Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт самоуправления в императорских театрах.






 

Напомним, что у артистов государственных театров была

принципиально иная позиция - они требовали автономии (самоуп-

равления). Именно этот вопрос стал своего рода водоразделом,

разъединившим всю театральную общественность России на несколь-

ко непримиримо противостоящих друг другу лагерей. Был и второй

водораздел - союзы, однако обсудим все по порядку.

Как мы отмечали выше, идея самоуправления - в виде актерс-

ких товариществ - возникла в России во второй половине ХIХ в.

Ее практическое воплощение проходило трудно. И хотя сами актеры

зачастую предпочитали товариществу на паях антрепризу, однако

мощный привлекательный заряд идеи актерского самоуправления все

еще сохранялся.

После I-го Всероссийского съезда сценических деятелей

(1897 г.), В.А.Теляковский, назначенный директором московских

императорских театров, решил обсудить с премьерами Малого теат-

ра возможность работы на автономных началах. На состоявшемся 6

февраля 1899 г. совещании он объяснял им, что " предполагаемый

опыт автономии лучше и надежнее всяких разговоров и убеждений

докажет (...), что кругом появились новые запросы и требования,

и старые, хотя и испытанные рецепты делу не помогут" 532 0. В свою

очередь и сами артисты были недовольны " ведением дела в Малом

театре (...) и сознавали, что необходимо принять какие-то меры,

дабы восстановить былой интерес публики (...). Обвиняли главным

образом контору, театральное начальство и считали, что единс-

твенным выходом из создавшегося положения было бы непосредс-

твенное привлечение их самих, премьеров труппы, к составлению

репертуара и к распределению ролей" 533 0. Премьеры решили, что на

первых порах они сами будут режиссерами, естественно, в домха-

товском смысле. Был даже избран репертуарный совет, но очень

скоро начались " недоразумения".

Они имели объективные причины. Формирование нового и про-

кат текущего репертуара - есть всегда компромисс между множест-

вом факторов: художественной программой театра, возможностями

труппы, занятостью артистов, амбициями премьер и премьерш, ин-

тересами остальных артистов и даже протекцией дирекции и т.д.

Опытный, волевой профессионал способен своим авторитетом сохра-

нять равнодействующую линию в этой сложной, чреватой конфликта-

ми, условиях. Таким управляющим был Вл.И. Немирович-Данченко,

таким же был А. И.Южин-Сумбатов, который в течении 10 лет (1908

- 1917) разрабатывал для труппы Малого театра годовые реперту-

арные планы и добивался их неукоснительного выполнения. Но та-

ких авторитетных профессионалов было мало.

Коллегиальное актерское управление репертуаром в импера-

торских театрах было изначально обречено на неудачу, и вот по-

чему.

Волшебное чудо искусства театра создает у нас, зрителей,

иллюзию гармонии отношений в творческом коллективе; на самом же

деле, труппа, по справедливому замечанию А.П.Чехова, напоминает

" лазарет болезненных самолюбий". Известность и общественное

признание таланта приходят к артисту с сыгранными ролями. В сов-

ременном театре распределение ролей осуществляет режиссер. При

коллегиальном управлении решают сами артисты, естественно, не во

вред себе. И дело даже не в личных, человеческих качествах: ли-

цедейство - условие их профессии, актер не может не играть. Оче-

видно, что при автономии формирование нового и прокат текущего

репертуара зависит, преимущественно, от личных или групповых ин-

тересов членов репертуарного совета. Поэтому " сами же артисты, -

пишет В.А.Теляковский, - пришли к заключению, что управлять са-

мостоятельно театром не могут" 534 0.

Аналогично сложилась судьба самоуправления и в Александ-

ринском театре в 1901 г. По инициативе все того же Теляковского

был учрежден репертуарный совет, который получил право выбирать

пьесы и распределять роли. Против этого выступила М.Г.Савина,

которая на первом же заседании совета " торжественно заявила: -

" Я ухожу из состава совета, ибо не считаю возможным лишать ди-

рекцию власти распоряжаться по-своему репертуаром, который от-

ныне как бы во власти артистов. Я привыкла слушать приказания

начальства, этим только приказаниям и повинуюсь и на ограниче-

ние власти дирекции и ее неограниченной монархии не пойду.

