Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы горячего декорирования стеклоизделий и их отличительные признаки.






Декорирование, наносимое в горячем состоянии (в процессе варки стекломассы или переработки ее в изделие – то есть в процессе изготовления изделия):

1) авантюриновое стекло – стекло с мелкими включениями золотистых частиц

- хромовый – зеленый

- медный - оранжевый

2) глушеные стекла (эмаль – непрозрачные, опаловые – полупрозрачные, опалесцирующие – с белой дымкой внутри)

3) надцвет/подцвет

Надцвет – тонкая пленка из цветного стекла на изделии из бесцветного стекла.

Подцвет – тонкий окрашенный слой на внутренней поверхности или внутри стенок.

4) разделка насыпью – на поверхности изделия очень мелкие зерна стекломассы, вплавленные в виде сплошного покрытия, рисунка или полос (пульку прокатывают по горячей плите, на которой рассыпан стеклопорошок в виде рисунка, дальше изделие выдувается)

5) декорирование пузырьками в виде рисунка внутри стекломассы (пульку прокатывают по соде (Na2CO3), опускают в бесцветную стекломассу и выдувают, внутри стекломассы Na2CO3 разлагается на NaO и CO2 (пузырьки))

6) украшение филигранью – одноцветные или двухцветные спиралеобразные нити или ажурная сетка по объему стекломассы.

7) декорирование миллефиори (рисунок из цветных пятен)

8) разделка кракле (под мороз) – рисунок из трещинок, напоминает ледяной узор внутри объема стекломассы (пульку опускают в холодную воду, поверхность растрескивается, опускают в горячую ванну, и трещины залечиваются.

9) разделка валиком – волнообразная поверхность на изделии, изделия имеют частично сглаженные валики.

10) декорирование стеклонитями из стеклотканей

11) иризация – тонкая радужная пленка с перламутровым отблеском (радужные переливы).

12) сульфид-цинковое стекло – стекло, окрашенное молекулярными красителями, внешне напоминают слабо глушенное стекло, состоящее из сочетания пятен (полос) белого цвета (за счет образования ZnS) и желто-коричневого цвета (за счет образования FeS).

 

 

17. Силикатные материалы: определение, природные и искусственные силикаты. Классификация керамических изделий.

Силикатные материалы - различные материалы, содержащие в своем составе простые и сложные соединения кремнезема (SiO2), т. е. оксида кремнезема с оксидами металлов.

По происхождению делятся на природные и искусственные силикаты. Примерами простейших соединений могут быть силикаты натрия и калия (Na2O * n SiO2 или K2O * n SiO2) – так называемое растворимое стекло. Более сложными соединениями являются каолинит, муллит и др.

К природным силикатам относятся минералы и горные породы. Отличие минерала от горной породы в том, что минерал представляет собой однородное тело, а горная порода – смесь различных минералов. Примерами являются полевые шпаты, глины, каолин, гранит и др. Гранит состоит из минералов – кварца, полевого шпата и слюды.

Искусственными силикатами называются изделия и вещества, получаемые в результате заводской обработки природного силикатного сырья с добавкой других минеральных материалов. К таким силикатам относятся цементы на силикатной основе, керамические и стеклянные изделия.

Керамика – изготовление и использование изделий из пластической глины с минеральными добавками, которые после обжига превращаются в водостойкие и огнестойкие изделия.

Классификация керамических изделий:

1) изделия грубой керамики – изделии с неоднородной структурой в изломе, различаемой невооруженным глазом и имеющей естественную окраску (желтовато-коричневую): черепица, красный кирпич и др.

2) изделия тонкой керамики – изделия, имеющие плотный спекшийся или мелкопористый черепок с однородным строением, обычно белый или слабо и равномерно окрашенный: фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика и др.

По наличию глазури:

1) глазурованные – гладкая ровная поверхность (тонкая керамика)

2) неглазурованные (грубая керамика)

По плотности черепка:

1) плотные – водопоглощение менее 5 % (фарфор)

2) пористые – водопоглощение более 5 % (фаянс, майолика)

По назначению:

1) бытовые (посуда и художественно-декоративные изделия)

2) архитектурно-строительные (для строительства и украшения зданий)

3) технические (применяемые в радиотехнической, авиационной, автомобильной и др. промышленностях)

 

 

18. Характеристика изделий из хрустального стекла: виды по составу, свойства, особенности декорирования и способы идентификации.

