, просто ребенок не сразу осваивает притяжательные прилагательные, приноравливается к ним, пробует разные варианты. Покажите картинку и правильно произнесите слово.

Ошибки говорят о том, что слов становится все больше, что предложения становятся все сложнее. " Я пришел в группу, а он взял машинку, а они говорят, это не его..." - взахлеб рассказывает мальчик маме новости из детского сада. Некогда называть " его" имя, вместо " ребята" - короткое " они". Нужно столько рассказать маме, ведь целый день ее не видел.

Помните, как мы с вами помогали ребенку усвоить некоторые обобщающие понятия? Эту работу нужно продолжать, ведь вопрос для малыша очень трудный. Назовите понятие - " посуда", а затем попросите назвать, что же относится к этому слову. Если ребенок затрудняется, пройдите вместе на кухню, пусть покажет эту самую посуду, а уж потом назовет. Можно сделать и наоборот: вы перечисляете отдельные названия, а малыш называет одним словом: " Апельсин, лимон, груша - это... фрукты".

Мы уже знакомили малыша с этими словами, показывая ему предметы и картинки, разрешая действовать, пользуясь предметами. И теперь делаем так же. Только операции, которые вы можете доверить ребенку, расширяются - пусть попробует расставить тарелки на столе, вытереть посуду, достать выстиранное белье из стиральной машины и рассказать, что делает. Можно попробовать такие задания:

1) продолжи ряд:

груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф...
воробей, синица...
коза, баран...
чашка, блюдце...
шорты, майка...
тапочки, сапоги...
черника, малина...

2) назови одним словом:

рубашка, майка, свитер, брюки - это...
сандалии, ботинки, сапоги - это...
картошка, капуста, свекла - это...
щука, карась, ерш - это...
ромашка, пион, лилия - это...
кровать, тумбочка, стол - это...
яблоко, груша, банан - это...
стакан, тарелка, блюдо - это...

Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: " Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется? " И с удовлетворением услышите реакцию: " Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть! " Ведь вы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор. Пробует ребенок и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее... Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:

карась, сом, утка;
яблоко, лимон, репа;
стол, часы, диван;
кольцо, бусы, панамка;
огурец, апельсин, помидор;
ворона, кот, орел;
автобус, поезд, лошадь;
гвоздика, дуб, береза;
корова, жук, коза.

С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:

" Бабочка плавает, а рыбка летает".
" Утка квакает, а лягушка крякает".
" Волк мычит, а корова воет".
" Лопата пилит, а пила копает".
" Мышка рычит, а медведь пищит".
" Метла рубит, а топор подметает".
" Огонь льется, а вода горит".
" Ветер падает, а снег дует".
" Врач учит, а учитель лечит".
" Гусь кудахчет, а курица гогочет".

Или постройте задание по-другому:

" Арбуз деревянный, а ящик спелый".
" Ножик сладкий, а груша острая".
" Вода длинная, а дорога горячая".
" Варенье мягкое, а кресло вкусное".
" Рука вареная, а картошка сильная".
" Стол вкусный, а сок железный".
" Ребенок каменный, а пол маленький".
" Море стеклянное, а окно глубокое".
" Шуба речная, а рыба меховая".

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:

Да-да-да - в доме кончилась во... (да).
Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши).
Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла).
Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан).
Бе-бе-бе - поиграем на тру... (бе).
Ва-ва-ва - во дворе растет тра... (ва).
Но-но-но - стало в комнате тем... (но)
Га-га-га - у меня болит но... (га).
Со-со-со - отвалилось коле... (со).
Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко).
Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам).
Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут).
Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым).
Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду).
За-за-за - на лугу стоит ко... (за).
Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы).
Ли-ли-ли - мы кота домой ве... (ли).
Ма-ма-ма - это новые до... (ма).
Гу-гу-гу - я по улице бе... (гу).

Когда вы играете с ребенком, между вами идет диалог. На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.

Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. В качестве картинок сгодятся и открытки, и даже фотографии.

Одна из мам, с которой мы как-то разговаривали, поделилась очень интересным методом, используемым ею в занятиях с ребенком. Она показывала малышу семейный альбом, и они вместе описывали изображенных на фотографиях людей и окружающую этих людей обстановку. Рассматривание альбомов было настолько интересным, что увлекло маму не меньше, чем ребенка. Они вместе представляли себе, как жили люди на фотографиях, что делали, внимательно рассматривали одежду, мебель, предметы, которые попали в объектив много лет назад и совсем недавно. В результате этих изысканий мама всерьез увлеклась фотографией, а у малыша с речью было все в полном порядке.

Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью ваших вопросов. Пересказываем, а затем играем, не забывая комментировать свои действия.

Играя с ребенком, давайте возможность малышу пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Если хочется " запрячь" стулья и сесть" на стол-телегу, почему бы не сделать это при условии, что по окончании игры " лошади" займут свои места, а " телега" будет приведена в полный порядок. В " доме" под столом, сделанном с помощью одеяла, немного жарко, зато уютно и совсем как в избушке в лесу, где происходят всякие приключения.

Постепенно пересказывать малыш будет, не опираясь на ваши вопросы, а потом пойдут рассказы " о пережитом", то есть из собственных воспоминаний, о событиях, в которых ребенок участвовал сам или которые видел. Мы уже говорили, как важно давать ребенку возможность рассказать о своих впечатлениях. Вот, например, малыш гулял с бабушкой около пруда и кормил булкой уток. Не отмахивайтесь, когда он начнет рассказывать вам, как все происходило, наоборот, вдумайтесь, как это здорово: маленький человечек уже настолько вырос, что может выразить словами переполняющие его чувства и передать информацию. И в этом, конечно, ему помогли ваши замечательные занятия.

Мы уже делились с вами своими рекомендациями по загадкам (см. Развитие речи у ребенка четвертогогода жизни). Теперь надо сказать несколько слов о том, как научить ребенка придумывать загадки или играть в " объяснялки". Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его. Причем ребенок может рассказать не только о признаках этого предмета, но и о том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать вам, а ребенок будет отгадывать. При затруднениях не поленитесь сами изобразить нужный предмет и попытайтесь научить ребенка показывать действиями то, что он описывает. Попробуем:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.