После чего встала и ушла" 535 0.

Однако ни для кого из присутствующих не было секретом лу-

кавство М.Г.Савиной - будучи неофициальным директором Александ-

ринки, она диктовала конторе свою волю в выборе репертуара; в

случае же автономии (самоуправления) ей пришлось бы конфликто-

вать со своими коллегами-артистами или, как минимум, считаться

с их желаниями. А посему она сочла за благо отказаться.

Репертуарный совет в Александринке, по свидетельству Теля-

ковского, так же скоро пропал, как и возник.

Однако уже в годы первой русской революции 1905 г. идея

самоуправления вновь становится знаменем актерского сплочения.

Общество живет ожиданием перемен: " пролетарии всех театров, со-

единяйтесь! " - в полном соответствии с духом времени призывал

А.Р.Кугель. Даже очень далекий от всякой политики С.В.Рахмани-

нов подпишет обращение об автономии императорских театров.

На волне этих общественных ожиданий артист Александринско-

го театра Н.Ф.Арбенин публикует развернутый проект автономии

казенных театров. Необходимость изменения системы управления он

обосновывал следующими аргументами: " в театральном деле нет

жизни, нет общих интересов (...), царит рутина, огромную роль

играют протекция и знакомства, расположение или нерасположение

начальства, что отражается как на художественном (распределение

ролей и участие в репертуаре), так и на материальном (размер

оклада и увеличение его) положении артиста" 536 0.

Н.Арбенин предлагал учредить выборный " Совет артистов" с

правом решения следующих вопросов: формирования и проката ре-

пертуара; посезонную разработку " художественного плана" с расп-

ределением ролей; приглашения и увольнения артистов; " обоснова-

ния сметы труппы", установление окладов артистам; избрание - на

4 года - управляющего труппой.

А.Р.Кугель отнесся к проекту Н.Арбенина скептически: " Воз-

можно ли, впрочем, вообще автономное устройство в императорских

театрах - по крайней мере в настоящее время? " - задавал он ри-

торический вопрос и отвечал: " Нам представляется это сомнитель-

ным. (...) Мы не верим в желание большей части артистов принять

такую форму правления. Следует помнить, в какой атмосфере вы-

росли артисты императорских театров, какая атмосфера их окружа-

ла, в каких нравах, свычаях и обычаях они выросли" 537 0.

Критик как в воду глядел - труппа императорских театров

отторгла автономию.

Об этот же барьер споткнулся опытный А.И. Южин-Сумбатов,

подготовивший в 1907 г. с участием К.Н.Рыбакова проект автоно-

мии Малого театра. Он считал, что " театр может исполнить свое

назначение только тогда, 2когда он будет в руках самих артис-

2тов 0" 538 0. Будущее Малого театра ему виделось в форме 2" субсидируе-

2мого театра, переданного в полное ведение самим артистам" 539 0.

Он предлагал организовать товарищество с _ 2общниками 0.театра.

Выбранное ими правление решает все художественные и администра-

тивные вопросы. Далее в четырнадцати [! - Г.Д.] пунктах он под-

робно описывает условия договора, сумму субсидий, принципы

распределения прибыли, отношения с Дирекцией и особо акцентиру-

ет внимание на финансовой выгоде своего проекта - " _ 2на вечные

_ 2времена. 0 казна избавляется от расходов по пенсиям Малого театра,

что представляет миллионные сбережения в будущем" 540 0.

Казалось бы, ничего не забыл дальновидный А.И.Южин, но

главное из виду все-таки упустил - своих же братьев-артистов.

Когда подготовленный им проект стал известен труппе, она высту-

пила против, " особенно горячо и устно и письменно высказывался

М.П.Садовский" 541 0.