Хрустальные стекла, используемые для изготовления хрустальных изделий, подразделяются на:

1) хрустальное стекло, содержащее в основном оксид кремния, а количество оксида свинца, бария, калия и цинка в отдельности или в сочетании – не менее 10 %

2) малосвинцовый хрусталь, содержащий от 18 до 24 % оксида свинца

3) свинцовый хрусталь, содержащий от 24 до 30 % оксида свинца

4) высокосвинцовый хрусталь, содержащий более 30 % оксида свинца

5) бариевый хрусталь – хрустальное стекло, содержащее не менее 18 % оксида бария и оксиды щелочных металлов

Отличаются большой прозрачностью, высоким коэффициентом преломления (игра света), мягкие стекла (кроме бариевого), хорошо обрабатываются алмазным кругом для получения декора «алмазная грань». Продолжительный, мелодичный звук при ударе, сильный блеск поверхности, бесцветный оттенок.

В основном применяется в холодном состоянии механич способ:

На пов-ти изделия алмазным кругом наносят различные рисунки:

· Номерная шлифовка (простые рисунки, часто повторяющиеся, небольшие по размеры до1, 5см, доп другой рисунок-цветочки)

· Валовая шлифовка – кружочки-ямочки

· Гравировка – узкий углубления-прорези в виде сложного по композиции рисунка с разными сюжетами (пейзаж, растительный орнамент, историч сюжет)

· Алмазная грань – прорези, клинообразные, шарик (грань полусферой), овальная грань.

· Шлифование пов-ти – матовая круговая полоса или сплошное шлифование пов-ти или рисунок

· Широкие грани – для толстостенных хрустальных изделий (из круга шестиугольнык), потом полировка

Химические способы:

4. Простое (гелиоширное) – травление на пов-ти простого по композиции рисунка в виде мелких цветов, полосы, зигзага. Отличие от номерной шлифовки: при ней углубления, а при хим – плоская матовая пов-ть. Способ изготовления – на пов-ть через трафарет наносят покрытие – воск, потом снимают трафарет и получаются оголенные места и изделия опускают в кислоту и происходит процесс травления, за счет этого обр матовые пятна, рисунки.

5. Сложное или пантографное травление – способ нанесения то же, сложный по композиции рисунок – бутылки для бухла

6. Глубокохуд травление – травление на стекле с надцветом, за счет травление получается двухцветный рисунок, если 3 стекла – трехцветный. (ТЕХНИКА ГАЛЛЕ).

 

 

19. Виды термической обработки стекла: технология, назначения и их влияние на свойства изделий.

Виды термической обработки стеклоизделий:

1. Отжиг – снятие внутренних термических напряжений после формования. Причина термических напряжений – 1) при формовании стеклообразное в-во с внешней стороны соприкасается с воздухом или металлом, быстро остывает -> напряжение сжатия. Внутренний объем за счет плохой теплопроводности стекла при охлаждении внешней стенки находится при более высокой температуре -> напряжение растяжения. 2) Разнотолщенность изделий. При незначительной термической нагрузке или градиенте температур

Процедура отжига – медленное нагревание до температуры размягчения и выдержка и медленное охлаждение.

2. Закалка – назначение: придать стеклу повышенную термостойкость. Технологические этапы: медленное нагревание до температуры размягчения стекла tg, выдержка, резкое охлаждение проточным холодным воздухом или спец жидкостями. Снятие внутр напряжений и создание контраста. Внешний тонкий слой напряжение сжатия, внутр слой – напряжение растяжения. Пов напр сжатия обеспеч:

1. Повышенную термостойкость – спец стекло. Не менее 185 С

2. Безопасность при разрушении распадается на мелкие осколки без острых углов

Триплекс – между двумя или тремя стеклами находится пленка

3.Повышенная ударная прочность

Исп для стаканов общепита - толстостенные

3. Огневая полировка – для изделий после прессования – для создания гладкой блестящей пов-ти, для оплавления кромок после выдувания, для швов после прессования и прессовыдувания.

 

20. Характеристика изделий из натрийкальцийсиликатного стекла: свойства и особенности декорирования, способы идентификации.

