Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития






Произвольность и саморегуляция — основа интеллектуально-личностного развития ребенка. Произвольность поведения основывается на по­степенном переходе от внешней регуляции к са­морегуляции.

В личностном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от непроизвольности, импуль­сивности, ситуативное™ поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируе­мости. Эта тенденция проявляется в умении ребенка управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. Произвольность и саморегуляция — стержневая ли­ния интеллектуально-личностного развития ребенка. Произвольность поведения основывается на посте­пенном переходе от внешней регуляции к саморегу­ляции. Особенно отчетливо эта тенденция просле­живается в становлении самоконтроля, являющего­ся производным от внешнего контроля и оценивания. Опытные учителя всегда принимают во внимание эти особенности возрастной психологии, когда необходи­мо организовать проверку и оценку знаний школь­ников. От внешнего к внутреннему, от деятельности, i организуемой учителем, к ее самоорганизации учени­ком — вот магистральный путь личностного развития и саморазвития школьника.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонть­ева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется по­следовательным формированием личностных ново­образований. Л. И. Божович проводит их анализ внутри пяти возрастных периодов личностного раз­вития ребенка (Божович Л. И., 1978, с. 30-34). «Цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием пер­вого года жизни является возникновение аффектив­но заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды». Л. И. Божович называет эти представления «мотивирующими». Их действие освобождает ребен­ка от «диктата внешних воздействий». Хотя он сам этого еще не осознает, но начинает становиться субъектом. К третьему году жизни, т. е. к концу ран­него детства, «центральным новообразованием... явля­ется " система Я" и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому», что выражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и утвер­ждении своего Я... является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы — «хочу» и «надо». Происходит формирование самосознания.

Период до 7-8 лет соотносится Л. И. Божович со становлением ребенка как «социального индивида»: «У него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, обес­печивающей эту позицию». К 12-14 годам формиру­ется «способность к целеполагаиию», т. е. к опреде­лению и постановке сознательных целей, а к 15-16 го­дам — «жизненная перспектива».

Рассмотренные Л. И. Божович возрастные перио­ды совпадают с периодами кризисов 1-го и 3-го года жизни, с кризисом 7 лет и подросткового возраста. Основной, важнейший для педагогической практики вывод, учитывающий приведенные ранее положения Л. С. Выготского, состоит в том, что педагогу необхо­димо учитывать эти особенности личностного разви­тия учащегося. Это поможет снять остроту возраст­ных кризисов у школьников, предотвратить возник­новение фрустрации (психического напряжения, тревожности и др.), нервных срывов.

Для правильного понимания развития личности ребенка особый интерес представляют ранние пери­оды (до 7 лет). Это в собственном смысле слова «пер-соногенез», т. е. становление и индивидуальное раз­витие личности. Один из ведущих исследователей этой проблемы В. С. Мухина рассматривает развитие личности как уровневое, последовательное формиро­вание структуры самосознания ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.