Может создаться впечатление - уж коли артисты так дружно

похерили проект автономии, то, как дважды два, они должны были

бы выдвинуть или поддержать какую-нибудь альтернативную ей идею

в Феврале. Ан нет, мышление артиста - " тайна великая есть", и

подчиняется она не арифметической логике таблицы умножения, а,

скорее, неевклидовой математике. Главный, постоянный и осязае-

мый враг артиста - власть, начальство. Пришла свобода - долой

власть, долой начальство, мы сами без них все сладим и сделаем...

И в Москве, и в Петрограде артисты государственных театров

бурно митинговали, требуя автономии. Общественное мнение скло-

нялось в их пользу. Чувствуя это, А.Р.Кугель разразился большой

статьей, в которой писал: " автономно или не автономно будут иг-

рать те самые актеры, в которых давно угас " святой огонь безу-

мия" и которые обжились на казенных местах, как на теплой пери-

не, - от этого мало что изменится.

Дело может кое-как идти при " автономии" при двух условиях:

либо на основании денежнего и материального расчета, который

есть, как известно, не только двигатель, но и регулятор жизни.

Автономия же государственных театров мыслится так: государство

дает средства и платит, а актеры ставят и играют что хотят и

по-своему устроят " жизнь искусства", движимые лишь идеальными

целями. Увы, от такой автономии никакого толку не будет. (...)

во всяком случае (...) автономии должна была бы предшествовать

коренная реорганизация театров, омоложение персонала, уход на

покой заслуженной инвалидной команды и приглашение в состав уп-

равления (...) других руководителей и работников.

Почему лица, заинтересованные лично в распределении ролей,

могут об этом вопросе судить более беспристрастно и объективно,

чем лично незаинтересованные? " 542 0

В заключительном пассаже статьи он обобщил свои размышле-

ния постановкой вопроса о необходимости целостной, системной

политики государства в театральном искусстве, вырабатывать и

проводить которую должны компетентные, знающие профессионалы:

" При том огромном размахе, какой приобрела русская революция,

театральная работа гг. комиссаров - кажется, так они называются

- в высшей степени робка, рутинна и непродуманна. Случайные

" совещания" со случайными лицами, и главное - основная ошибка

г.г. комиссаров заключается в том, что под государственно-теат-

ральным вопросом почему-то разумеется единственно судьба бывших

императорских театров. (...) нужен план, нужна идея реформы

(...) и нужны - тут я должен отказать временному правительству

в поддержке - совсем другие комиссары, чем весьма почтенные гг.

Головины, которые ведь никакого, абсолютно никакого, отношения

к театру не имели, не имеют и иметь не могут..." 543 0.

Он абсолютно прав - власть должна была предложить обществу

четкую, артикулированную программу, или, по крайней мере, ос-

новные принципы государственной культурной политики, в которой

были бы сформулированы ее главные приоритеты, отношение к орга-

низациям культуры всех форм собственности - государственной,

муниципальной и частной. Останутся ли последние бедными пасын-

ками или могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны

государства? Какие меры предполагается принять, чтобы обеспе-

чить социальную защиту работников искусства? Эти и множество

других, аналогичных вопросов не могли не волновать творческую

интеллигенцию России.

Однако ни сколько-нибудь подробного плана, ни готовой раз-

работанной программы у Временного правительства и ее театраль-

ных комиссаров - Н.Н.Львова и сменившего его 12 марта потомка

византийской императорской династии Комнинов, Председателя 2-ой

Государственной думы Ф.А.Головина - не было. Было понимание,

что искусство развивается в условиях свободы, но была и сформи-

рованная многовековым историческим опытом ментальность госу-

дарственности. Но как концептуально и практически примирить

творческую свободу с государством, его державным произволом к

художнику (что было хорошо известно из истории), - эти вопросы

стали яблоком раздора для художественной интеллигенции России

на все последующие восемь месяцев.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.