Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, факторы, классификации 5

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Самара, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 5

1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, факторы, классификации 5

1.2 Профессиональное выгорание работников в сфере социальной работы 17

Выводы по теоретической главе. 27

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ.. 28

2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования. 28

2.2 Изложение и анализ результатов исследования. 30

2.3 Профилактика и коррекция профессионального выгорания специалиста по социальной работе. 36

Выводы по практической главе. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 50

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что работа с людьми предполагает общение, а общение, в свою очередь, предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют крайне активного эмоционального общения, результатом чего может стать равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе психологическую. Моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания (СЭВ) [4].

Специальность социального работника включает в себя не только профессиональные умения и навыки, также важна личностная составляющая человека, который может помочь другим людям в трудной жизненной ситуации. В процессе длительного профессионального взаимодействия с клиентом на социального работника оказывают негативное влияние различного рода социально-психологические факторы.

Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность организма, переживание тяжелого стресса, психологические травмы. Факторами риска в социальных профессиях являются молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы.

Впервые термин СЭВ был заявлен в начале 70-х гг. XX века американским психологом X. Фрейденбергером (1974). Он описал это явление как ухудшение пси­хического и физического самочувствия в результате истощения энергии в про­цессе перегрузки проблемами других людей. Также исследованиями феномена эмоционального выгорания занимались К. Маслач (2011), Р. Кочюнас (1999), В.В. Бойко (1996), В.Е. Орел (2001) и др.

Объект исследование: специалисты социальной работы

Предмет исследования: социально-психологические факторы, формирующие эмоциональное выгорание у социальных работников.

Цель исследования: изучение проблемы эмоционального выгорания у специалистов социальной работы и разработка мероприятий по его профилактике.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «синдрома эмоционального выгорания», его симптомы, классификации, факторы развития.

2. Определить специфику развития эмоционального выгорания в сфере социальной работы.

3. Изучить влияние социально-психологических факторов, формирующих социальное выгорание у социальных работников.

4. Описать приёмы и методы профилактики профессионального выгорания у специалистов по социальной работе.

Гипотеза исследования: на развитие эмоционального выгорания у социального работника оказывают влияние такие социально-психологические факторы, как возраст, стаж профессиональной деятельности, особенности стрессоустойчивости.

Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, Методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости, методы статистической обработки результатов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.3. Психологічний зміст взаємодії в тренінговій групі | Конференция по социальному и школьному питанию




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.