Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Особенности психического развития в онтогенезе

Раздел 4. Факторы риска в психическом развитии.

Семинар 1. Тема: Факторы риска. Нормативные и отклоняющиеся условия психического развития.

1. Террактогены. Осложнения при родах.

2. Психическое развитие ребенка в условиях депривации.

3. Дезадаптивное воспитание ребенка в семье: возникновение и развитие агрессии.

Литература к теме: Факторы риска. Нормативные и отклоняющиеся условия психического развития.

Вопрос 1.

- Берк Лаура Е. Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. – 1056 с. С. 161 – 213.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с.

Вопрос 2.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 326 – 339.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с.

Вопрос 3.

- Берк Лаура Е. Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. – 1056 с. С. 805 – 821.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с.

- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные расстройства. – СПб.: Питер, 2010. - 400с.

Раздел 5. Развитие межличностных отношений в онтогенезе.

Семинар 2. 5. 2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развитие в онтогенезе.

1. Антропологическая модель субъективной реальности и её развитие в онтогенезе. Основные ступени развития субъектности человека.

2. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе.

3. Аттракция как особый вид социальной установки на человека. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Список литературы по вопросам к теме: Антропологическая модель субъективной реальности и ее развитие в онтогенезе.

Вопрос 1.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.С. 157 – 204

- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. М., 1996. С. 5 – 27.

Вопрос 2.

-Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - №6.

Вопрос 3.

-Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002. 364с.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 490с

- Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? // Райгородский Д.Я Психология личности: В 2т. С. 363 - 378.

-Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

-Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. С. 303 - 319

-Ремштидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. С. 47 – 98.

Семинар 3. 5.3. Гуманистическая психология о формировании механизмов межличностных отношений.

1. Феноменологический подход К. Роджерса к исследованию психического развития.

2. Потребность ребенка в позитивном внимании к себе. Организмический оценочный процесс.

3. Условия ценности как препятствие здоровому развитию ребенка.

Литература к теме: Гуманистическая психология о формировании механизмов межличностных отношений.

Вопрос 1.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак., 2008. – 490с.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.С. 66 - 71

Вопрос 2.

-Гиппенрейтер Ю.Б. О чувстве самоценности ребёнка. // Семейная психология и семейная психотерапия. 1998.

- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с. С. 261 – 267.

Вопрос 3.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368 с. С. 143 - 156.

- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.

 

Семинар 4. 6. 1. Пренатальное развитие. Младенчество и раннее детство.

1. Пренатальное развитие. Общая характеристика.

2. Младенчество и раннее детство. Социальная ситуация развития.

3. Ведущие виды деятельности и новообразования возраста.

4. Развитие мотивационной сферы и деятельности об­щения. Межкультурные различия в формировании типа привязанности у детей.

5. Формирование сенсомоторной сферы ребенка.

6. Речевое развитие.

7. Кризисы первого года жизни и трех лет.

Список литературы по вопросам к теме: Пренатальное развитие. Младенчество и раннее детство.

Вопрос 1.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 160-162.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.157-214.

Вопрос 2.

- Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 259-265.

- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С.181-183.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368с. – С. 198-204; 208-213.

Вопрос 3.

- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456с. – С. 99-104.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С. 56-81.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364.

- Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М., 1998.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 163-167.

Вопрос 4.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 208-214.

- Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 5-15.

- Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 259-264; 456- 461.

Вопрос 5.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.450.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер. с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364.

Вопрос 6.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С.184-187.

- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456с. – С.379-383.

Вопрос 7.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С. 95-106.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 264-270.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 207-208.

 

Семинар 5. 6. 5. Дошкольный возраст

1. Социальная ситуация развития дошкольного возраста.

2. Особенности игровой деятельности дошкольников.

3. Развитие психических процессов. Формирование общения и мыслительной деятельно­сти дошкольника.

4. Становление личности дошкольников.

5. Кризис семи лет.

Список литературы по вопросам к теме: Дошкольный возраст.

Вопрос 1.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 368с. – С.217-225.

- Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291.

Вопрос 2.

- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360с.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С.299-300.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 368с. – С. 43-254.

Вопрос 3.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер. с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 270-285

- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 528с.

Вопрос 4.

- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1968. – 464с. – С. 211.

- Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 276-285.

- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С.218-220.

Вопрос 5.

- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с. – С. 376-385.

- Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М., 1989. №1. С. 7-42.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176 с.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 36-71.

 

Семинар 7. 6. 6. Психология младшего школьного возраста

1. Социальная ситуация развития.

2. Учебная деятельность как ведущая. Новообразования возраста.

3. Формирование произвольности психических процес­сов и практической деятельности.

4. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийно­го мышления.

5. Развитие интересов и деятельности школьника.

Список литературы по вопросам к теме: Психология младшего школьного возраста.

Вопрос 1.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291.

- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. – С. 348-356.

Вопрос 2.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176 с.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-287.

- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. – М., 1989. – С. 212-215.

Вопрос 3.

- Психология: Учебник. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 752с. – С. 214–217.

- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С. 228-237.

Вопрос 4.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940с.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 287-290.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 243-252.

Вопрос 5.

- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учебное пособие для вузов Высшее образование. – М.: Академия, 2004. – 288с.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291.

- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии 1995. №5. – С.38-50 (см. приложение №4 данного пособия).

- Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384с.

Семинар 8. Раздел 7. Психология подросткового возраста и юности.

1. Социальная ситуация развития и поведение подростка и юноши.

2. Ведущий вид деятельности и новообразования подросткового возраста и юности.

3. Развитие познавательной и потребностно-мотивационной сферы.

4. Самосознание личности.

5. Профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Список литературы по вопросам к теме: Психология подросткового возраста и юности.

Вопрос 1.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 291-302.

Вопрос 2.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 291-302.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 321-326.

Вопрос 3.

- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– 252 с. – С.69-78.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 293-295.

Вопрос 4.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 298-302.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 346-356.

- Эриксон Э. Идентичность: Юностьи кризис: Пер. с англ. – М., 1996.

Вопрос 5.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.438-439.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 295-298.

Семинар 9. Раздел 8. Период зрелости. Развитие личности взрослого человека.

1. Общая характеристика периода развития зрелости. Проблема выбора оснований для построения периодизации развития в зрелом возрасте.

2. Проблема саморазвития личности.

3. Развитие духовности и нравственности личности.

Список литературы по вопросам к теме: Психология подросткового возраста и юности.

Вопрос 1.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 410-411, 306-318.

Вопрос 2.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 318-324

- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50.

Вопрос 3.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 940 с. – C.37-39.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.134-135.

- Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс. Человек перед лицом смерти. Пер. с англ. А. И. Неклесса – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – С. 246

- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50.

- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Семинар 10. Раздел 9. Поздний период жизни.

1. Каскадная модель старения (Биррен).

2. Изменение когнитивных функций при старении.

3. Социальная ситуация развития в позднем периоде жизни.

Список литературы по вопросам к теме: Поздний период жизни.

Вопрос 1.

Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-314.

- Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. – 2000. – №2 (10). – С. 6-11.

- Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996.

Вопрос 2.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 940 с. – C. 803-804.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-313.

Вопрос 3.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-324.

- Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте Психология зрелости и старения. – 1998. – №3. – С. 34-69.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Средние величины. | Этиология




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.