Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности психического развития






Сформулируем основные закономерности этого процесса.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функ­ции, свойства и образования развиваются неравно­мерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ коле­бательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленно­сти и длительности происходящих изменений. Уста­новлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колеба­тельный характер ее возрастной динамики (Рыбал­ко Е. Ф., 1990).

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Показано, что неравномерный, колебательный ха­рактер развития обусловлен нелинейной, многова­риантной природой развивающейся системы. При этом чем ниже уровень развития системы, тем силь­нее колебания: высокие подъемы сменяются значи­тельными спадами. В сложноорганизованных (вы­сокоразвитых) системах колебания становятся час­тыми, но амплитуда их резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994). Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функ­ций..., 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддер­живает свою целостность и при этом динамично раз­вивается.

Гетерохронность развития означает асинхрон-ность (несовпадение во времени) фаз развития от­дельных органов и функций. Чем же она вызвана?

Неравномерность — неодинаковость, не­постоянство в развитии психических функций.

Гетерохронностьразновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена не­линейной природой системы, то гетерохронность свя-

зывается с особенностями ее структуры, прежде все­го с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избира­тельный характер развития структур и функций в со­ответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказыва­ются разными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.