Натрийкальцийсиликатное стекло – бесцветное стекло, содержащее в основном кремнезем, оксид одновалентных и двухвалентных металлов. Из него изготавливают оконные стекла, тару, посуду (сортовая стеклянная посуда).

Отличаются желтоватым оттенком и большой мутностью, выщелачивается со временем (происходит поверхностная эрозия), увеличивается мутность, с внешней стороны образуется оксидная пленка.

Глухой или мелодичный, короткий, быстрозатухающий звук при ударе. Малый или повышенный блеск поверхности. Пониженная прозрачность. Нет игры света на гранях.

Особенности декорирования – все, кроме алмазной грани, потому что высокая твердость

Горячий способ декорирования:

· Окрашивание стекла – цветное стекло (прессование и прессовыдувным)

· Разновидность цветных способ – сульфид цинковое стекло – стекло окр сульфидами Fe Zn. Различаются по цветовой гамме: чередованием белых (сульфид цинка) или желто-корич (сульфид железа) или бело-голубым рисунком.

· Глушенное стекло – молочно белые стекла

· Изделия с надцветом: надцвет – цветной слой снаружи, подцвет – цветной слой внутри, в сверху прозрачный. Способ произв надцвета – пульку опускают в прозрачное стекло, потом в цвет и выдувают. Подцвет – наоборот.

· Кракле – сеть мелких тещин внутри объема. Пр-во: на пульку набирают стекломассу, опускают в холодную воду, набирают свежий слой стекломассы.

· Насыпью – изменение фактуры пов-ти мелкозернистый порошок по пов-ти в виде круговой полосы, сплошного покрытия или узора.

· Филигрань – стеклонить внутри объема в виде спирали. Трехцветная спираль внутри объема – веницианская нить. На пульку в виде спирали навивают стеклонити, потом стекломасса и выдувают.

· Пузырьками – внутри объема стекломассы. Вводят в стекломассу гранулы, кот переходят в газообр состояние при температуре формованию

· Стеклоткань накладывают на пульку, добирают пульку, стеклоткань внутри объема и выдувают.

· Миллефиори – в толще стекла разноцветные пятна, круги, фигуры, оргнаменты. Рызкают каплями разного стекла на пульку.

В холодном состоянии механич способ:

На пов-ти изделия алмазным кругом наносят различные рисунки:

· Номерная шлифовка (простые рисунки, часто повторяющиеся, небольшие по размеры до1, 5см, доп другой рисунок-цветочки)

· Валовая шлифовка – кружочки-ямочки

· Гравировка – узкий углубления-прорези в виде сложного по композиции рисунка с разными сюжетами (пейзаж, растительный орнамент, историч сюжет)

· Алмазная грань – прорези, клинообразные, шарик (грань полусферой), овальная грань.

· Шлифование пов-ти – матовая круговая полоса или сплошное шлифование пов-ти или рисунок

· Широкие грани – для толстостенных хрустальных изделий (из круга шестиугольнык), потом полировка

Химические способы:

7. Простое (гелиоширное) – травление на пов-ти простого по композиции рисунка в виде мелких цветов, полосы, зигзага. Отличие от номерной шлифовки: при ней углубления, а при хим – плоская матовая пов-ть. Способ изготовления – на пов-ть через трафарет наносят покрытие – воск, потом снимают трафарет и получаются оголенные места и изделия опускают в кислоту и происходит процесс травления, за счет этого обр матовые пятна, рисунки.

8. Сложное или пантографное травление – способ нанесения то же, сложный по композиции рисунок – бутылки для бухла

9. Глубокохуд травление – травление на стекле с надцветом, за счет травление получается двухцветный рисунок, если 3 стекла – трехцветный. (ТЕХНИКА ГАЛЛЕ).

Пленки и покрытия наносимые на стеклоизделия

· Роспись силикатными минеральными красками: роспись кистью с последующим закреплением 500-600 С. Ручная роспись, печать, шелкография, трафарет, фотопечать, деколь, аэрография.

· Покрытие драг металлами – роспись золотом, серебро, платина

· Покрытие люстровыми красками. Они создают эффект радужной, перламутровой пов-ти, эффект жемчуга. Люстровые краски – органоминеральные. При закрепление (терм обработки) обр оксидные или метал пленки (доли микронов).

· Иризирующие пленки – распыление металлов по пов-ти стеклоизделий в спец камерах при высоких темп с последующим охлаждением на воздухе и окислением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.